"Развитие внимания младших школьников с проблемами гиперактивности
посредством уроков математики, русского языка"
из опыта работы
Сушковой Людмилы Александровны,
учителя начальных классов средней школы №1 г. Бузулука

Предоставила: Агапова И.Ю.
Дата: 18.03.02

Условия возникновения проблемы, становление опыта: Трудности в развитии внимания, его объема, точности распределения у учащихся с проблемами гиперактивности в аспекте дифференцированного обучения.

Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса: необходимость разработки принципов обучения и воспитания детей с синдромом дефицита внимания, методов, приемов, обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход к обучению детей с признаками данного растройства..

Теоретическая база опыта: Исследования Л С Выготского, П Я Гальперина, НН Заваденко, Т Ю Успенской, А.Г. Платонова, Е.А. Осиповой, В.И.Гарбузова и др..

Новизна опыта: внедрение комплекса коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики, русского языка, направленных на увеличение объема внимания, точности его распределения с целью повышения уровня грамотного письма, счета гиперактивных учащихся .

Технология опыта:
- определение детей с проблемами гиперактивности,

- подготовка и предъявление учащимся заданий с целью развития объема внимания, точности распределения,

- контроль знаний, умений, навыков каждого ученика.

Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности): Отсутствие отрицательных результатов. Развитие объема внимания, точности распределения у каждого ученика с учетом его индивидуально-типологических особенностей .Формирование начальных основ психической культуры : владение навыками самоконтроля.

Адресная направленность опыта: Предназначена для учителей начальных классов.

При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты: учет особенностей развития внимания, создание соответствующих педагогических условий для развития внимания. Совместная работа психолога, учителя и родителей.

В данной работе обобщены результаты исследования уровня внимания младших школьников, имеющих проблемы. В эксперименте использовались следующие методы и методики :

Педагогические:

- метод беседы;

- метод наблюдения;

- метод педагогического эксперимента;

- Психологические:

- методика «Корректурная проба» ;

- тест «Круги» ;

- методика « Круги Ландольта» ;

- методика Немова « Заполни и рсставь точки»;

- методика Ковалевой.

- Группа «А».

- Материалы бесед и наблюдений показали, что все дети отнеслись с интересом и пониманием к работе. Все инструкции понимались правильно, с первого предъявления. Дети работали самостоятельно. Интересовались результатами работы.

- Группа «Б».

- Материалы бесед и наблюдений показали, что все дети согласились на эксперимент. Но инструкция выполнения заданий была не понята с первого раза всеми детьми. Некоторые начинали работу, недослушав инструкцию ее выполнения. Многие обращались к помощи экспериментатора или отвлекались на других детей.

- К.Д.Ушинский говорил о роли внимания : «.. внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

- Внимание не есть самостоятельный процесс, но оно есть главное условие осуществления других познавательных функций. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Это есть направленность, настроенность и сосредоточенность психической деятельности. От собранности внимания зависит и четкое восприятие материала, его понимание, быстрое усвоение знаний и дисциплина во время учебных занятий. Умение быть внимательным имеет значение в развитии личности. Организовать внимание школьников на уроке- значит направить их сознание на содержание учебной работы, включить в действие, заставить думать. При использовании специальных упражнений на уроках русского языка и математики развитие внимания идет быстро. Упражнения вида « Перенеси каждую букву в квадрат при помощи дорожек и прочитай слова», « Прочитай имена детей по стрелкам, начиная от точки», «Найди выделенные фрагменты и обведи их», «Найди в квадрате слова» и др. Эффективным дополнением применения рекомендуемых упражнений будет проговаривание вслух. Полезно использовать не только специальные упражнения, но и методические приемы обучения письму заслуженного учителя РФ, кандидата педагогических. наук В.А.Илюхиной. Проблема каллиграфического письма теснейшим образом связана с проблемой обучения грамотному письма. Эти проблемы не только не связаны, но и вытекают одна из другой.

Дети, которые овладели навыком каллиграфического письма, успешно овладевают навыком орфографической зоркости, грамотно владеют системами языка в дальнейшем.

Все предметы школьного курса требуют грамотного владения русским языком: высокой скорописи, техники чтения, умения четко излагать свои мысли, умения работать с текстами (выделять главное, находить объяснение конкретными предметами и явлениями), и главное, грамотно выполнять все это, именно с точки зрения орфографии.

Одновременно, работа подобного вида позволяет повысить уровень распределения внимания. Упражнения вида «Расставь цифры в фигурах в соответствии с образцом», «Сосчитай сколько на картинке каждых фигурок», «Найди продолжение гирлянды», « Расставь знаки в соответствии с цифрами» и др.

Трудности школьного обучения и поведения с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью прежде всего обусловлен нарушениями внимания, чрезмерной двигательной активностью, несоблюдением правил поведения Формирование функций внимания в детском возрасте- длительный процесс, определяющийся, с одной стороны, созреванием структур центральной нервной системы, а с другой- обучением. Для повышения уровня знаний теоретической базы проблемы необходимо изучить литературу:

-Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику.

-Земцов Л.И. и др. Готовность к школьному обучению. Учебная деятельность школьников.

-Овчарова Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей.

- Раттер М. Помощь трудным детям.

- Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным учащимся

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации