Информационно-педагогический модуль
(обобщение опыта работы учителя начальных классов СОШ №5 г. Кувандыка Гурентьевой Людмилы Викторовны

                                                                                    Автор материала:
Андроник В.А., методист кафедры 
дидактики и частных методик
ИПКиППРО ОГПУ

 

Информационно-педагогический модуль
(обобщение опыта работы учителя начальных классов СОШ №5 г. Кувандыка Гурентьевой Людмилы Викторовны

1. Тема: Формирование информационной компетентности младших школьников на уроках математики.

2. Теоретическая база опыта основывается на теориях: Хуторского А.В. «Ключевые компетенции и образовательные стандарты» // Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО, Марковой А.К. «Формирование интереса к учению у школьников», Карагозова С.Д. «Информационная культура в контексте общей теории культуры личности. //Педагогическая информатика, Харчевниковой Е.Л. «Педагогические условия использования книги как средства формирования информационной культуры ребёнка».

Актуальность: Социальный заказ на образовательные услуги претерпевает в настоящее время множество изменений. Одним из таких изменений является поворот от формально-знаниевого к личностно деятельному подходу в образовании, который предполагает появление новых требований к уровню подготовки школьников. Выпускник должен не только и не столько обладать суммой знаний, умений и навыков, сколько овладеть набором способов деятельности, т.е. компетентностями.

В современном информационном обществе, где информация быстро меняется, нужен человек, который умеет работать с информацией. Но в начальном образовании содержание программ не дает возможность формировать информационную компетентность. Таким образом, появилось противоречие между необходимостью учить детей работать с информацией и возможностями современной школы в данном вопросе.

3. Основополагающими принципами данного опыта работы являются:

- проектирование индивидуальной образовательной стратегии на основе этапности, вариативности и дифференциации обучения, т.е. приспособление процесса обучения к индивидуальным особенностям обучающихся с учётом начального и требуемого уровней
сформированности информационной компетентности;
- приоритет самостоятельного обучения, что означает самостоятельное осуществление обучающимся своего обучения под руководством преподавателя;
- контекстность информационного обучения, которая преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели информационной деятельности и строится с учетом уровня сформированности информационной компетентности;
- опора на имеющийся опыт работы обучающегося в информационном поле, используемый в качестве одного из источников обучения;
- актуализация результатов обучения, предполагающая безотлагательное применение на практике приобретенных знаний;
- оптимальные условия обучения.

4. Условия возникновения и становления опыта:. В 2003 году учителя СОШ №5 г. Кувандыка ввели урок информатики в начальных классах, оборудовали кабинет компьютерами и мультимедийным проектором, дополнили библиотеку справочной литературой и занялись проблемой формирования информационной компетентности. Необходимость работы по данной проблеме появилась в результате совместного заседания с учителями среднего звена, которые говорили о том, что ученики пятых классов не умеют работать в информационном пространстве.

5. Сущность работы заключается в целенаправленном систематическом выполнении следующих требований:
- внедрение информационных технологий во все традиционные виды учебной деятельности, в том числе на разных этапах урока;
- создание системы поддержки самостоятельной работы учеников;
- увеличение удельного веса использования современных приёмов и методов обучения (активно деятельностных,  проектных, проведение дискуссий и пр.).

6. Основные компоненты опыта:
- полноценное информационное обеспечение учебного процесса;
- увеличение доли исследовательской работы в образовательном процессе;
- создание системы поддержки самостоятельной работы учеников.

7. Новизна предусматривает использование на уроках математики информационных технологий обучения, что позволяет включить в работу всех детей класса и регулярно использовать задания поиска, а затем и использование необходимой информации для уроков математики.

8. Системность работы учителя и её результативность заключена в целенаправленном регулярном использовании заданий, направленных на информационный поиск, обработку и использование информации на уроках. Решение проблемы формирования информационной компетентности позволило повысить рейтинг уроков математики и добиться высокого качества обучения. Данная работа показала, что ученики имеют следующие результаты:

Общее информационное мировозэрение  - 69%
Ориентация в информационной среде  - 61%
Знания в области информационных процессов - 73%
Умение работать в информационной среде - освоение процесса поиска необходимой информации, указание необходимых данных нужной литературы - 69%
Умение обрабатывать полученную информацию: находить и выделять главное, не использовать вспомогательные данные - 58%
Умение обработки простых информационных сведений и их использование для работы - 76%

 

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации