Формирование коммуникативных умений у младших школьников на уроках литературного чтения.

                                                                                    Автор материала:
Андроник В.А., методист кафедры 
дидактики и частных методик
ИПКиППРО ОГПУ

Информационно-педагогический модуль
(обобщение опыта работы учителя начальных классов СОШ №5 г. Кувандыка
Скворцовой Наталии Николаевны

 Тема: Формирование коммуникативных умений у младших школьников на уроках литературного чтения.

 Теоретическая база опыта. Вопросы специально организованной речевой деятельности, проблемы межличностного взаимодействия рассматривали Л.С.Выготский, В.А.Сухомлинский, С.Л.Рубинштейн, А.А.Леонтьев, М.М.Бахтин. Исследования Г.М.Андреевой, В.А.Канн-Калика, А.А.Кидрона, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, А.М.Мудрика, В.Н.Панферова, Г.С.Трофимовой, Д.Б.Эльконина доказывают необходимость систематической работы по развитию межличностных отношений, обращают внимание на обязательность организации коммуникативной деятельности, специально организованного общения.

Актуальность. Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Основополагающими принципами данного опыта работы являются:
- учет индивидуальных особенностей данного возраста;
- системность;
- поэтапность;
- научность.

 Условия возникновения и становления опыта. В современном образовании осуществляется переход от «школы знания» к «школе понимания», которая провозглашает приоритет коммуникации над информацией, приоритет понимания над знанием. На смену авторитарному субъект-объектному подходу приходит гуманный личностно-ориентированный подход, в котором развитие учащегося рассматривается как главная ценность образовательного процесса. Для большинства концепций образования (система развивающего обучения, «Школа диалога культур», «Школа коммуникативной дидактики») и образовательных технологий характерен взгляд на урок как на коммуникативное событие и большой интерес к детским репликам и версиям. Осознание актуальности проблемы послужило постановке главной цели активизации общения – формирование коммуникативной активности обучаемых, при которой наблюдается поиск нестандартных способов решения коммуникативных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности.

Сущность работы заключается в том, что коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи) Однако основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

Основные компоненты опыта:

  • Самооценка коммуникативных умений – тестирование;
  • Определение уровня речевого развития учащихся – обследование;
  • Произношение;
  • Выявление уровня развития связной речи;
  • Выявление уровня понимания обращенной речи.

Новизна предусматривает использование на уроках литературного чтения упражнений по формированию коммуникативных умений через: обучение содержанию предмета, развитие прикладных исследовательских умений, развитие социально-коммуникативных умений, личностно ориентированный аспект учебной коммуникации. Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации.

8. Системность работы учителя и её результативность. Введение комплекса специально организованных упражнений в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов.


Коммуникативные умения

Результаты входящих диагностик (высокий уровень)

Результаты заключительных диагностик (высокий уровень)

Самооценка коммуникативных умений

4%

54%

Речевая коммуникация

14%

75%

Произношение

0%

77%

Связная речь

4%

61%

Понимание обращенной речи

25%

57%

 

Комплекс упражнений по формированию коммуникативных умений.
Ситуация современного школьного обучения требует от ребёнка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор.

Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся, должен хорошо представлять себе какие основные формы учебной коммуникации могут развиваться на уроке литературного чтения. Н.И. Дереклеева представила в своей работе это в следующей таблице:

Основные формы учебной коммуникации.


Монологические формы речевой коммуникации

Диалогические формы речевой коммуникации

Выступать с готовой заранее речью

Учебная беседа учителя и ученика

Выступать с неподготовленной речью

Учебная беседа в парах

Рассказывать

Учебная беседа в группах

Пересказывать

Дискуссия

Спрашивать и задавать вопросы

Дебаты

Сообщать

Переговоры

Докладывать

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Ролевая игра

Аргументировать

Театрализация

Ассоциировать

Блиц-турнир

Критиковать

Учебный ринг

Доказывать и опровергать

Открытый микрофон

Защищать и доказывать своё мнение

Защита проекта

Развитие речевой компетенции учащихся предполагает понимание учителем целей обучения речевому общению. Речевая компетентность формируется:
- через обучение содержанию предмета;
- через развитие прикладных исследовательских умений;
- через развитие социально-коммуникативных умений;
- через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.
Это может быть выражено в следующей таблице:


Прикладной аспект учебной коммуникации

Исследовательский аспект учебной коммуникации

Социально-коммуникативный аспект учебной коммуникации

Личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации

1. Прикладные знания по предмету(факты, правила, понятия и т.д.)
2. Понимание учебного материала (Причинно-следственные связи, терминология, феномены).
3. Выделение главного и второстепенного; установление межпредметных связей; поиск и нахождение обоснования выводов и доказательств.
4.Оценка изучаемого материала

 

1. Умение не только отвечать на вопросы по предмету, но и ставить его.
2. Умение структурировать учебный материал в логической последовательности.
3. Умение планировать учебную деятельность в целом и в рамках изучаемой темы.
4. Умение работать со справочной и дополнительной литературой.
5. Качество оформления изучаемого материала.
6. Умение представлять и презентировать изучаемый материал

1. Развитие умений слушать.
2. Развитие умения участвовать в беседе.
3. развитие умения ставить вопросы, качественно их формулировать.
4. Развитие умения дискутировать и презентировать вопрос, тему, проблему.
5. Развитие умений аргументации и обоснования как личностного качества коммуникативного общения

1. Формирования навыков общения.
2. Преодоления учебной неуверенности и неверия в собственные силы.
3. Формирование учебной мотивации.
4. развитие критического мышления.
5 Формирование вовлечённости в общее дело.
6.Формирование доверия к другим и себе.
7. Способность к глубокой творческой деятельности.
8. Целеполагание и определение пути к собственным достижениям

Материалы приведенной таблицы свидетельствуют о том, что возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика огромны. Для того чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить, это делать именно на школьном уроке.
Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая может иметь следующие этапы:


Этапы

Умения, отрабатываемые под руководством учителя

1 этап

готовность учащихся участвовать в урочном общении

отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ

задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой

комментировать вопросы и ответы

делать сообщения

рассказывать логично и последовательно

2 этап

простота и чёткость речевого высказывания

отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку

умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко

умение использовать примеры, подтверждающие высказывание

умение использовать риторические вопросы

умение вступать в контакт с партнёром и собеседником

умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания

3 этап

умение вести беседу в паре, в группе

умение поддерживать беседу

умение вести конструктивный диалог

умение построить дискуссию и вести её

умение участвовать в конференциях, играх и турнирах

Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько аспектов: развитие определённых особенностей мышления и речи учащихся, формирование у них определённых социальных установок и коммуникативных умений. Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь, в которой объединяются тесно связанные друг с другом функции: выразительная(с помощью которой отражаются соответствующие состояния говорящего субъекта), аппеляционная (посредством которой «другой» побуждается к действию) и изобразительная(посредством её «другому» изображается, сообщается положение вещей) [5]

Совершенно очевидно, что реализация названных функций прямо связана с тем, насколько свободно человек владеет речью. Свобода владения речью зависит от: обширности словарного запаса; образности и правильности речи; точного восприятия устного слова и точной передачи идей партнёров своими словами; умения выделять из услышанного существо дела; конкретной постановки вопросов; краткости и точности формулировок; логичности построения и изложения высказывания.

Отсутствие свободы владения речью приводит к тому, что у учащихся не вырабатывается та уверенность, та раскованность, которые необходимы в деловых беседах, на собраниях, на уроках [10 ].

«Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова» Л. Успенский. Развивать этот «дар», чтобы язык ребёнка как можно реже заплетался, сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрёпанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, в наше время необходимо [33]

Для составления полноценного высказывания необходимо, чтобы говорящий обладал достаточным запасом слов, чёткой артикуляцией, грамматически правильно строил предложения. Поэтому работу по формированию речевой деятельности нужно вести по следующим направлениям:

Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:

- игровые приёмы;

- задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения.

Работа над связной речью

Рассуждать
Придумывать
Аргументировать
Выражать отношение к высказываемому

Выделять главное и второстепенное
Сравнивать
Выделять общее и различное
(Приложение №2)

Строить логически обоснованное в языковом отношении высказывание

«Эмпатийное распознавание» -  формирует умение проникновения – чувствование в переживание другого человека и соответственно  реагировать на них.
Анализ эмоциональных состояний: как отличить испуганного человека от удивлённого, или весёлого от грустного.
-Определить настроение: «Разбилась чашка», «Убежал щенок»
- «Путешествие» - представить, что оказались на месте развёртывания событий отражённых в произведении и рассказать, что услышали, почувствовали, находясь «рядом» с каким-либо объектом, героем.
«Рассказ от первого лица»
- рассказать от лица собаки о медали, полученной на выставке. О чём могла бы рассказать собака?
- повествование от имени неживого предмета: «Истории из жизни старого башмака» и т.д.
Описать одно и то же событие с разных точек зрения: от лица Хвастуна, Ворчуна, Весёлого или грустного человека
«Сказка в заданном ключе»- введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку
«Изменение сказочной развязки» - придумать другое окончание сказки, рассказа.

«Сравнение» - на что похожи облако, лист, камешек?
«Хорошо-плохо» - выделение положительных, отрицательных функций какого-либо предмета, явления, поступка.

 

«Почемучка» - учит не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно их задавать, правильно формулировать:
- Почему бывает дождь?
- Почему лето и зима никак не встретятся?
«Комплимент» - сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)

      [40]                                                                                                         


Упражнения для формирования восприятия высказываний

Восприятие высказываний

Слуховая память

«Воспроизведение»- воспроизвести фразу, слово как настоящее эхо, т.е. проговаривая концовку: - машина….шина.  Как можно точнее повторить сказанную фразу.

«Послушай и запомни»- после прочтения произведения, перечислить, например, предметы быта, предметы мебели и т.д.

«Чужое слово» - учащиеся слушают стихотворение, в котором одно слово «чужое» - «сбежало из другого стихотворения». Обнаружить это слово.

«Прогулка» - после прочтения произведения, перечислить По-порядку места, где побывал герой произведения.

 


Научить слышать и слушать других помогают следующие приёмы

«Установка»
- Когда будете слушать, постарайтесь понять главное.
- Приготовьтесь к оцениванию ответа.
- Вы будете контролёрами.

«Пауза»
- Я благодарна вам за то, что вы не спешите отвечать. Значит, вы думаете.

 

Включение детей в активное восприятие речи одноклассников

Оцени ответ Вовы.

 Кто сможет поспорить с Димой?

Дополни то, что не сказала Юля.

Как ты понял, о чём говорил Серёжа?

Повтори самое главное, что сказала Лена.

Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.

Организация диалога при работе в парах, в группах [32, 33]

Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога:

- Любое мнение ценно,
- Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания.
- Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего.
- Хочешь говорить – подними руку.
- Дай возможность другому высказать свое мнение, а себе – понять его.
- Обращение начинается с имени.
- Критика должна быть тактичной.
- Отсутствие результата – тоже результат.
- Голос – твой божественный дар, умей им владеть. 

Для организации диалога с автором художественного произведения необходимо организация читательской деятельности, которая включает:

Эмоциональное вслушивание – это развитие художественного восприятия.

Вычитывание – развитие способов художественного анализа произведения.

Выразительное чтение детей – развитие умения художественного исполнения.

Сочинения, рисование, инсценировки.

Результатом организации чтения, как диалога с автором и освоения ребёнком позиции настоящего читателя считается:

1. Владения детьми способа понимания художественного произведения
2. Умения выразительно читать.
3. Стремление выразить и грамотно оформить свои суждения о произведении в устной речи.
4. Расширение читательского кругозора.
5. Развитие «чувства языка» и литературного вкуса.
6. Формирование коммуникативных способностей.

Помогут в формировании диалогового общения друг с другом, следующие упражнения:

1. Ролевое чтение
2. Ролевые диалоги
3. Работа в парах ( инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения)
4. Придумать разговор героев произведения по телефону.
5. Инценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.)

В ходе учебной деятельности лучше всего развивать коммуникативные умения у младших школьников на уроках в игровой деятельности. Игры и упражнения взяты из сборника «Игры – обучение, тренинг, досуг» под редакцией В.В. Петрусинского.

Мы выделили игры с конкретной целью – формирования коммуникативных умений через организацию коммуникативной деятельности.

Творческие игры способствуют формированию коммуникативных умений. (Приложение № 3)      


Типы коммуникативных игр

Игры учебного характера

Игры, имитирующие телевизионные игры, детские игры, ролевые игры

«Авторская сказка»

«Цветик-семицветик»

«Угадай, кто я?»

«Испорченный телефон»

«Фраза по кругу»

«Магазин»

«Слово как магнит»

«Дикторы»

«Истории навыворот»

Предметная игра «Что? Где? Когда?»

«От первого лица»

 

«Цепочка»

 

«Слушай и повторяй за мной»

 

«Восстановить историю»

 

(Приложение №3)

Творческие игры проводятся с целью воспитания и обучения учащихся. Творческая игра, как пишет М.Ф. Фомичёва [46], даёт младшим школьникам возможность пережить и перечувствовать в воображаемой обстановке волнующие, яркие события. Дети чаще всего осознают родной язык на основе игры. М.Ф. Фомичёва утверждает, что игра – это не только показ, переживание поступка, это ещё и мысль-действие, и мысль-образ. И в этом её воспитывающая сила.   

 Пристрастие к лингвистическим играм на уроках литературного чтения – естественное желание ребёнка, которое необходимо всячески поощрять, так как приобщение к словесному творчеству активизирует потребность в выражении собственных мыслей словами, понятными для окружающих; способствует формированию у него множества ценных человеческих качеств.

Особая роль в формировании коммуникативных навыков отводится индивидуальному разговору. Это своего рода внутренний монологический ответ. Для этого на начальном этапе используется план по теме, затем только опорные слова, затем только первое или только последнее слово. Такая внутренняя подготовка ребёнка способствует снятию напряжения, волнения и способствует дальнейшему формированию монологического ответа у доски [25]


Монологическая речь

Виды монологических высказываний

Коммуникативные задачи и соответствующие им речевые действия

Краткое сообщение

- Сообщить фактическую информацию: Кто? Что делать? Какой (-ая, -ое, ие)? Зачем? – сочетая предложения в правильной логической последовательности

Рассказ

- рассказывать о себе, о герое произведения.
- выражать при этом своё мнение, свою оценку.

Описание

Описывать природу, внешность, поведение и т.д.

Характеристика

Дать характеристику и обосновывать высказывание

Опираясь на исследования доктора педагогических наук В.С.Безруковой, можно использовать вопросно-ответную форму урока, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся. Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие виды вопросов:


Тренинговые вопросы

учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач

Конструктивные вопросы

требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа

Альтернативные вопросы.

используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.

Вопросы-ловушки.

учащиеся доказывают, что вопрос не имеет ответа

Наводящий вопрос.

вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.

Вопрос-внушение

направляет в нужное русло, сокращает время и зону поиска ответа.

Контрвопрос.

он требует, чтобы ученик задал встречный и уточняющий вопрос.

Таким образом, вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования коммуникативных умений учащихся. В них бьётся живая мысль, рождаются чувства и отношения

Развивать у учащихся интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями поможет такое упражнение как «Книжная ярмарка». Лучше всего это упражнение использовать в самом начале изучения учебной темы. Учащимся предлагается выбрать ту или иную книгу и прочитать её. Для прочтения отводится одна-две недели. После прочтения выбранных книг на одном из уроков проводится так называемая книжная ярмарка, в ходе которой учащиеся представляют прочитанные книги. Представление книги длится 5 минут. Этого времени достаточно, чтобы сконцентрироваться на самом главном в представлении. Ребята могут не только рассказать о прочитанной книге, но и познакомить сверстников с её автором.

Ребята рассказывают о прочитанной книге в парах друг другу или в группах, а затем по рекомендации групп знакомят весь класс с любимой или понравившейся книгой.

В результате мы пришли к следующему выводу:

Основные формы учебной коммуникации, формируемые на уроках литературного чтения – монологические и диалогические формы.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации