Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе
из опыта работы
Мартыновой Татьяны Николаевны,
учителя начальных классов МОУ СОШ № 13 г. Бугуруслана

Назметдинова Г.М., методист УМК начального образования филиала ООИПКРО г. Бугуруслана
Дата: апрель 2005 г.

 

1. Теоретическая база опыта.

1. Т. В. Кучер. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990.

2. З. Абдуллаев. Экологическое отношение и экологическое сознание. Философские науки. - 1991, № 2.

3. «Начальная школа», № 6 - 2001, № 6, 7 - 2000.

4. Воспитательные технологии в современной начальной школе. - Орск, 2000.

5. Газеты «Педсовет», № 2, 9 - 1996, № 4, 6 - 2001.

6. Педагогическое творчество, № 2 - 2001, № 5 - 2000.

7. Т.М. Веселова. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. «Начальная школа», №2, 2003.

8. В.И. Седых. Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе. «Начальная школа», № 5, 1995.

9. О.В. Бобылева, Л.Д. Бобылева. Экологическое воспитание младших школьников. «Начальная школа», № 5, 2003.

10. Г.А. Булатникова. Общение с природой как средство экологического образования младших школьников. «Начальная школа», № 12, 1999.

2. Актуальность.

Одна из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры.

Предпосылками правовой базы для формирования экологического образования населения служит принятый в Российской Федерации Закон «Об охране окружающей природной среды» (19 декабря 1991 г.), в XI разделе которого «Экологическое воспитание, образование, научные исследования» указывается на обязательность преподавания экологических знаний во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях.

Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей. Цели, задачи, содержание, формы и методы экологического образования и воспитания младших школьников нашли отражение в работах Л.П. Салеевой, И.К. Блиновой, В.М. Минаевой, А.А. Плешакова, А.Е. Тихоновой, А.А. Вахрушева, О.В. Бурского.

В педагогической деятельности учителя встречаются определенные недостатки и трудности в организации экологического образования младших школьников на межпредметной основе. Поэтому рассмотрение важнейших сторон экологического образования младших школьников является актуальной проблемой.

3. Основополагающими принципами данного опыта являются:

· системность;

· гласность;

· коллегиальность;

· научность;

· учет индивидуальных особенностей;

· перспективность.

4. Условия возникновения и становления опыта.

· изучение нормативных документов учителя начальных классов Бугурусланской МОУ СОШ № 13 Мартыновой Т.Н.;

· знакомство с исследовательской работой к защите на первую квалификационную категорию учителя начальных классов Мартыновой Т.Н.;

· изучение научной и методической литературы по проблеме экологического образования младших школьников на межпредметной основе;

· эрудиция, высокий научно-методический и профессиональный уровень педагога;

· изучение практического опыта деятельности учителя.

5. Сущность.

· в исследовании вопросов формирования экологической культуры младших школьников педагог исходит из концепции И.Д. Зверева и А.Н. Захлебного, намечающей основные пути решения данной проблемы:

а) интеграция естественнонаучных и общественно- гуманитарных знаний;

б) формирование экологического сознания и мышления, нравственно-этического восприятия природы;

в) непрерывное воспитание у учащихся ответственного отношения к окружающей среде и здоровью, начиная с дошкольного возраста;

· разработана концепция и стратегия деятельности учителя по данной проблеме, создающая условия реализации экологического образования младших школьников на межпредметной основе;

· изменены подходы к решению данной проблемы в условиях модернизации начального образования.

Методы, которые использовались для решения поставленных задач:

1. Анализ психолого- педагогической, методической, учебной литературы.

2. Наблюдение за учебным процессом в МОУ СОШ № 13.

3. Контроль за эффективностью применения экологического образования на уроках в начальной звене.

Система работы учителя начальных классов Бугурусланской МОУ СОШ № 13 Мартыновой Т.Н. по экологическому образованию младших школьников на межпредметной основе.

На протяжении нескольких лет учитель Мартынова Т.Н. строит обучение младших школьников по всем предметам, стремясь реализовать указанную систему экологических знаний. Это дает возможность выработать у детей соответствующие умения, включать их в посильные практические работы по охране родного края.

Межпредметный подход в экологическом образовании побуждает к поиску методов и форм обучения, требующих взаимодействия содержания различных учебных предметов. Хорошие результаты в экологическом образовании и воспитании младших школьников на межпредметной основе были получены Мартыновой Т.Н. в процессе использования в практике обучения таких приемов и методов, как межпредметные задания и задачи, тестовые задачи п математике, выявления связей и пищевых цепей в природе, составление схем этих связей, беседы с элементами прогнозирования, решение проблемных задач и т.п.

Педагог в исследовательской работе подробно описывает элементы экологического образования на уроках математики, русского языка, чтения; проводит анализ заданий экологического характера предлагаемого на уроках.

Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение природы своего края, знание «своих корней», «своих» растений и животных, полезных ископаемых и промыслов. Знание природы родного края дает возможность видеть и находить взаимосвязи в природе, учит правильному поведению в природе, умению её жалеть, сохранять, любить. Целью выбранной аттестационной работы, как раз послужила: обогащение знаний младших школьников о родном крае, воспитание любви к малой Родине и бережное отношение к ней.

На протяжении ряда лет Мартынова Т.Н. на своих уроках использует краеведческий материал, проводит экскурсии во все времена года в городской парк, на лесную поляну, на берег реки Кинель С любопытством, любознательностью дети участвуют в конкурсах, викторинах, внутришкольных олимпиадах на экологические темы. В этой работе также принимают участие родители, которые оказывают большую помощь педагогу. В этом учебном году первоклассники Мартыновой Т.Н. вместе с родителями под руководством учителя начали работу над составлением проекта на тему: «Чистый воздух - здоровье будущих бугурусланцев».

Междисциплинарный подход (или реализация межпредметных связей) в области экологического образования предполагает взаимное согласование содержания и методов раскрытия способов, принципов и законов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний, которые включают различные учебные предметы.

Для решения задач экологического образования в начальных классах на межпредметном уровне необходимо:

- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха;

- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов явлений окружающей действительности;

- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека.

Выполнению этих требований способствует максимальная координация функций каждого предмета в общей системе экологического образования, выделение межпредметных связей и обеспечение межпредметных подходов.

Реализация межпредметных связей в экологическом образовании предполагает взаимное согласование логики развития ведущих экологических идей и понятий, входящих в содержание того или иного учебного предмета с последующим углублением и обобщением экологических проблем. Кроме того, необходимо согласовать и методы раскрытия экологических понятий и законов оптимального содействия общества с природой.

Межпредметные связи также создают условия для достижения единого воспитательного результата - формирование таких свойств личности, как готовность и способность активно действовать по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Все это помогает повысить емкость учебного содержания, обогатить конкретные знания природоведческого и природоохранительного характера, развивать умения причинного объяснения возникновения проблем охраны окружающей среды, поиска путей и способов их решения, способствует устранению дублирования, определяет достижение единого результата в воспитании экологической культуры детей.

Педагогом описаны психолого- педагогические особенности учащихся младших классов. Проанализированы учебные программы для начальной школы, в которых заложены возможности для осуществления экологического образования учащихся.

Педагог работает по двум блокам системы экологических знаний:

1. Блок опорных экологических знаний.

2. Блок собственно природоохранительных знаний.

Мартыновой Т.Н. представлена схема формирования экологического сознания.

Схема формирования экологического сознания


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации