Информационно-педагогический модуль
(обобщение опыта работы учителя начальных классов МОУ «Илекская средняя общеобразовательная школа №1» Поляковой  Ларисы Николаевны)

                                                                                    Автор материала:
Андроник В.А., методист кафедры 
дидактики и частных методик
ИПКиППРО ОГПУ

Информационно-педагогический модуль
(обобщение опыта работы учителя начальных классов МОУ «Илекская средняя общеобразовательная школа №1» Поляковой  Ларисы Николаевны)

Тема: «САМОРЕАЛИЗАЦИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Теоретическая база опыта. Метод проектов был разработан американскими философами и педагогами Дж. Дьюи и В. Х. Килпатриком, а также профессором Коллигсом. В России метод проектов был организован русским педагогом С.Т. Шацким, использован современными психологами и педагогами В.В. Давыдовым, А.К. Дусавицким, Г.М. Кучинским, Д.Б. Элькониным, Е.С. Полат.

Актуальность. Необходимость развития активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем.

Сущность. В основе опыта лежит метод проектов, который был разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х.Килпатриком. Суть – стимулировать интерес ребят к определённым проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Основополагающими принципами данного опыта являются:

Учет возрастных особенностей младших школьников - проектная методика не только даёт возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, даёт возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся.
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении - обучение эффективно, когда учащийся проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной деятельности.  Проектная деятельность способствует развитию познавательной активности и становлению ученика как субъекта учебной деятельности.
Принцип научности - содержание образования включает объективные научные факты, теории, законы, которые могут быть найдены в различных источниках информации.
Принцип связи обучения с практикой .
Принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логике построения как содержания, так и процесса обучения.
Принцип наглядности - эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.
Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения  взаимосвязан с предыдущими принципами.

Условия возникновения и становление опыта.
Инновационный поиск новых средств организации образовательного процесса

Основные компоненты опыта.
Организация проектной деятельности, презентации детей,  диагностика до выполнения проекта и после выполнения проекта, анкетирование.

Новизна. Учебно-проектная деятельность способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.

Система работы учителя.

Работа над проектом.

I этап – мотивационный

На уроке  провели «мозговую атаку»: на доске вразброс были записаны все интересующие ребят вопросы. Какие из них выбрать? Мы попытались найти ответы. Выяснилось, что несколько вопросов вызвали у ребят затруднения. Я предложила ребятам стать исследователями и раскрыть тайну этих вопросов.

Класс разделился на четыре группы. Первой группе было интересно выяснить «Зачем птицы поют?». Вторая группа взяла для рассмотрения вопрос «Почему сова может охотиться в темноте?». Третью группу заинтересовало «Почему в одних сказках заяц – белый, а в других – серый?».  Вопрос «Почему кузнечик зеленый?»  решила исследовать четвертая группа. В итоге группы сформировались по интересам.

II этап – планирование деятельности по выполнению проекта:

Мы выбрали тему учебного проекта «Разнообразие и красота лесных обитателей». Творческим названием проекта стал основополагающий вопрос: «Кто живёт на дереве, кто – под деревом?»

Тема проекта тесно связана с углублением материала по предмету «Окружающий мир», с изучением музыкальных произведений, живописи, устного народного творчества.

Были  поставлены следующие образовательные и воспитательные цели:

  • Познакомить с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта проектной деятельности;
  • Вовлечь каждого участника в активный познавательный творческий процесс;
  • Учить производить презентацию своего творческого труда, отстаивать свои взгляды на выбор методов, средств и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов;
  • Воспитывать у детей интерес к художественной литературе, живописи, музыке, к творческому взаимодействию при совместной работе;
  • Воспитывать у учащихся бережное отношение ко всему живому на Земле, любви к природе, нравственного поведения в природе.

 

Задачи проекта:

  • Развитие творческих способностей, эстетического вкуса, умения самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний;
  • Формирование навыков исследовательской деятельности;
  • Отработка умения применять свои знания при создании творческого продукта, умение самостоятельно принимать решения, взаимодействовать с другими участниками проекта, обмениваться информацией.

 

Далее учащимся было объяснено, что значит собирать интересующую информацию по проекту. Само понятие «сбор информации» подсказывает, что необходимо найти интересные сведения о его работе над проектом. Какие это будут сведения – выбор самих учащихся: стихи, песни, сказки, информация, найденная в Интернете. Я предупредила ребят о том, что надо получить информацию о различных сторонах своего проекта из других школьных предметов, то есть необходимо использовать межпредметные связи. Мы наметили связь с такими предметами, как музыка, изобразительное искусство, литературное чтение. Кроме этого я объяснила детям, что, обращаясь к различным источникам, информацию нужно фиксировать. Это могут быть записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того,  можно использовать аудио- и видеозаписи.

Основная задача учителя на этапе сбора информации – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации.

Где можно найти информацию? Это могут быть: отдельные предметы (книги, классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, учителя старших классов).

Следующим этапом работы было планирование работы каждой группы.

Группа 1 – посещение библиотеки с целью нахождения энциклопедических данных для ответа на проблемный вопрос; подбор загадок о птицах; составление кроссворда. Ребятами данной группы была выдвинута интересная идея – найти записи с голосами различных птиц для проведения конкурса на лучшего знатока птиц.

Группа 2 – провести поисковую работу по подборке материала о видах сов; оформить выставку рисунков и фотографий с краткими сообщениями.

Группа 3 – подобрать произведения, в которых главным героем был заяц, и организовать выставку книг; подбор загадок; составление кроссворда, ребусов; подбор энциклопедических данных.

Группа 4 – подбор данных для ответа на вопрос, оформление рубрики «А знаете ли Вы …?»; подбор загадок; составление кроссворда; найти и разучить музыкальное произведение о кузнечике.

Учитель обозначил критерии оценки проекта:

  • Значимость и актуальность темы;
  • Самостоятельность работы над проектом;
  • Полнота и правильность раскрытия темы;
  • Оригинальность решения проблемы;
  • Артистизм и выразительность выступления при защите проекта;
  • Раскрытие содержания проекта во время презентации;
  • Ответы на вопросы во время защиты проекта;
  • Качество выполнения продукта проектной деятельности.

 

Каждый участник проекта получил памятку с вопросами – помощниками для подготовки к защите проекта:

ПАМЯТКА
Вопросы – помощники

  • Как называется ваш проект?
  • Назови главный вопрос (проблему) вашего проекта.
  • Почему важно ответить на этот вопрос (решить проблему)?
  • Зачем вы делаете этот проект?
  • Что сделали, чтобы ответить на главный вопрос (решить проблему)?
  • Расскажите (расскажи), что у вас получилось?
  • Каково назначение вашего проекта?
  • Что вам удалось выполнить сразу и почему?
  • Что вызвало у вас наибольшее затруднение? Сможете ли вы назвать причину?
  • Оцени качество выполнения и оформления проекта?
  • Что особенно понравилось в работе над проектом?
  • Расскажи о своей роли в проекте.
  • Чему ты научился во время участия в данном проекте?

 
Также мы обговорили и количество написанного: одной страницы вполне достаточно, но если кому-то очень нравится данный этап проектной деятельности, то могут писать и больше. В то же время описательная часть проекта входит в общую проектную деятельность и является обязательной стороной проекта. Объём проектной работы в размере 4 – 7 страниц (включая необходимые рисунки, эскизы и др.) проясняет ход и смысл проектной деятельности школьника. Очень важно на этом этапе работы предоставить младшему школьнику возможность понять, что он автор данной работы, что именно он довёл дело до конца, сумел применить знания, которые у него были. Он – автор, и теперь остаётся лишь защитить это авторство. 

III этап – информационно – операционный (выполнение проекта).

Следующим этапом работы было нахождение альтернативных путей решения проблемы. Главное в этой работе – чтобы учащиеся нашли как можно больше вариантов ответов на проблемный вопрос. Исходя из практики, следует отметить, что свои варианты учащиеся должны как-то зафиксировать, иначе их идеи могут затеряться, и через некоторое время они уже не повторят вам лучший вариант, который звучал у них несколько минут назад. При этом даже совсем ошибочный вариант позволяет извлекать из него полезную информацию и, следовательно, приближает к моменту быстрого нахождения лучшего варианта по трудному вопросу проекта.

Например, проблемным вопросом группы 1 является «Зачем птицы поют?». Для того, чтобы найти пути решения данной проблемы, был проведен «мозговой штурм». Ребята выдвигали гипотезы по данному вопросу: птицы поют от радости, что кончилась зима; птицы созывают своих птенцов; сообщают о том, что они заняли свой участок; будущий папа начинает звать маму своих будущих птенцов.

Далее продолжается работа по сравнению положительных и отрицательных сторон предложенных вариантов. Применительно к каждому из вариантов, полученных на предыдущем этапе работы, необходимо ответить на вопрос, какой же из них является наиболее правильным решением проблемы.

Сравнивая варианты ответов, предложенные участниками первой группы, были сделаны выводы, что не все учащиеся проработали информацию. Многие предложили в качестве вариантов ответа свои собственные мнения. В процессе обсуждения под руководством учителя были выбраны правильные варианты ответов: поют лишь самцы, они занимают участок и определяют его слышимые границы; будущие папы зовут маму своих будущих птенцов для обустройства гнезда.

На протяжении всей работы учитель помогает поставить цель, корректирует действия учащихся. Как участник проекта  и как учитель, я старалась направить учащихся на самостоятельную деятельность. Я сопровождала их в деятельности по освоению окружающего мира, обучая взаимодействию с окружающей средой, позволяя им идти впереди меня, помогая им, если они просят об этом. Учитель помогает оценить результат исследования учащихся, особенно если результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить детей не разочаровываться и продолжать исследование.

Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасения, что ребенок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.

На данном этапе проходит работа по созданию презентаций по теме проекта. Она ведется в группах. Принимается помощь родителей, умеющих работать на компьютере. Обязанности детей четко распределены в зависимости от заданий: обработка информации, поиск рисунков для оформления слайдов, связанных с тематикой проблемного вопроса, поиск загадок, составление и оформление кроссвордов, разучивание песен и игр.

Проект оформляется в виде слайдов, в которых содержится вся собранная учащимися информация по данному вопросу. Главные требования: должен содержаться ответ на главный проблемный вопрос группы; красочность; грамотность оформления записей; указание использованной литературы.

Для облегчения работы были разработаны требования к защите проекта, которые были оформлены в виде памятки для каждой рабочей группы.

ПАМЯТКА
Требования к защите проекта:

  1. Озвучить тему проекта.
  2. Рассказать о проблеме, над которой работали, доказать её актуальность.
  3. Полнота знания темы и проблемы представляемого на защиту проекта всеми членами группы
  4. Все члены группы должны принимать участие в защите.
  5. Навыки устной речи.
  6. Оформление проекта.
  7. Умение делать вывод по проблеме проекта.
  8. Умение отвечать на вопросы экспертов по теме проекта.

 

IV этап – рефлексивно – оценочный.

Результатом работы над проектом стала конференция по защите исследовательских проектов. Весь накопленный опыт, талант и творчество, активность и стремление к совершенствованию дети смогли показать при проведении защиты своих презентаций. Защита проекта – это один из самых важных, эмоционально напряженных этапов проектной деятельности младшего школьника. При защите проекта ученик не только представляет материальные результаты своего труда, но и, рассказывая о проделанной работе, дает ей оценку – защищает объективное авторство на проект.

На данном этапе деятельность учителя заключается в следующем:

  • Подготовка экспертного листа для каждой группы:

 

 

Самостоя-тельность

Организа- ционные умения

Инфор- мацион- ные умения

Комму- ника- тивные умения

Исследо- ватель- ские умения

Рефлек-сивные умения

Презен- тацион- ные умения

1 гр.

 

 

 

 

 

 

 

2 гр.

 

 

 

 

 

 

 

3 гр.

 

 

 

 

 

 

 

4 гр.

 

 

 

 

 

 

 

  • Приглашение независимых экспертов;
  • Знакомство участников проектной деятельности с экспертной группой;
  • Ведение процесса защиты.

 

Ученики должны были:

  • Составить план защиты проекта;
  • Подготовить презентацию проектного изделия;
  • Распределить роли между собой для защиты;
  • Провести репетиции;
  • Защитить проект.

 

Защита проекта проходила в два этапа. Для этого были объединены уроки окружающего мира и литературного чтения. Две группы защищались на первом уроке, две группы – на втором.

Приведем пример защиты проекта группы 3. Презентация.

Для рассмотрения данной группой был взят вопрос: «Почему в одних сказках заяц – белый, а в других – серый?».
Ребята распределили обязанности следующим образом:
2 человека – представление презентации;
1 человек – техническая сторона;
2 человека – организация и проведение выставки книг;
1 человек – проведение игры.
Все ребята отнеслись к своим обязанностям добросовестно. Показали умение работать в коллективе. Если возникали трудности у кого-либо из участников группы, остальные приходили на помощь.

Дети рассказали присутствующим о своем проекте: с чего начиналась работа, как придумывали задания, как готовились к защите, как столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания.

Очень интересной оказалась организованная учащимися выставка. Были подобраны очень красочные книги, причём не все произведения были знакомы широкому кругу присутствующих детей. Следовательно, данная выставка способствовала расширению кругозора учащихся.

Кроме этого, ребята проявили творческие способности в том, что самостоятельно нашли, разучили и провели с аудиторией игру «Заинька, выходи!», чем очень порадовали всех присутствующих.

Интересными были выступления всех остальных групп. Причём, каждая из них представила свою «изюминку».

Например, вторая группа нашла песню «Просьба», которая является призывом ко всем людям любить и охранять природу. Сделали буклет.

Презентация группы 1.
Презентация группы 2.
Презентация группы 4.

В заключении экспертная группа представила результаты оценочного листа, который выявил сильные и слабые стороны каждой группы.

 

Самостоя-тельность

Органи-зацион-ные умения

Инфор - мацион- ные умения

Комму- ника- тивные умения

Исследо- ватель- ские умения

Рефлек-сивные умения

Презен- тацион- ные умения

1 гр.

4

5

4

5

5

4

5

2 гр.

5

4

5

5

5

4

5

3 гр.

5

5

5

5

5

5

5

4 гр.

4

4

5

5

4

4

5

                                            
Исходя из данной таблицы, можно сделать выводы, что большая работа проведена всеми учащимися, но более умело организовала свою работу группа 3.

После анализа оценочного листа участники поделились своим мнением о проделанной работе и ответили на следующие вопросы:

- Понравилась ли вам работа над проектом в целом? Чем?
- Работу какой творческой группы вы хотели бы особо оценить?
- Что не удалось в нашем проекте? Какие рекомендации вы хотели бы дать своим коллегам на будущее?

Что будет дальше? Далее предполагается использование на уроках фрагментов проектной деятельности, включающей в себя индивидуальную и групповую работу.

В чём заключается педагогическая значимость проектно-исследовательской деятельности?

Открывает возможности формирования жизненного опыта. Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый шёл путём открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга.

Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей через самореализацию в творческой деятельности. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогами. в процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребёнка. При этом познаётся особенность различных видов искусств: литературы, музыки, живописи.

Хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод чётко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

 Результативность.  Данный опыт используется второй год. Нам удалось повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско – творческой деятельности. Способствует повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.

Приложение 1.

Урок окружающего мира

(Поглазова О.Т. Учебник-тетрадь №2 для 2-го класса)

Тема: «Озёра и пруды. Разнообразие озёр. Замечательные озёра России».

Цели: дать понятие об озере, о прудах; продолжить формирование логического мышления; развивать творческие способности учащихся; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: физическая карта России; мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент.
Каждый день – всегда, везде,
На занятии, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

II. Актуализация знаний.

- Дети, вы любите цветы?
Очень приятно среди зимы полюбоваться цветущими растениями, а особенную радость испытываешь тогда, когда это растение выращено тобой самим. Вот и мы в течение нашего урока попробуем «вырастить» цветок, но цветок этот необычный. Давайте назовём его ромашкой знаний, особенностью цветка является то, что каждый лепесток «раскрывается» только тогда, когда мы показываем свои знания по определённому вопросу.

(Вопросы на доске: рядом с номером вопроса прикреплён лепесток от ромашки, на обратной стороне – правильный ответ. Чтобы проверить правильность ответов ребята выходят к доске и читают ответ. Если неправильно – возвращаются на место и отвечает другой ученик.)

Вопросы:

  1. Какие водоёмы вы знаете? На какие группы можно разбить эти водоёмы? (Пресные и солёные, с текущей и стоячей водой)
  2. Как образуется река?
    (При естественном течении воды между чётко выраженными берегами. Когда льёт дождь или тает снег, часть воды стекает по земле, образуя в складках её поверхности ручейки, сливаются, создавая в горных, низменных и лесистых областях водные потоки.)
  3. С чего начинается река?(С истока. Своё начало реки берут от едва заметных родников, в болотах или озёрах, ледниках в горах.)
  4. Назовите части рек. (Русло – углубление, по которому течёт река; приток – более мелкие реки, вливаются в крупные; устье – место её впадения в море, озеро или другую реку.)
  5. В каком направлении течёт река? (Вниз)
  6. Где можно увидеть уменьшенное изображение поверхности  земли без искажения формы материков? (На глобусе)
  7. Как называется проточный водоём с истоком и устьем? (Река)
  8. Как называется самый большой в мире резервуар с пресной водой? (Озеро Байкал)
  9. Чем отличается река, озеро, пруд?
  10. Откуда вода может попасть в озеро?

    (Вопросы №8, №9, №10 – вызывают у учащихся затруднение)
- Почему данные вопросы вызвали у вас затруднения?

Слайд №1.
- Попытаемся к концу урока найти ответы на трудные вопросы и сделать наш цветок знаний более пышным.

Физминутка. (Массаж биологически активных точек)

III. Совместное «открытие» знаний.
- Для дальнейшей работы нам необходимо организовать работу в группах. Каждая группа будет выполнять свою «программу». Через определённое время (15 минут) предоставит отчёт о проделанной работе.

Задания:

I. группа:
1.Прочитать материал учебника на странице 49.
2.Использовать полученные знания и ответить на вопросы:

  • Что такое озеро?
  • Чем озеро отличается от реки? моря?
  • Чем озеро похоже на реку?

3.Используя карту, найдите и покажите Каспийское море.

II. группа:
1.Прочитать учебник на странице 50 и ответить на вопросы:

  • Что такое пруд?
  • Чем пруд отличается от озера?
  • Для чего люди делают пруд?

2.Используя карту (глобус), найдите и покажите  озеро Байкал.

III. группа:
1.Прочитать учебник на странице 51 задание №10 и ответить на вопросы данные после задания.
2.Использовать карту (глобус), найдите и покажите Ладожское озеро.

IV. Первичное закрепление.
- Ребята, вам необходимо представить свою работу. Всем слушающим ребятам предстоит определить, будут ли найдены ответы на трудные вопросы, и пришло ли время распуститься лепесткам нашей «ромашки знаний».

Слайд №2.
Ответ 1 группы:
- Озеро – это участки воды, окружённой сушей. Бывают солёные озёра и пресноводные. Солёные не имеют выходов для воды, минеральные соли оседают на дно и кристаллизуются. Самое солёное в мире озеро – Мёртвое море (солонее океанской воды в 9 раз) и т.д.

Слайд №3.
(Чем озеро отличается от реки? Река – это постоянный водоток. Озеро – природный водоём со стоячей водой.)

Слайд №4. (Чем отличается озеро от моря?)

Слайд №5.(Образование озёр).

Слайд №6.(Озеро Байкал)

Слайд №7. (Красное озеро. Исчезает по вине человека: используют воду для орошения полей, получения энергии.)
Ответ 2 группы:

Слайд №8. (Пруд.)
Ответ 3 группы:

Слайд №9. (Схема воды и суши)

Слайд №10.
- Какое значение воды в жизни человека?
- Как сохранить чистоту рек, озёр?

Слайд №11.

V. Итог урока.    
- Вернёмся к нашей ромашке.
- Теперь можем ответить на вопросы №8, №9, №10?
(Ответы детей на вопросы.)
- Получилась у нас «ромашка знаний»?
- Что узнали сегодня на уроке?
- Где могут пригодиться эти знания?
- Как мы получили знания?
- Кто больше всех помог?
- Как работал ты?
- Как работала я?

VI. Домашнее задание: стр.49-51 №8, 9.

Приложение 2.

Урок русского языка. 2 класс.

(Русский язык: Учеб. для 2кл. четырёхлет. нач. шк. /А.В. Полякова.)

Тема урока: «Текст – что это такое?»

Цель: познакомить с понятием текста; знаки препинания, помогающие лучше понимать текст.

Задачи: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков; использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность, дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Оборудование:

  1. Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
  2. Раздаточный материал (алфавит с нумерацией букв, текст «Никита – охотник»).

Ход урока

I. «Вхождение» в тему урока.

- Ребята, урок мне хотелось бы начать со стихотворения.
  
  Слайд №1
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.
- Кто знает, чьё это стихотворение?
- Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов? (Предстоит сделать какие-то открытия. Узнаем что-то новое.)
- Да, вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Сегодня вы будете учёными, которые исследуют и объясняют настоящее, прошлое, делают открытия.
- Исследуйте это предложение и объясните орфограммы. (Чу – пиши с гласной у. Ши – пиши с гласной и. Ь -  показатель мягкости. Разделительный ь.)
- Значения каких слов вам непонятны? (Просвещенья, парадоксов, гений).
обратимся к «Толковому словарю» и разберём значения этих слов.

Слайд №2
гений (человек, обладающий высшей степенью одарённости, таланта).
парадокс (греч. «неожиданный, странный», мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу).
просвещенье – распространение знаний, образование.

Слайд №3
- Восстановите перепутанную логическую цепочку слов. (Учитель даёт набор слов: предложения, слоги, звуки, слова.)
Ученик у доски восстанавливает цепочку: звуки – слоги – слова – предложения.
- Докажите правильность цепочки на примере прочитанного предложения (на доске стихотворение).

Слайд №4
- В этой цепочке не хватает одного слова. Отгадайте, какого слова не хватает? Это слово написано цифрами (20, 6, 12, 9, 20). Надо вспомнить алфавит, чтобы выполнить правильно задание. (Тест).
- Как вы думаете, почему слово текст выделено красным цветом? (Это тема нашего урока).

II. Раскрытие темы урока.

Слайд №5
1) Главный вопрос урока.
- Прочитайте главный вопрос урока (на доске). (Текст – что это такое?)
- На этот вопрос мы постараемся ответить вместе. Как вы думаете, можно ли назвать текстом стихи А.С.Пушкина? (Да).
- Приведите доказательства. (Можно выделить основную мысль. Основная мысль этого текста – говорится об открытиях.)

Слайд №6
2) Работа со схемой – рисунком «Яркие признаки текста»
На рисунке цветок с разноцветными лепестками.
- Назовите яркие признаки текста. (Заголовок, начало, основная часть, концовка, ключевые (опорные) слова, абзац, тема, основная мысль.)
Учитель открывает разноцветные лепестки и получается схема – рисунок.
- Объясните каждый признак. (Тема – это то, о чём или о ком говорится в тексте. Основная мысль – Самое важное, главное, о чём говорит нам текст. Заголовок – заглавие, название. Начало, основная часть, концовка – структура текста. Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту, в которой содержится новая мысль. Ключевые (опорные) слова – слова, по которым можно понять основную мысль текста.)
- Понять основную мысль текста – это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами. Какой признак должен быть обязательно в тексте? (Тема. Основная мысль.)

Слайд №7
3) Работа с деформированным текстом.
На доске справа – деформированный текст, слева (закрыт) – правильный текст.

* Обезьяна несла две полные горсти гороху.
** Выскочила одна горошина. Обезьяна хотела поднять её и просыпала 20 горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала всё.
*** …

Выскочила одна горошина. Обезьяна несла две полные горсти гороху.
Она бросилась поднимать и просыпала всё.
Обезьяна хотела поднять её и просыпала 20 горошинок. Тогда она рассердилась и разбросала весь горох.

- Теперь наши теоретические знания применим на практике. Прочитайте предложения (справа) на доске.
- Можно ли назвать это текстом? Докажите.
Восстановите перепутанную логическую цепочку предложений. (Дети под руководством учителя определяют порядок предложений, ставят номера предложений на доске.)
- Посмотрите на эти предложения. (Открывается текст слева.)
- Что вы заметили? (Это текст.)
- Чего не хватает в этом тексте? (Нет концовки, заглавия.)
- Придумайте заглавие. (Обезьяна. Обезьяна и горох. Случай с обезьяной.)
- Придумайте концовку. (Можно взять из текста справа. Можно придумать свою.)
- Докажите, что это текст. (В этом тексте есть признаки текста.)

Вывод.

Слайд №8
- Кто сможет ответить на главный вопрос урока? (Текст – это группа предложений, объединённых темой, основной мыслью. Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу.)

Слайд №9
- Предлагаю вам задание.
Первый вариант – выберите из текста и запишите предложение из 6-ти слов, обозначьте орфограммы.
Второй вариант – выберите из текста и запишите предложение из 3-х слов, обозначьте орфограммы.
Проверка.
4) Корректировка текста. Введение понятия о том, что предложения в тексте имеют границы и определённую последовательность.
- Перед вами на листочках текст. Прочитайте его.
Никита – охотник.
    Есть у Никиты деревянный тигр ещё есть крокодил резиновый и слон запрятал Никита тигра под кровать слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет.
(По Е.Чарушину.)
- Легко ли было читать текст? Почему? (Нет знаков препинания. Нет границ предложений.)
Граница- линия раздела между территориями, в нашем случае между предложениями.
Знаки препинания человек придумал в XV веке после изобретения книгопечатания.

Слайд №10
- Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов высказал мысль о том, что ставить их нужно по смыслу, как диктует текст. «Знаки препинания ставятся по силе разума!» - сказал он.
- Представьте себе, что вы – корректоры (лат. – «исправленный»). Возьмите в руки карандаш. Определите границы предложений, поставьте знаки препинания, напишите заглавные буквы, где это необходимо. (Самостоятельная работа учеников.)
- Проверьте друг у друга. Сколько получилось предложений? (Четыре предложения.)
- Прочитайте текст. Докажите, что это текст. (Это текст. Можно выделить тему и основную мысль.)
- Сделайте вывод. (Предложения в тексте имеют границы. Они расположены в определённой последовательности.)

Слайд №11
- Проверим ваши знания с помощью теста «Верные и неверные высказывания».
(Учитель читает вопрос, а ученики с помощью карточек « + » или « - » показывают ответ. Верное высказывание – знак « + », неверное высказывание – знак « - ». )

Учитель

Ученик

1. Текст состоит из предложений.

+

2. К тексту нельзя придумать заглавие.

-

3. Все предложения в тексте имеют границы.

+

4. Предложения в тексте не имеют определённой последовательности.

-

5. В тексте всегда о чём-то или о ком-то говорится.

+

6. Текст можно разделить на части.

+

7. Каждая часть текста записывается с красной строки.

+

III. Итог.
- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?

Слайд №13

V. Домашнее задание (по выбору): дописать концовку к тексту «Никита – охотник»; придумать и записать свой текст на любую тему.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации