Адаптация первоклассников в школе
Опыт работы
Панченко С.В.,
учителя начальных классов СОШ №12г. Бугуруслана

Представили: Андроник В.А., зав. УМК начального образования ООИПКРО, Назметдинова Г.М., методист УМК начального образования филиала ООИПКРО г.Бугуруслана

Дата: 19.02.2005

1. Теоретическая база опыта.

1. В.С. Мухина. Шестилетний ребенок в школе. - Москва, Просвещение, - 2000.

2. Знаете ли вы своего ученика? (книга для учителя). Под редакцией М.М. Безруких и С.П. Ефимовой. - М., Просвещение, - 1991.

3. Обучение детей 6-летнего возраста в детском саду и в школе: Опыт физиологического и гигиенического исследования. Под редакцией О.А. Лосевой.- М.,1987.

4. В.Р. Кучма. Рекомендации п организации обучения первоклассников в адаптационный период.// Начальная школа, № 8.- 2001.

5. Е.П. Евсюшкина. Готовность ребенка к школе: почему молчат психологи.// Начальная школа, № 10.- 2002.

6. Г.В. Бородкина. Еще раз о готовности к школе.// Начальная школа: плюс До и после. № 10.- 2002.

7. Л.П. Ткачева. Первые дни ребенка в школе. - Оренбург, ООИУУ,- 1996.

2. Актуальность.

Задача модернизации начальной школы становится более актуальной в связи со всеобщим переходом на четырехлетнее начальное образование и началом массового обучения с 6 - 6,5 лет, поэтому адаптация первоклассников в школе является проблемой в условиях модернизации российского образования

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально- психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Вообще, с началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте шести- семи лет именно, эта нагрузка является наиболее утомительной.

Учителя начальных классов ОУ г.Бугуруслана работают над проблемой адаптации первоклассников в школе, изучая и внедряя современные педагогические технологии и методики по разрешению данной проблемы.

3. Основополагающими принципами данного опыта являются:

- системность;

- гласность;

- коллегиальность;

- научность;

- учет индивидуальных особенностей каждого педагога;

- перспективность;

- учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

4. Условия возникновения и становления опыта.

- изучение нормативных документов учителя начальных классов Бугурусланской СОШ № 12 Панченко С.В.;

- знакомство с исследовательской работой к защите на высшую категорию учителя средней школы № 12 г.Бугуруслана;

- изучение психолого-педагогической литературы по адаптации первоклассников в школе;

- наличие широкого спектра образовательных учреждений города, успешно занимающихся вопросами адаптации первоклассников в школе;

- эрудиция, высокий научно-методический и профессиональный уровень учителя;

- изучение индивидуальных карт детей из ДОУ, составленных психологом.

5. Сущность.

- успешно реализуется программа адаптации первоклассников в ОУ СОШ № 12 учителем начальных классов Панченко С.В.;

- разработана концепция и стратегия деятельности учителя по данной проблеме, создающая условия успешной адаптации первоклассников в школе;

- изменены подходы к решению данной проблемы в условиях модернизации начального образования.

6. Основные компоненты опыта.

- Разработана программа деятельности учителя начальных классов Панченко С.В. по адаптации первоклассников в школе;

- Собран дидактический, диагностический и методический материал, сопровождающий систему адаптации первоклассников в школе;

- Ведутся диагностические исследования результативности личностных достижений учащихся;

- Совершенствуются формы, приемы, методы и технология организации учебно-воспитательной работы в адаптационный период первоклассников ;

7. Новизна данного опыта продиктована следующими факторами:

- изменениями ценностей начального образования в условиях модернизации российского образования;

- изменением подходов к организации работы с первоклассниками в адаптационный период;

- изменением организации обучения первоклассников в адаптационный период.

8. Система мероприятий

1. Создание авторской программы педагогом по адаптации первоклассников в школе.

2. Изучение литературы по данному вопросу.

3. Выявление оптимальных форм и условий адаптации.

4. Разработка методических рекомендаций по организации адаптации первоклассников в школе.

5. Анализ опыта работы по организации адаптации первоклассников в школе.

6. Организация и проведение исследования детей, поступающих в первый класс.

9. Система работы учителя начальных классов Бугурусланской СОШ № 12 Пенченко С.В. по организации обучения первоклассников в адаптационный период и его результативность.

Педагог работает над данной проблемой 4 года, у Светланы Владимировны сложилась определенная система работы с первоклассниками в адаптационный период обучения.

Светлана Владимировна работает на основе государственной программы по системе учебно- методического комплекта «Гармония» .

Результативность профессиональной деятельности Светланы Владимировны характеризуется успешной адаптацией первоклассников и высоким уровнем качества знаний учащихся.

Опыт создания системы организации адаптационного периода первоклассников был рассмотрен на заседании методического объединения начальных классов города. На основе санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей в образовательном учреждении определены мероприятия, обеспечивающие наиболее эффективный переход от ДОУ к начальной школе. Разработана стратегия деятельности учителя, создающая условия для личностных достижений учащихся. Педагог считает, что деятельность учителя должна быть ориентирована на индивидуальные особенности ученика. В центре внимания учителя - выявления индивидуальных возможностей и интересов каждого ученика.

Анализ работы показал, что при данной системе работы адаптационный период проходит наиболее благоприятно и комфортно для первоклассников.

1. Определение стартового уровня у детей, поступивших в школу. Выявление причин.

2. Проведение исследования детей, прошедших дошкольную подготовку по различным программам и пособиям (УМК «Гармония», традиционная программа, «Радуга» и др.) с целью оценить готовность (личностную и интеллектуальную) ребенка к школе в зависимости от дошкольной программы и взаимосвязь состояния здоровья детей с уровнем подготовленности по тому или иному комплекту.

В исследовании принимали участие 100 детей в возрасте от 6 лет до 7, 5 лет (на 1 сентября), 187 родителей.

В рамках исследования были разработаны:

-индивидуальные карты: а) выпускника ДОУ, б) личностного развития будущего первоклассника, в) карта для родителей ребенка, поступающего в первый класс.

Карта выпускника ДОУ (заполнял воспитатель, психолог) включала показатели физического здоровья ребенка, особенности его поведения, взаимоотношений со взрослыми и детьми, особенности развивающей деятельности, характеристику семьи, сформированность интеллектуально- перцептивных умений. Карта личностного развития будущего первоклассника (заполнял учитель, психолог) отражала состояние здоровья, показатели личностной и интеллектуальной готовности. Карта для родителей давала представление об особенностях роста и развития ребенка, выполнении основных моментов режима дня, предпочтениях, развивающих занятиях вне ДОУ.

Этапы работы учителя:

- объяснение целей, задач, результатов исследования для родителей;

- подготовка индивидуальных карт, обработка и анализ полученных данных;

- выявление и описание значимых отличий.

Статистический анализ полученных в результате исследования данных выявил следующее. Среди детей, поступивших в 1-ый классы СОШ № 12 (2004 г.) на начало учебного года исполнилось 6 до 6,5 лет - 64 %; от 6, 6 до 7, 5 лет - 36 %. Отмечено, что родители, которые «отдавали» детей от 6,6 до 7,5 лет имеют высшее образование, наличие в семье старших детей, возраст самих родителей уже за 30 лет. Это говорит об осознанном отношении родителей к проблеме обучения детей.

На успешность обучения, прохождение адаптационного периода влияет не только возраст поступившего в школу ребенка, но и состояние его здоровья. Ослабленные по состоянию здоровья школьники хуже усваивают учебный материал, менее выносливы, более утомляемы.

По результатам исследования учитель распределил детей по группам здоровья: первую группу здоровья (практически здоровые дети) составили 18% первоклассников, вторую (дети, имеющие функциональные изменения по органам и системам) - 61%, третью (дети, имеющие хронические заболевания) - 21%.

Среди заболеваний преобладают: заболевания органа зрения, желудочно- кишечного тракта, расстройства психоневрологической сферы, заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушение осанки, нарушение речи.

Для того чтобы оценить взаимосвязь уровня готовности детей к школе с их возрастом на первое сентября, все параметры личностного и интеллектуального развития педагог разделил с помощью статистических расчетов на качественные градации: высокий, средний и низкий уровень. Выявлено, что дети до 6,5 лет показали средний и низкий уровень готовности. Высокий уровень «школьной зрелости» среди детей от 6,6 лет и выше.

Сопоставлений уровня готовности к школе в зависимости от программ дошкольного развития учителем на данный момент не проводилось. Это исследование будет проводиться в 2005 году.

3. Процесс физиологической адаптации ребенка к школе.

4. Три основных типа адаптации.

5. Роль учителя в процессе адаптации ребенка к школе.

6. Педагогика сотрудничества между учеником и учителем.

Анализ результативности работы учителя начальных классов Панченко С.В. по исследованию проблемы «Адаптация первоклассников в школе» подтверждает эффективность данного опыта, который может быть рекомендован учителям начальных классов города и области.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации