Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка
из опыта работы
Лущилиной А.М
учителя начальных классов гимназии № 1 г. Орска

Составитель: Гринченко И.А., методист Орского филиала ООИПКРО
Дата: март 2004 год

 

На протяжении всего курса русского языка в школе большое значение придается словарной работе. Словарная работа охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, оттенков значений, эмоционально-экспрессивной окраски слов, сфер их употребления, многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов; активизацию словаря, использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником слов; очищение словаря, т.е. устранение из активного словаря учащихся диалектных, просторечных, вульгарных слов.

Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Научить ребенка писать эти слова без ошибок — одна из сложнейших задач, стоящих перед учи­телем. В работе по усвоению слов с непро­веряемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и прие­мов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

В основу формирования орфо­графических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями Альфия Мавзировна положила активную учебную работу учащих­ся. Она руководит работой, имея в виду сле­дующие условия, обеспечивающие эффектив­ность этой деятельности:

— активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;

— обучающий характер учебной деятель­ности;

— регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

Обучение непроверяемым написаниям проводится педагогом на дидактическом матери­але, включающем в себя наиболее употре­бительные слова, которые отбираются из учебников (по всем дисциплинам), изучае­мым в данном классе, художественных про­изведений, частотных словарей и других источников.

Альфия Мавзировна четвертый год работает по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». Автор этого учебника подчеркивает, что ни одно словарное слово не дается в готовом виде.

Поэтому работу по освоению таких слов Альфия Мавзировна строит в несколько этапов, каждый из которых решает конкретную задачу.

Первым шагом в этой работе является введение нового слова. На этом этапе предполагается проведение многоплановой работы.

1. Предъявление слова.

В настоящее время можно использовать следующие способы: а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися; б) прослушивание грамзапи­си и определение предмета, о котором идет речь; в) рассматривание предметной картинки (из набора «картинный словарь»); г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима. Например, предлагается предметная картинка карандаша или загадка: «Грамоты не знаю, а весь век пишу». Дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем уча­щиеся начинают работать над так называемым «слуховым» образом слов.

2. Работа над «слуховым» образом слов.

Учащиеся проговаривают слово хором, за­тем по одному орфоэпически, без выделе­ния слогов, определяют «трудное» место.

Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача. После орфоэпического произнесения дети сразу называют в этом слове «трудное» место.

3. Запись слова с «окошком» («дыркой»).

После того как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают «словарное» слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали «трудное» место пропуском буквы — так называемым «окном», или «дыркой».

Учитель пишет на доске: к.р.ндаш

Дети записывают в тетрадях слово с «окошечками», после проведения необходимой работы самостоятельно вставляют нуж­ную букву и еще раз записывают слово, предварительно проговорив его орфографи­чески, т.е. так, как оно написано. Следует обратить внимание на рекомендации по списыванию П.С. Жедек.

4. Работа над «зрительным» образом слова.

Ученики получают ответ на постав­ленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарику (или к словарю учебника). Это способст­вует, во-первых, накоплению опыта рабо­ты со словарями, во-вторых, формирова­нию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Ученики смотрят в «Орфографический словарик» и заполняют «окошечки»:

карандаш

Заполняются «окошечки» и на доске.

Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова).

Учитель предлагает объяснить детям, что значит слово карандаш. И только после этого учитель объясняет значение слова, используя «Толковый словарь»:

Карандаш - графит, ископаемое, состоящее из угля и железа. Это же вещество, вставленное пруточками в деревянную трубочку, для черчения и рисования (В. Даль, с. 242).

Затем организуется взаимопроверка записанного слова.

В ходе изучения данного вопроса Альфия Мавзировна установила, что слова с непроверяемыми написаниями изучаются в начальной и средней школе «в словарном порядке», т.е. учащимся рекомендуется просто писать и запоминать соответствующие слова. Однако практика показала, что работа над непроверяемыми написани­ями, ориентированная только на механиче­ское запоминание слов с такими орфограм­мами, малоэффективна. Ошибки в самых «ходовых» словах с непроверяемыми напи­саниями встречаются даже в работах старше­классников.

Суть опыта данного учителя в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа акти­визируется мыслительная деятельность и па­мять учащихся, что дает значительно более высокую эффективность, чем изучение непро­веряемых написаний «в словарном порядке». Это достигается с помощью специальных приемов обучения.

Альфия Мавзировна в своей работе применяет следующие приемы.

Запись слов по алфавиту (I класс). Знание детьми порядка расположения букв в алфавите учитель использует в работе над словами с непроверяемыми написаниями. Например, записав на доске вразбивку несколько словарных слов, учитель предлагает переписать эти слова в тетради, расположив их по алфавиту.

По мере усвоения учащимися алфавита задания усложняются. Дети записывают словарные слова, придерживаясь алфавитного расположе­ния не только первой, но и последую­щих букв.

Выборочный диктант (I класс) – это наиболее эффективный при­ем, с помощью которого формируется умение находить слова с непроверяемыми написаниями. Небольшие диктанты этого вида учитель проводит уже в конце первого года обучения.

В дальнейшем этот вид работы усложняется: в один столбик из данного тек­ста учащиеся записывают слова с прове­ряемыми безударными гласными, в другой — с непроверяемыми.

В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными, но и закрепляют правописание тех и других.

Выборочный ответ (I класс). В последнее время в начальной школе стали применяться элементы программированного обучения, в частности, выборочный ответ. Суть его в том, что, предлагая учащимся задание (упраж­нение, вопрос), учитель сопровождает его несколькими ответами, из которых один пра­вильный (или полный), а остальные непра­вильные (или неполные). Учащиеся должны выбрать правильный (полный) ответ. Проверив по словарю все ответы, учащийся выбирает правильный.

Группировка и запись слов по орфографическим признакам (II класс). Этот прием состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или приведенные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соот­ветствии с орфографическими особенностя­ми слов. Так, учитель дает слова с не­проверяемыми безударными гласными (пла­нета, диван, газета, гигант, телега, пещера, комар, сирень, тетрадь, лимон, победа, кана­ва, котомка) и предлагает записать их стол­биками: в один столбик по алфавиту слова с безударной гласной а, в другой — с безударной гласной о и т. д.

Подбор однокоренных слов — других частей речи (III—IV классы). При изуче­нии (и повторении) частей речи предлагаются учащимся задания на образова­ние одних частей речи от других. Чтобы закрепить написание удвоенных со­гласных, например, в словах металл, суббо­та, группа, учитель предлагает записать эти слова под диктовку, подобрав к ним родст­венные слова — другие части речи. Такие упражнения предлагаются в III и IV классах. Учащиеся записывают:

металл — металлический, группа — груп­повой, группировать; суббота — суббот­ний.

Сопоставление и запись слов с «противо­положными» орфограммами (II класс). Здесь имеются в виду слова типа терри­тория — коридор (рр — р) и т. п. Учащим­ся III и IV классов учитель предлагает написать на уроке две-три таких пары (под диктовку или с доски; в последнем случае интересующие нас согласные заменяются точками), сгруппировав их по наличию двух или одной согласных.

Подбор и запись синонимов и антонимов (III—IV классы) – один из эффектив­ных приемов словарно-орфографической ра­боты. Например, учащимся предлагается домаш­няя работа на подбор и запись синонимов к существительным метель, граница, Оте­чество. Учащиеся подбирают синонимы и подчеркивают в них непроверяемые гласные:

метель — вьюга, буря, метелица, пурга;

граница — рубеж, межа, край, предел;

Отечество — Родина, Отчизна.

Предлагаются аналогичного типа задания и на подбор антонимов. Например, при изучении глагола учащиеся по заданию учителя подбирают и записывают:

работать — отдыхать, праздновать;

мешать — помогать, пособлять.

Аналогичные задания могут предлагаться и при изучении других частей речи. Образцы такой работы учитель дает в классе. На уро­ке работа начинается, а завершается уча­щимися дома.

Составление предложений с данными словами (II класс). Этот вид работы способствует закреплению навыков правописания, обогащению словаря учащих­ся и усвоению синтаксического строя речи. Например, учащимся предлагается составить предложе­ния со словами: абзац, класс, лагерь, матрос, режим, санитар. Учащиеся состав­ляют и записывают предложения:

К каждому абзацу текста мы подобрали заголовок.

Мой брат служит матросом на подводной лодке.

В нашем летнем лагере был строгий режим.

Благодаря хорошей работе санитаров у нас в классе всегда чисто.

Подбор и запись слов с иноязычными элементами (III—IV классы). Познакомив учащихся с некоторыми иноязычными эле­ментами слов, учитель предлагает задание на подбор и запись других слов с этими элементами. Например, в III—IV клас­сах после соответствующей беседы и разбора примеров учитель предлагает детям подо­брать и записать слова с элементами авто-, колл-, грамм-.

Учащиеся записывают:

автодорога

автомобиль

автостанция

коллектив

коллекция

редколлегия

грамматика

килограмм

орфограмма

Замена описательных оборотов словами-синонимами (III—IV классы). При исполь­зовании этого приема учитель предлагает вместо описательного оборота подобрать со­ответствующее ему по значению слово с не­проверяемой гласной или удвоенной соглас­ной. Примерный пе­речень таких слов сначала дается на доске (вразбивку). Например, учащимся предлагается заменить отдельными словами описательные обороты (собрание засушен­ных растений, собрание однородных пред­метов, быстрая частая стрельба из многих орудий одновременно, музыкальное сопро­вождение, коллектив артистов и т. д.). Запись на доске может быть такой:

Ящичек для ручек, карандашей. Гербарий.
Коллективная поездка, посещение чего-нибудь. Библиотека.
Собрание однородных предметов. Пенал.
Собрание засушенных растений. Коллекция.
Помещение, где хранятся и выдаются книги для чтения.
Экскурсия.

Дети выбирают из правого столбика со­ответствующие слова и записывают их ря­дом с описательными оборотами: собрание засушенных растений — гербарий, коллек­тивная поездка, посещение чего-нибудь — экскурсия и т.д.

Дома дети работают с толковыми словарями и в свои словарики записывают значения слов, а в классе загадывают свои слова по их значению. Например:

ботинки полусапожки, женские сапожки с короткими поротыми голенищами на завязках, застежках
вечер пора между концом дня и началом ночи

или

«… четырехугольный лоскут ткани, иногда и холста. Лоскут равносторонний, шелковый, бумажный, шерстяной…» (В. Даль, с. 399)

Дети пишут: платок.

«ручник, рукотерник, утиральник, короткое полотенце для утирания лица или рук…» (В. Даль, с. 358)

Дети пишут: полотенце.

Работа над значениями слов продолжается на уроках чтения при изучении нового произведения, во внеклассной работе при проведении «Конкурса чтецов» и «Деловых игр» по произведениям детских писателей. Например, при изучении произведения «Вертел» Д. Мамина-Сибиряка детям предлагается поработать в парах и, выписав непонятные по значению слова, посмотреть в толковом словаре.

Таким образом, дети хорошо запоминают словарные слова, умеют объяснять их значения, пользоваться толковыми словарями и применять знания на других уроках.

Опыт показывает, что планомерное приме­нение названных приемов повышает эффективность обучения непрове­ряемым написаниям на 35—40 % по срав­нению с обучением таким написаниям с помощью традиционных приемов. При исполь­зовании описанных выше приемов учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации