Авторы - составители Агапова И.Ю., Агеева Г.А.

Дата: 13.03.02

Родной край
Дидактическое пособие к программам «Природа и люди» З.А.Клепининой, «Окружающий мир» О.Т.Поглазовой, В.Д.Шилина, «Мы и окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.А.Казакова.

 

Будет вечно свято слово - отчий дом.

Крыша, мокрая солома под окном.

Или, может, палисадник у крыльца?

Просто небо голубое - без конца!

Степь усталая у ног моих легла….

С. Попова

Предлагаемое пособие адресовано учителю начальных классов, студентам педагогических  колледжей и университетов, родителям и всем, кого интересуют вопросы краеведения, экологии, истории и т.д. Пособие поможет познакомиться с разными историческими периодами развития Оренбуржья, с природными условиями края, его ресурсами.

Материал может быть использован как на уроках природоведения, так и на факультативных занятиях, в кружковой работе.

СОДЕРЖАНИЕ

I.                   Оренбуржье на карте России

1.         Поверхность и природные различия

2.         Внутренние и поверхностные воды

3.         Полезные ископаемые и их использование

4.         Погода края (по результатам наблюдений)

5.         Почвы и растительный мир

6.         Животный мир

7.         В союзе с природой

II.        Из истории Оренбургского края

1.         Первые жители. Каменный и бронзовый века

2.         В эпоху средневековья

3.         Новые страницы в истории южноуральских степей

4.         Крестьянская война 1773-1775гг. под предводительством Е.И.Пугачева

5.         Отечественная война 1812г.

6.         Оренбуржье в годы гражданской войны

7.        Наша область в годы Великой Отечественной войны

III.       Города Оренбургской области

1.         Оренбург

2.         Орск

3.         Новотроицк

4.         Бузулук

5.         Бугуруслан

6.         Медногорск

7.         Сорочинск

8.         Абдулино

9.         Кувандык

10.       Соль-Илецк

11.       Гай

12.       Ясный

Методические рекомендации по изучению материала.

« Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь»

Дистервег А.

В дидактическом пособии учитель найдет большой материал по истории нашего края, о разнообразии форм, и проявлений компонентов окружающего мира, об изменениях природных компонентов :деятельностью человека на территории нашего региона. Изучение природы региона идет последовательно: неживая природа, охрана недр, водоемов, почв, растения и их охрана, животные и их охрана, труд людей и использование природных богатств области. Материал пособия позволяет учителю включить ребенка в активную познавательную деятельность, а нередко и исследовательскую деятельность. При решении задач обучения, воспитания и развития младшего школьника акцент делается на задаче развития, знания и умения являются не самоцелью, а средством формирования способов учебной деятельности.  Основой для организации общения служат вопросы и задания, которые учитель может изменить и дополнить в зависимости от темы, класса. Для закрепления изученного на уроке можно ученика поставить в позицию «учителя-помощника». Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными  уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка, уроки исследования и экспериментальной проверки. В своей работе учитель использует словесные методы: беседа, рассказ, объяснение, наглядные: демонстрация наглядных пособий, опытов, практические: распознавание признаков, наблюдение, эксперимент, моделирование. Рекомендуем выполнение следующих практических работ - работа с физической и контурной картой, изучение свойств полезных ископаемых родного края, рассматривание гербарных экземпляров культурных растений края, их распознавание. Экскурсии: поверхность, полезные ископаемые, почвы родного края, растения и животные водоема, леса, луга. Природные сообщества родного края. Рекомендуемая тематика дополнительных материалов для учащихся - сведения о жизни и деятельности выдающихся ученых, о географических исследованиях, о профессиях, связанных с использованием и охраной природы, о заповедниках, о видах растений и животных, нуждающихся в охране.

Пояснительная записка

В разработке представленного дидактического материала была принята за основу программа «Природа и люди» автора З.А. Клепининой. В курсе 4 класса выделена довольно большая тема «Природа нашего края». В соответствии  определяются конкретные задачи курса:

Дать знания:

- о нашей области на карте России;

- о разнообразии форм,  и проявлений компонентов окружающего мира;

- об изменениях природных компонентов деятельностью человека на территории нашего региона;

- ввести младших школьников в мир истории нашего края;

- формировать историко-временные представления.

Определенные дополнения при разработке программы «Родной край» внесены в соответствии с вышедшей за последнее время литературой, посвященной Оренбургской области.

Программа определяет содержательные линии курса, которые позволяют познакомиться с жизнью общества на примере своего села или города. Младшие школьники получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании.

Изучение природы региона идет последовательно: неживая природа, охрана недр, водоемов, почв, растения и их охрана, животные и их охрана, труд людей и использование природных богатств области.

При решении задач обучения, воспитания и развития младшего школьника акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством формирования способов учебной деятельности. Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка, уроки исследования и экспериментальной проверки.

В теме «Природа родного края» продолжается изучение природы своего края. Но если в 3классе учащиеся знакомятся с природой местности, где они живут, то четвероклассники изучают природу своей области, узнают название административного центра региона, учатся находить его на карте края и России.

Природа нашего края

Наш край на карте России. Характер  поверхности нашего края (равнинная, гористая), ее красота. Изменение поверхности в результате деятельности человека. Охрана поверхности края.  

Важнейшие полезные ископаемые края, их практическое значение, основные свойства, места и способы добычи.

Ограниченность и невосстанавливаемость запасов полезных ископаемых. Охрана недр. Природопользование.

Погода края (по результатам наблюдений ). Водоемы нашего края. Почвы нашего края. Лес, степь, водоем, луг (болото), поле(сад) как сообщества. Растительный и животный мир лесов, степей, водоемов, лугов, полей. Охрана растений и животных в регионе.

Природные ресурсы края как основа жизни людей. Что дает наш край стране. Наш край- часть страны и всей планеты. Рациональное использование и охрана природы своего края - необходимое условие спасение природы всей Земли.

Практические работы:

Работа с физической и контурной картой - реки, озера, месторождения полезных ископаемых.

Изучение свойств полезных ископаемых своего края.

Рассматривание гербарных экземпляров культурных растений края, их распознавание.

Экскурсии:

Поверхность, полезные ископаемые, почвы родного края; растения и животные водоема, леса, луга.

Природные сообщества родного края.

Рекомендуемая тематика дополнительных материалов для учащихся: сведения  о жизни и деятельности выдающихся ученых; о географических исследованиях; о профессиях, связанных с использованием и охраной природы, о заповедниках, о видах растений и животных, нуждающихся в охране.

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

- положение своего края на карте;

- особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы края;

- правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- различать важнейшие полезные ископаемые родного края;

- растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема своего края;

-основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края.

-называть некоторые  культурные ценности и достопримечательности края;

- называть некоторые растения  животных края, занесенных в Красную книгу- учащиеся должны понимать необходимость своего участия в общем деле охраны природы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Альтов В. Г. Города Оренбургской области. Челябинск, 1974.

Географический атлас Оренбургской области. М., 1999.

Десятков Г. М. Легенды старого Оренбурга. Калуга, 1994.

Детская энциклопедия. Я познаю мир. М., 1995.

Журнал «Лучшее в Оренбуржье». Оренбург, 2001.

Колодина О. А. Социально-экономическая география Оренбургской области. Оренбург, 1995.

Моисеев А. П., Николаева М. Е. Природа и мы. Челябинск, 1986.

Попов С. А. Тайны Пятимаров. Челябинск, 1982.

Семыкин Н. П. История родного края. Челябинск. 1986.

Чибилев А. А. Природное наследие Оренбургской области. Оренбург, 1996.

Чибилев А. А. Река Урал. Ленинград, 1987.

Футорянский Л. И. Оренбург. Челябинск, 1993.

Савельзон В. Оренбургская история в лицах. 5о портретов на фоне зпохи.-Оренбург, 2000.

На рубежах Отечества. Под редакцией Павлычева И.Г.-Оренбург,1999.

Райский П.Д. Путеводитель по городу Оренбургу.-Оренбург,2000.

Красная книга Оренбургской области. – Оренбург, 1998г.

Губернаторы Оренбургского края. – Оренбург, 1999г.

Федорова А.В. Оренбург в годы Великой Отечественной войны. – Оренбург, 1998г.