О проведении «Урока России»  в ОУ РФ накануне дня Конституции РФ

Исполнитель:Зав. УМК начального образования Агапова И.Ю
Дата: 28.11.2002

Рекомендации по проведению «Урока России» в начальной школе (1-4 классы).

Материалы к уроку носят рекомендательный характер. Учитель может, опираясь на данную разработку, провести  «Урок России», исходя  из собственного опыта организации занятий, возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся, символики нашего региона.

Целью урока является социализация младшего школьника :

-усвоение нравственных норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности,

-воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам.

Оборудование урока: карта России, изображение государственного герба, флага, запись гимна России.

Возможные приемы работы на уроке: беседа, краткие сообщения школьников, чтение стихов, пословиц, кроссворды, привлечение актуального краеведческого материала. (Дидактическое пособие « Родной край» Агаповой И.Ю., Агеевой Г.А ООИПКРО, 2002 г.).

 В 1 и 2 классах задачей урока является воспитание  у детей уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн). При проведении «Урока России» в 1 классе следует учитывать представления младших школьников, полученных ими на «Уроке гражданина».

Урок можно начать со слов великого русского поэта А.С.Пушкина : « Клянусь честью, что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

Ответы детей как они понимают эти слова помогут  учителю напомнить, что живут  все они в Российской Федерации. Можно еще раз вспомнить о происхождении названия «Русь». Одни  ученые полагают, что оно является производным от названия реки Рось ( приток Днепра южнее Киева) и дано древними славянами-земледельцами. В.Даль в « Толковом словаре» писал, что « Русь- мир, белсвет…». Русский поэт И.Никитин написал замечательные строчки о Руси:

Под большим шатром
Голубых небес-
Вижу –даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами…
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася !…
Кто она такая- великая Русь ? Сколько ей лет? Как жила она прежде, бедовала и радовалась?

 В любом государстве есть свои государственные символы- флаг, герб, гимн .Главный закон, определяющий жизнь государства,, права и обязанности его граждан, -это Конституция Российской Федерации.  День принятия Конституции –12 декабря 1993 года является государственным праздником. Следует обратить внимание школьников на функциональное назначение государственного герба и флага.  Активизации познавательной деятельности могут способствовать вопросы: « Зачем нужен герб», «Зачем нужен флаг», « Где можно увидеть изображение герба и флага России? На каких местах?».

Гости и туристы, приезжающие из других государств, видят на границе трехцветный флаг и Государственный герб- двуглавого орла. Герб можно найти на монетах и денежных знаках нашей страны, на печатях.

При знакомстве младших школьников с гербом можно предложить детям описать Государственный Герб России.

На   уроке   целесообразно   использовать   изображения Государственного  герба  и  Государственного  флага  России, репродукции   произведений   русских   художников -пейзажистов, фотографии Кремля и Красной площади, запись Государственного гимна Российской Федерации. Создать торжественную и праздничную атмосферу в классе помогут записи песен и народной музыки. Ученики должны зрительно представлять, как выглядят Государственный флаг и герб страны.

Детям можно предложить назвать цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный). Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий — небо, верность и правду, красный — огонь и отвагу.

Необходимо сформировать у детей представление о том, что цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи — нарядные сарафаны и другую одежду.

При знакомстве младших школьников с гербом можно предложить детям описать Государственный Герб России. Учитель сообщает, что герб сочетает в себе знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Можно привести определенный порядок описания. Вначале называют цвет фона (щита), затем - изображение, при этом первым называют изображение, находящееся в центре (двуглавый орел). На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава, Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это — Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Следует подчеркнуть, что герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Важно обратить внимание учащихся на то, как красивы эти цвета в картинах природы и произведениях искусства. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение; белый цвет является символом чистоты, а красный — символом жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит символизирует высокое и чистое. Именно поэтому эти цвета часто использовали русские крестьяне для своей одежды и украшения своих домов. Замечаем мы эти цвета и в русской архитектуре, например, белые соборы и красные стены, башни Московского Кремля, нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатерининского дворца в Царском селе под Санкт-Петербургом,

Следует обратить внимание детей на функциональное назначение государственного герба и флага. Активизации познавательной деятельности учащихся могут способствовать вопросы: «Зачем нужен герб?», «Зачем нужен флаг?», «Где можно увидеть изображение герба и флага России? На каких предметах?»..

Учащиеся знакомятся с гимном России. При этом следует подчеркнуть, что гимн — это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных   праздников,   подъема  Государственного   флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны' люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. В качестве примера можно привести Олимпийские игры. Когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, звучит гимн России и поднимается вверх российский флаг, Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна, который звучит по радио.

Детям читается текст Государственного гимна Российской Федерации. Необходимо обратить внимание детей на его содержание, которое отражает любовь к Родине - России, красоту ее природы, гордость ее историей, надежды на будущее.

В ходе урока целесообразно использовать пословицы, поговорки, песни, загадки о солнце, о природе, о Родине.

В третьем и четвертом классах идет    расширение представлений детей о родной стране, о государственных символах России, Конституции — основном законе страны; у детей воспитываются любовь к родной стране, уважение  к законам и символам.

Активизации познавательной деятельности младших школьников могут способствовать вопросы: «Как называется наша страна?», «Какие народы живут в России?», «Знаете ли вы, как называется праздник 12 декабря?», «Что такое Конституция?», «Какие права и обязанности есть у граждан России?», «Какие символы имеет наша страна?», «Как вы считаете, зачем стране нужна символика?», «Из чего она состоит?». Помочь ответить на эти вопросы   может иллюстративный ряд, представленный на уроке.

На уроках, так же как в первом и втором классах, используются изображения государственных флага и герба России, запись гимна России. В качестве раздаточного материала могут служить рисунки флагов и гербов некоторых стран (без подписей), Например, можно предложить детям сравнить изображения флагов России, Франции (продольные   полосы  -  синяя,   белая,   красная),   Болгарии (горизонтальные полосы - белая, зеленая, красная). Нидерландов (горизонтальные полосы - красная, белая, синяя). Раздаточный материал поможет младшим школьникам научиться узнавать символы своей страны и отличать их от символов других стран.

Продолжается знакомство детей с Конституцией Российской Федерации. Дети узнают, что законы — это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, к какому народу они принадлежат. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником пашей страны - красным днем календаря. Напомнить детям права гражданина, записанные в Конституции: право на образование, на охрану здоровья, на отдых и труд. Кроме прав, у граждан России есть обязанности, которые тоже отражены в основном Законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.

Учащиеся третьего и четвертого классов уже знают, какие цвета у российского флага, из каких элементов состоит герб России, они также имеют некоторые представления об истории российского герба и флага. В ходе урока необходимо подвести школьников к пониманию того, что государственные символы страны имеют долгую историю, к ним надо относиться с уважением, ими нужно гордиться. Двуглавый орел является символом России уже более пятисот лет, а бело-сине-красному флагу — более трехсот лет.

Учитель знакомит детей с тем, что двуглавый орел знаменует единство народов, живущих на необъятных просторах нашей Родины. Короны над его головами - это символ союза народов, из которых состоит Россия. Скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар) в лапах орла означают сильную власть и защиту государства, его единство. Всадник, поражающий копьем змея, не только эмблема Москвы, но и символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.

На уроке дети слушают гимн России. Учитель может предложить детям ответить на вопрос: «Какие чувства у вас вызывают музыка и слова гимна?»

Полученные младшими школьниками на «Уроке России» представления о Конституции и символике России найдут дальнейшее развитие на уроках по окружающему миру, литературному чтению и музыке, будут способствовать воспитанию патриотов родной страны.

Дополнительный материал для учителя. ( журнал « Начальная школа»  №7 , 2001 год. С. 3-8.)

Т.С.Голубева  «Государственная символика России».

Главный символ любого государства его герб. В нем в образной форме выражена государственность страны и ее государствообразующей нации.

Еще в первобытные времена, когда люди жили родами и племенами, у них было стремление как-то выделить себя среди других родов, показать свое отличие, идентифицировать себя. Для этого служил тотем. Это, как правило, изображение какого-то животного или птицы: медведя, льва, орла. По верованиям первобытных людей тотем считался родоначальником племен. Эти верования называют тотемизмом - культов тотемов. Род считал тотема своим покровителем и защитником. Прошли тысячи лет, и на гербах многих современных юродов появились животные. С древности гербом Ярославля, например, был медведь.

С развитием общественной жизни и появлением государств возникли и более сложные символы. На Руси в некоторых княжествах, в частности Московском, задолго до принятия христианства символом был сражающийся всадник. Его называли Ездец. Он сражается со Змием — олицетворением зла. В образе змия—Змея-горыныча русских сказок - наши предки представляли орды кочевников (печенегов. половцев), своими набегами терзавших русскую землю.

После крещения Руси Ездец старанием церкви превратился в Святого Георгия Победоносца. Характерно, что на русских иконах Георгия изображали сражающимся: Змий еще! не повержен окончательно. Может он только ранен и еще поднимается?! Значит Зло может подняться и снова вступить в бой? Вот оно образное восприятие русской истории: многовековая борьба с многочисленными врагами!

Герб России - двухглавый Орел, на своих мощных крыльях взмывающий над страной, более четырех столетий олицетворял нашу державу. Немного найдется в мире таких долговечных гербов!

Принятие этого герба связано с именем Ивана III Васильевича (1440-1505). великого князя московского (с 1462).

После смерти первой жены Иван решил жениться на иноземке — наследнице византийского престола Зое Палеолог. Правда, наследницей она была призрачной. Византийской империи уже не существовало: ее захватили турки. Последний византийский император Константин погиб при штурме турками своей столицы — Константинополя. Его брат - Фома Палеолог — с женой, двумя сыновьями и дочерью Зоей бежал на остров Корфу. Зоя (в России Софья) и стала Великой княгиней Московской — женой Великого князя Ивана III Васильевича.

Софья отбыла из солнечной Италии 24 июля 1472 г.. а приехала а Москву 12 ноября холодной дождливой осенью.

Будущие поданные встречали Софью в Ревеле (теперь Таллинн). Это были псковски- чане, жившие на землях, близких к Ревелю. В гавани стояли шесть больших кораблей, груженных подарками для будущей государыни. И она приехала не с пустыми руками.

Самым ценным, что привезла Софья Фоминична в Москву, была богатейшая библиотека редких книг. Таких в России еще не было. Слава о библиотеку шла по всей России. При внуке Софьи — Иване IV Гретом библиотека ис­чезла. Ее ищут и археологи. и кладоискатели, но наши не могут, Исчезнувшая библиотека Ивана Грозного -одна из загадок всех времен.

Пол влиянием жены, с детства привыкшей к блеску и роскоши греческого двора, Иван резко изменил порядки в Кремле. (Кстати, и Кремль был построен новый, стоящий и поныне).Но дело не только ч не столько в «капризах» жены. Женившись на византийской принцессе, Иван III считал себя наследником погибшей Византийской империи. Недаром Москву стали именовать Третьим Римом.

Правление Ивана III — важнейший этап в развитии русском государственности от раздробленных княжеств к сильному Московско­му государству. Иван III стал «самодержцем». "Государем всея Руси». Общаясь с иностран­цами. Иван III именовал себя царем. (Офици­ально царский титул впервые принял Иван IV. внук Ивана III и Софьи Фоминичны.)

Задолго до Петра I Иван понял, чти Моск­ве нужно «ногою твердой стать при море». Он построил первый порт на Балтике - Ивангород напротив шведской тогда Нарвы. Началась воина со Швецией. Она шла с перемен­ным успехом, но свободу торговли на Балтике русским судам Иван III обеспечил. Говоря о великих реформах Петра I, нельзя забывать и о деяниях Ивана III.

В памяти потомков 43-летнее правление Ивана 14 осталось как время покоя и справедливости. Судили хотя и сурово, подчас жестоко,. Но по законам. по Судебнику Ивана 111. Нанимая иностранных специалистов. государь следил, чтобы Русь не попала в зависимость  от западных стран.

Иван 111 поощрял торговлю, съестные при­пасы в Москве были необычайно дешевы. Об этом писали все иностранцы. Самое большое впечатление на них производил торг, зимой на льду Москвы-реки под стенами Кремля: цены были такими низкими, что мясо продавали не на вес,. а  на «глазок» целыми замороженными тушами, уже ободранными.

Потомки и сотни лет спустя отдавали дань уважения Ивану 111, Московская Русь при нем превратилась в одну из ведущих стран мира. Несмотря на широкое сотрудничество с западом. Иван 111 свято хранил русские обычаи, гордость. н достоинство русских люден,

         Новый герб,  принятый Иваном 111, не просто повторил очертания герба, привезенного Софьей. Изображение двуглавого орла  Палеологов было плоскостным, безжизненным. Русский двуглавый Орел как бы наполнился плотью и кровью, превратившись в могучую Прочную пищу, юрко смотрящую на Запад и Восток. Но Иван III не расстался и со старинным гербом Великого княжества Московского. Изображение исконно русского Святою Георгия Победоносна было помещено на грудь Орла.

На своих могучих крыльях двуглавый Орел держал Россию вплоть до 1917 г.

За время своей долгой жизни русский герб неоднократно изменялся. Первый раз было при Михаиле Федоровиче (1613 -1М5) -первом царе династии Романовых.

Над головами Орла, увенчанными корона­ми. появилась третья корона. При сыне царя Михаила. Алексее Михайловиче, русский Орел «получил» в свои когти символы царской власти - Скипетр и Державу, Они были главными атрибутами при венчании на царст­во каждого нового царя. Три короны первона­чально считались символом Святой Троицы, а позднее — символом единства трех братских славянских народов — русского, украинского и белорусского. И в дальнейшем, в начале каждого царствования, менялась форма и детали герба. Так было до Александра 111 (1881-1894), В 1892 г. в Своде законов Российской империи появляется точное описание герба,

За долгие годы существования крылья Ор­ла поднялись вверх, и на чих появились гербы главных частей Российской Империи. На пра­вом крыле: Царств Казанского, Польского, Таврического соединенный герб древних русских княжеств — Киевского, Владимирского, Новгородского. Па левом крыле герба: Царств Астраханского, Сибирского, Грузинского, Великого княжества Финляндского.

Изображение этого Орла содержало в себе полный титул Российских императоров, кото­рый употреблялся в торжественных манифестах. На грудь Орла возвратилась Андреевская цепь: она появилась при Петре 1. в связи с учреждением ордена Андрея Первозванного, а «исчезла» при Александре I- "Двуглавый Орел - символ вечности России, символ сохранения в чистоте в русском народе веры православной, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории. Две головы Орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока а три короны над ними. скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех восточно-славянских народов - русских. украинцев и белорусов. Скипетр и держава в конях Орла - образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Грудь Орла, защищенная шитом с изображением Св. Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву как иа собирательницу и защитницу земель русских». И недаром на пороге XXI века двуглавый Орел снова становится символом России.

Флаг.

Слово «флаг» греческого происхождения от слова «флего», что означало «сжигать,  озарять, гореть». С глубокой древности восточные славяне — русы имели свои слова для обозначения флагов. Наиболее древнее — «стяг». Оно сохраняется и в наше время.

Стяг у русских дружин был с языческих времен. На страницах летописей можно видеть красочные рисунки: воин держит длинный тест с куском яркой ткани с изображением языческого бога. С принятием христианства стяги изменяются: на полотнищах с двумя, трем концами изображаются русские святые. Это были уже иконы-хоругви. На поле Куликовом воинов вдохновляло знамя — икона-хоругвь с образом Спаса Нерукотворного. Его по преданию, вручил князю Дмитрию Сергий Радонежский со словами: «Вот оружие нетленное! Да послужит оно вам вместо шлемов». Этот стяг-знамя был темно-багряного, червленого, как тога говорили, цвета. Стяг это знамя, которое есть в каждом полку современной армии. Потеря знамени — это ликвидация самого полка. Если остается даже один человек с полковым знаменем — полк существует с новыми воинами. Кроме военных флагов-знамен могут быть флаги торговые, штандарты глав государств.

Государственный  флаг, как и герб, является символом государства. Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представитель­ства. автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят сикак святыню.

Размеры флага, его цветовая гамма устанавливаются верховной властью страны. В России флаг утверждает Государственная дума и Президент.

Цвет флага никогда не выбирают случайно. Даже русские цари при утверждении флага должны были считаться с древними традициями народа, с их любимыми цветами. Существует специальная наука, изучающая государственную символику — геральдика. В ней разработаны определенные условия создания символов. Вот некоторые из них:

- символика герба всегда древнее флаговой.

- «цвета, входящие в состав национального флага, у государств н народов, уважаю­щих свое прошлое, непременно заимствуются из государственною герба» {Лысенко И.}:

- при разработке флага нужно исходить из факта, что флаг выражает идею самобытности нации, ее историю и обязательно согласуется с древней символикой.

В соответствии с геральдическими принципами в России право на существование имеет, прежде «сего. черно-золото-белый и флаг, поскольку в нем заимствуются цвета государственного герба: черный цвет -державного Орла: золотой (желтый) - фон герба, принятого еще Иваном III; белый — цвет одежд Святого Георгия Победоносца, издавна почитаемого па Руси как символ жертвенности в борьбе с вратами Отечества. Этот флаг и существовал вплоть до (Петровских времен.

Тогда же появился бело-сине-красный флаг. но как флаг морской. Было что так. В ян­варе 1705 г. Петр 1 издал специальный указ о даровании бело-сине-красного флага коммер­ческим, торговым судам. В 1724 г: то решение было подтверждено морским уставом:

«Корабли торговые Российские повинны иметь флаг полосатый трех колеров: белый. синий, красный». Этот флаг в течение полуто­ра веков верой и правдой служил торговле России, но никогда не утверждался как государственный. Как флаг коммерческий он развевался на всех российских кораблях.

Длительное время три колера мирно существовали. «Баталии» вокруг цветов флага развернулись в середине XIX в.. как и идейно-политическая борьба вокруг путей развития России. Сторонники тех, кого тогда называли славянофилами, считали, что предпочтительней флаг черно-золото-белый. «Западники», т.е. сторонники леводемократического развития России, стояли за бело-сине-красный флаг.

Споры и неопределенность с флагами приводила к нежелательным политическим инцидентам. Один из них произошел во время празднования Парижского мира, завершившего неудачную для России Крымскую войну 1853-55 гг. В столице Франции были вывешены бело-сине-красные флаги. Присутствовавшие на праздновании члены российского правительства и сам Александр II пришли в смущение. Было отчего прийти не только в смущение, но и в негодование: ведь эти три цвета были национальными цветами победившей (вместе с союзниками Франции.

С использованием бело-сине-красного флага происходила путаница и в царствование Александра 111 вплоть до 1886 г., когда импера­тор в Морском уставе снова утверждает этот флаг только «для коммерческих судов». Проза­падная часть русского общества была крайне недовольна таким ограниченным использованием флага, и борьба за признание его в качестве государственного продолжалась до 1914 г., когда солидная и в высшей степени квалифицированная комиссия высказалась за черно-желто-белый флаг как государственный, а бело-сине-красный флаг сохранялся только для судов внутреннего плавания. Для заграничного плавания должны были подниматься флаги государственного триколора. Однако споры и обсуждения в нескольких правительственных ко­миссиях продолжались. С началом первой мировой войны споры прекратились, а неопределенность с государственным флагом осталась.

Со времени установления Советской власти государственным флагом был флаг красно­го цвета с изображением серпа и молота. Очередная неопределенность с этим государственным символом возникла в 2000 г. и была связана со спорами вокруг красного советско­го флага. Поскольку сейчас вопрос решен, отметим несправедливость обвинения против­ников бело-сине-красного флага, утверждав­ших, что это флаг предателя Власова, но генерал лишь использовал то, что было.

По решению Государственной думы и Президента Россия вступила в XX) в. и третье тысячелетие с бело-сине-красным государст­венным флагом.

Знаменем Вооруженных сил России снова стало Красное знамя. Красными были знаме­на русских воинов в древности, красными бы­ли и русские щиты. В "Слове о полку Игореве" говорится: «В поле Русь, с багряными щитами. Длинным строем изрядилась к бою/Алча чести, а для князя славы..../Все дружине храброй отдал Игорь/Красный стяг один себе оставил/Красный стяг, серебряное древко...».

С Красными знаменами Советская Армия прошла до Берлина.

Знамя Победы, водруженное над рейхстагом, было красного цвета,

Гимн в переводе с греческого — торжественная песнь. Гимны чрезвычайно разнооб­разны: государственные, военные, религиозные, в честь исторического события или героя. Музыкальная энциклопедия рассматри­вает гимн. как особое музыкальное произведение, отличающееся образностью литературного текста, широкой, легко запоминающейся мелодией, размеренным, чаще маршевым ритмом, величавостью музыки, До XIX в. гимны приобретают светское содержание и часто входят в симфонии и кантаты. Примером и образцом такого гимна является финал хора «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).

Гимнами во время революций, националь­ных движений, внешней военной опасности ста­новились боевые песни. Самый известный при­мер такой боевой революционной песни «Мар­сельеза». Ее за одну ночь сочинил молодой офицер—сапер, капитан Руже де Лиль. Он назвал свою песню «Боевой песней Рейнской армии». Из Страсбурга она отправлялась на борьбу с ав­стрийцами и пруссами, которые выступили про­тив революционной Франции (1792) Особенно понравилась песня марсельцам. Это они распространили ее по всей Франции. Назвав: «Маршем марсельцев»' (сокращенно «Марсельеза»). Вот ее начало:

О, дети родины, вперед! Настал день нашей славы. На нас тиранов рать идет. Поднявши стяг кровавый», К оружию, граждане!

«Марсельеза» стала гимном Франции в 1884 г., когда республиканское правительство Франции по рекомендации специальной ко­миссии под председательством композитора А. Тома приняло ее музыкальный текст.

Более 100 лет кубинскому гимну. Он родился из боевой песни во время войны за не­зависимость Кубы. Он тоже свидетельство му­жества и храбрости борцов за свободу:

Не бойтесь умереть со славой. Умереть за Родину - значит жить. К оружию, смельчаки, вперед!

Самый старый гимн - гимн Великобрита­нии «Боже, храни короля!» Гимны с такими словами в конце XVIII - начале XIX вв. появи­лись во многих странах Европы. В том числе и в России. Часто пишут, что российский гимн — не самостоятелен, что это модифика­ция гимна Великобритании. Но редко можно услышать о несамостоятельности самого бри­танского гимна. А было так. Во Франции во времена правления Людовика XIV (1643-1715) придворным композитором служил итальянец сеньор Люлли. Для услаждения слуха Короля-Солнца он сочинял легкую музыку. Как-то по случаю выздоровления от тяжелой болезни ко­роль приказал композитору сочинить торжест­венную песнь «Бог спас короля». Из Парижа в 1742 г. песнь попала в Лондон и понравилась композитору Г. Кэри. Он ее слегка изменил, дал новое название «Боже, храни короля» и использовал как вставной номер в одной из театраль­ных постановок. У этой патриотической песни был еше один соперник, тоже очень популярная песня «Правь, Британия» (композитор Т. Арн). Победу одержала песнь Кэри, став гимном Британской империи. А в 1750 г. чуть измененная, она стала гимном Дании (1750), затем Пруссии (1723) м других стран Европы.

В России необходимость в высокопатриотической песне-гимне ощущалась обществом после 1812-1815 гг. В качестве гимна исполь­зовался «Хор для кадрили», записанный ком­позитором  О.А. Козловским  на  слова Г-Р. Державина:

Гром победы, раздавайся! Веселися, храбрый Росс! Звучной славой украшайся:

Магомета ты потряс. Славься, сим, Екатерина. Славься, нежная к нам мать.

Впервые «Хор» был исполнен на праздни­ке в петербургском доме Г.А. Потемкина в честь взятия Измаила (1791).

Полонез О. Козловского «Гром победы, раз­давайся» не устраивал ни высшее общество, ни Николая I. Именно по инициативе императора в 1833 г. композитор А.Ф. Львов из разных ме­лодий составил ту, что мы знаем. Высокопатриотический текст написал В.А. Жуковский, так появился официальный гимн Российской Им­перии «Боже, царя храни»:

Сильный, держанный. Царствуй на славу Нам!

Царствуй на страх врагам. Царь православный! Боже, царя храни...

О серьезности отношения к государствен­ному гимну самого Николая I свидетельствует следующий факт из жизни его семьи. Как-то в сумерки император, проходя по дворцу, услы­шал, как три его дочери, великие княжны, сов­сем еще девочки, поют «Боже, царя храни»: у открытой двери он дослушал пение до конца и вошел в комнату, похвалил дочерей за хоро­шее пение, но ласково и строго сказал, что гимн можно петь только по очень серьезному поводу, а не когда вздумается.

С гимном «Боже, царя храни» Российская империя жила вплоть до революции 1917 г. В советское время (с 1917 по 1943 гг) Государственным гимном был международный пролетарский гимн (текст «Интернационал»— Э. Потье (1871) музыка П. Дегейтера).

 Музыку второго гимна СССР написал А.В. Александров на основе своей песни«Гимн партии большевиков»; авторами текста были С.В. Михалков и ГГ. Эль-Регистан. Впер вые гимн прозвучал по радио 1 января 1944 г

 Десять лет (с 1991 и до 2001 гг.) в качестве гимна в России исполнялась музыка оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».

1 января 2001 г. Государственным гимном снова стало произведение с модифицированным, современным текстом С.В. Михалкова на музыку А.В. Александрова. Текст гимна утвержден Государственной думой и Президентом.

Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля. великая слава —

 Твое достоянье на все времена!

Славься. Отечество наше свободное,

 братских народов союз вековой,

 Предками данная мудрость народная!

Славься страна! Мы гордимся тобой'

От южных морей до полярного края

 Раскинулись наши леса и поля.

 Одна ты на свете!

Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,

братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

 Славься страна! Мы сердимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущее нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне-

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное.

братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься страна!

Мы гордимся тобой!

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации