УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
проблемных курсов (семинара) для учителей начальных классов
Тема: Компетенция. Компетентность. Образовательные технологии в начальной школе

Дата: апрель 2005 г

 

I. Введение

Цели:

- осмысление основных концептуальных идей модернизации педагогического образования, использования современных образовательных технологий, проблем построения образовательного процесса на компетентностном подходе.

Задачи:

- сформировать у слушателей общее представление о компетентностно- ориентированном образовании, о методе проектов как образовательной технологии обеспечивающей реализацию в педагогической практике компетентностно- ориентированного подхода;

- познакомить педагогов с возможностями использования метода проектов в образовательном процессе, смоделировать варианты использования метода проектов на уроках;

- понимание слушателем основных характеристик компетентностного подхода в профессиональном педагогическом образовании.

II.

Тема 1. Компетенция. Компетентность.

Некоторые подходы к трактовке понятий «компетенция», «компетентность». Компетентностный подход в международном образовании. Европейский опыт формирования общего понимания содержания квалификаций и структур степеней. Компетентностный подход. Особенности личностного и профессионального развития учителя начальных классов в педагогической деятельности. Педагогические ценности учителя начальных классов. Модель профессиональной компетентности педагога.

Тема 2. Технологии компетентностно- ориентированного образования.

Использование новых педагогических технологий в педагогическом образовании, дающих возможность строить образовательный процесс на компетентностной основе.

Возможности обновления учебных программ в связи с необходимостью создания условий для формирования у учителей умений применять метод проектов.

Проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов. Моделирование педагогических процессов и явлений. Матрица проекта. Паспорт проектной работы. Методика проведения учебных исследований учащихся начальных классов: а) Учебное исследование и школьное обучение. б) Учебное исследование в начальной школе. в) Экспресс - исследование. Правила выбора темы в исследовательской работе. Поиск вариантов решения и сбор материала. Защита результатов исследования. Классификация тем. Практическая деятельность: а) Практико- ориентированного проекта. б) Программа элективных курсов. в) Рекомендации по выполнению научно- исследовательских работ.

Практическое решение профессиональных задач на построение образовательного процесса на основе компетентностного подхода. Представление слушателями «продуктов» решения задач: 1) Программы элективных курсов. 2) Конспект занятий. 3) Учебно- методический материал. 4) Описание использования конкретной технологии на занятии. 5) Диагностический материал. 6) Методические рекомендации. 7) Научно- исследовательская работа. 8) Проект. 9) Портфолио.

 

Методические рекомендации и пособия по изучению дисциплин.

Человеческое общество находится в ситуации постоянного развития, что неизбежно связано с повышением требований к качеству обучения и воспитания каждого поколения. Отсюда непременное возрастание требований к учителю, к его педагогическим способностям: экспрессивным, дидактическим, авторитетным, научно-педагогическим, перцептивным, личностным, организаторским, мажорным, психомоторным, гностическим, конструктивным.

Осуществляя педагогическую деятельность, учитель должен быть всесторонне подготовлен к ней: достаточно знать свой предмет, уметь обучать предмету, правильно ставить цели. В процессе обучения, дидактически перерабатывать учебный материал, выбирать адекватные средства и формы обучения, отбирать методы обучения в соответствии с поставленными целями и их эффективностью в учебном процессе.

 

Литература:

1. Чошанов М. Что такое педагогическая технология? // ж. Школьные технологии, 1997, № 3, с. 9.

2. Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем. // ж. Школьные технологии, 1997 , № 6, с. 3.

3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике.// М.,1995.

4. Широкова Е.Ф. Педагогическая технология- важный компонент профессиональной подготовки современного учителя // Internet.»Педагогические технологии».

5. Михайлычев Е.А. Проблемы технологии. // ж. Школьные технологии, 1997, № 6.

6. Сборник информационных материалов по ТРИЗ. // Телеконференция «RELKOM», кон. «TRIZ».

7. Беспалько В.П. Персонифицированное образование. // Педагогика. М., № 2, 1998, с. 14.

8. Ушакова М.В. О сущности развивающего обучения. // ж. Педагогический калейдоскоп, 1998, № 1.

9. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. // ж. Педагогика, 1999, № 1.

10. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. // ж. Директор школы. - М., 1996, спецвыпуск №4, с. 80.

11. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. - М., 1998.

12. Концепция модернизации образования в РФ.

13. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе: Рекомендации п организации опытно-экспериментальной работы. М., 2001.

14. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования - под редакцией А.В. Баранникова. М., 2002.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации