О новом Букваре в УМК «Гармония»

О новом Букваре в УМК «Гармония»   

В.А.Андроник,
методист, ст. преподаватель
ИПКиППРО Оренбургского ГПУ

С 1993г. учителя начальных классов Оренбургской области работают по учебникам математики авт. Н.Б.Истоминой. Оценив достоинства учебника этого автора, в 2000г. педагоги приняли решение о начале апробации учебно-методического комплекта «Гармония». Сегодня в Оренбургской области 86% учителей работают по названному комплекту. И это не случайно. Грамотный педагог понимает, что в основе учебного процесса по УМК «Гармония» лежит организация поисковой исследовательской деятельности самих детей, которая связана с постановкой учебной задачи, выдвижением гипотез, обсуждением спорных проблем, обнаружением и овладением способами решения учебных и практических задач.

Прекрасным подарком стал для нас новый Букварь авторского коллектива под руководством  М.С.Соловейчик. «Мой первый учебник» - абсолютно оправданное название. Содержание, иллюстрации, методические подходы – все нацелено на то, чтобы учебник стал действительно родным, близким, понятным для первоклассника.

Учебник представлен в двух частях малого формата, что делает его легким по весу (а это так важно для сохранения здоровья маленького ученика) и удобно располагающимся на рабочем столе. А какие замечательные иллюстрации! Они несут в себе не только иллюстративный, но и глубоко нравственный потенциал. Так, на первой иллюстрации с. 6 утром мама будит сына. Именно со встречи с родными, близкими ребенку людьми начинается его день. «Мама по-доброму улыбается мне. Открывает окно, сквозь стекло которого пробивается яркий солнечный свет. И он тоже рад встрече со мной, с таким, какой я есть». Ощущение добра, теплоты, человеческого участия сопровождает ребенка весь день. И спокойной ночи желает ему тоже мама, заботливо укрывая одеялом. Так важно сегодня сохранение семейных традиций.

Практически каждую страницу учебника сопровождают иллюстрации с изображением детей. Замечательная веселая девчонка недоуменно разводит ручками: «А я этого не знаю! Помогите мне…» И первоклассники с удовольствием выступают в роли учителя, старшего наставника, разъясняя то или иное правило. А ребенку ориентироваться в учебных заданиях помогают введенные в учебник условные обозначения.

Прекрасным методическим решением является, на наш взгляд, включение в Букварь репродукций художника В. М. Васнецова. Близость к сказке, доступность сюжета, качество изображения, принадлежность перу одного автора успешно решают задачи художественно-эстетического, нравственного и речевого развития первоклассников. Сопровождение репродукций набором слов, предложений, текстов дают возможность родителям закрепить речевые умения детей в домашних условиях. Наличие сопроводительных текстов является также действенным мотивирующим средством к овладению навыком чтения. «Как хорошо уметь читать!» - эта мысль заканчивает добуквенный период и проходит красной нитью через весь учебник. «Для тебя всегда открыта дверь в хранилище знаний!» - говорит ребенку иллюстрация на с. 49 Букваря.

И тут начинается целенаправленная, тщательно продуманная (как впрочем и весь курс обучения русскому языку М.С.Соловейчик) работа по формированию навыка чтения наряду с речевым и фонетико-орфографическим развитием. Гуманное отношение к ребенку – отличительная особенность методических приемов М.С.Соловейчик. Букварь построен таким образом, что в нем найдется упражнение для детей с разным уровнем дошкольной подготовки. Формирование навыка чтения ведется по принципу нарастающей сложности. При изучении букв гласных звуков А и О читаем сочетания ао, оа, аоа, оао, аооа, оаао с различной силой голоса, интонацией. Понятно, что по мере изучения других букв диапазон чтения увеличивается. Отрадно отметить, что чтение букв согласных начинается с обратных, закрытых слогов: ал, ом, ул, эм. Затем лы, мы, лу, мо и др. Потом слоги ил, ли, им, ми, ол, ло и слова, состоящие из прямых слогов,  мама, мыла, умыла, мылила.Данный прием гораздо легче осваивается нечитающими детьми. Для работы над развитием темпа чтения на форзаце учебника помещена слоговая таблица с различными сочетаниями букв. Букварь содержит достаточно богатый материал и для читающих детей. В большей степени это произведения детской классики. Формированию читательской компетентности служат вопросы  и задания, помещенные после текстов.

У осины лоси. Они сломали осину. А у сосны лиса. У лисы нора. Лиса насорила у норы.

Насорили лоси или лиса? А осину сломала лиса?

Своеобразным вкладышем для внеклассного чтения можно назвать страницы «Почитай-ка!»: «осенняя страница», «колючая страница», «сказочная страница» и др. Все они наполнены текстами разных стилей и жанров.

Каждая страница учебника позволяет учителю творчески подойти к организации дифференцированной работы на уроке.

Букварь «Мой первый учебник» целенаправленно, постепенно и ненавязчиво готовит первоклассников к изучению курса русского языка. Пропедевтическая работа к изучению стилей речи начинается на с.13 «Об одном и том же по-разному». Читая и анализируя небольшие описания природы, первоклассники приходят к выводу, что в зависимости от цели автор выбирает соответствующие языковые средства.

Постелила осень разноцветный ковер.

Осенние листья бывают разных цветов.

Плывут по воде цветные кораблики.

По аналогии дети учатся составлять свои тексты.

Бесспорным достоинством учебника является заложенная в нем система орфографической работы. Внимательное отношение к звукам и буквам, глубокий фонетический анализ слов, осознанное ознакомление с «опасностями» письма, первыми правилами правописания – все это закладывает прочную основу для дальнейшего обучения грамотному письму.

И как всегда авторы помнят об учителе. Подробные поурочные методические рекомендации к Букварю содержат планирование уроков обучения грамоте, пояснения к ним и советы по содержанию и организации всех уроков.

Хочется выразить слова благодарности авторам за грамотный, интересный, доступный, добрый учебник и пожелать им дальнейших творческих успехов.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации