Программы по национально-региональному компоненту в начальной школе
Составила: Агапова И.Ю., зав.УМК начального образования
Дата: 10.05.02

 

Национально-региональный компонент учитывает национальные и территориальные особенности содержания начального образования, содержание обучения, комплексное учебно-методическое обеспечение.
Великий педагог К.Д.Ушинский писал, что человек западный не только образованный, но даже полуобразованный всегда знаком со своим отечеством, родным языком, литературой, историей и т.д. А русский человек всего менее знаком с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится. И далее К.Д.Ушинский отмечал плохое состояние наших финансов, неудачи многих наших административных мер, наши непроходимые проезжие пути ,- все эти болезни зависят от " незнания нами нашего отечества".

Факультативный курс "Введение в народоведение" автор М.Ю.Новицкая.
Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей. Курс имеет познавательное и воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры.
Место нового курса- в образовательном компоненте "Окружающий мир", с учетом часов национально-регионального компонента и интеграцией в уроки чтения, письма, развития речи, музыки, искусства и труда. Разные виды народного творчества (устно-поэтическое, музыкально-песенное, хореографическое, изобразительно-прикладное) должны быть осмыслены в процессе преподавания этой дисциплины. Во время работы над курсом перед детьми раскроется система миропонимания, выработанная нашими предками по трем основным параметрам человеческой жизни. "Человек и его взаимоотношения с природой", "Человек и его семья", "Человек и история его народа". В центре каждой из трех стоит человек : именно с этой позиции нужно увидеть природу, семью, историю народа как условия, в которых складывается и осуществляет свою жизненную цель каждая конкретная личность.
При этом надо учитывать наличие разных уровней в понятии человек : уровень общего, особенного и единичного. Уровень общего- это человек в тех своих качествах, которые отличают его от животного. Уровень особенного -человек, принадлежащий конкретному историческому времени и народу (древний человек, современный человек, русский, армянин, китаец...). Уровень единичного- конкретный участник процесса освоения традиционной народной культуры- ученик в классе, педагог, родители ( я, ты, он).
Непосредственно в трех программах курса- "Человек и природа в народной культуре", "Человек и семья в народной культуре", "Человек и родная земля в народной культуре"-обозначенные в названиях проблемы разработаны на материале традиционной русской культуры.
1 класс "Зачин дело красит"- 30 часов.
2 класс "Вслед за солнышком живем !"-68 часов.
3 класс "Жизнь дана на добрые дела" -68 часов.
4 класс "Велика святорусская земля, а везде солнышко" - 68 часов.

" Зеленый дом" ( система учебных курсов с экологической направленностью). Автор А.А.Плешаков.
1. Мир вокруг нас (1-2 класс).
2. Природоведение (3-4 класс).
3. Экология для младших школьников (3 класс, факультативный курс).
4. Планета загадок (4 класс, факультативный курс).

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматривается в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни.

2 класс-34 часа. Жизнь города и села ( 6 часов).
Общение (3 часа). Сбережем природу своего края (19 часов).
"Природа и люди" автор З .А. Клепинина. Курс представляет единую систему, состоящую из двух подсистем. Подсистема " Я и мир вокруг" является пропедевтической ко второй подсистеме "Природоведение", а также к курсу " Введение в историю", который изучается с 3 класса. Каждая тема- " Мир людей", "Мир природы", "Здоровье" -повторяется с последовательным усложнением в 1 и 2 классах. В теме "Природа родного края" продолжается изучение природы своего края. В 3 классе учащиеся знакомятся с природой местности, где живут, то в 4 классе изучают природу своей области, узнают название административного центра, учатся находить его на карте края и России. Природа нашего края (9 часов). Тема предусматривает и практические работы, экскурсии.

"Окружающий мир" авторы Н.Ф.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Особое значение этого интегрированного предмета в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней. Формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе " человек-природа-общество", воспитание правильного отношения к среде обитания и правильного поведения в ней. Образовательная функция- формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарная ориентировка в доступных естественно-научных, обществоведческих и исторических понятиях. Развивающая- осознание отдельных доступных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника. Воспитывающая-социализация ребенка, принятие им законов существования в среде обитания, воспитание эмоционального взгляда на мир, формирование в единстве этических и эстетических чувств. В основе построения курса лежит принцип "позитивного педоцентризма", т.е. отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, максимальный учет его психологических особенностей и возможностей, снятие авторитарного и установление демократического способа взаимодействия между учителем и учеником.
1 класс- твоя страна (7 часов).
2 класс- где мы живем ( 7 часов), твои друзья- взрослые и дети (5 часов), наша страна- Россия (8 часов),.
3 класс-человек среди людей ( 10 часов).
4 класс-природа нашей Родины ( 28 часов).

" Окружающий мир" авторы О.Т.Поглазова, В.Д.Шилина. Содержание данного курса предусматривает несколько уровней интеграции знаний. При решении задач обучения, воспитания и развития учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей. Изучение окружающего мира формирует мировоззрение ученика по трем стержневым линиям: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется- наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был, опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни- уважай и изучай его, природа жизненно необходима тебе и ранима- знай об зтом и береги ее красоту и гармонию.
2 класс- ты член семьи и общества ( 6 часов), человек -творец (7 часов).
4 класс- из прошлого в будущее родного края ( 4 часа).

" Мир и человек" авторы А.А,Вахрушев, А.С.Раутиан. Основная задача курса " Мир и человек"- воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем мире. Смысл сообщения картины мира- при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
1 класс-"Окружающий нас мир" - 30 часов.
2 класс "Земля, части света" - 34 часа.
3 класс-" Живые обитатели планеты" -34 часа.
4 класс- "Человек" -34 часа.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации