Начальная школа сегодня.
«Гармония».
Диалоги  с оппонентом и сторонником

Представила: Агапова И.Ю., зав.УМК начального образования
Дата: 10.02.03

 

Гармония- в переводе с греческого: связь,

стройность, соразмерность.

 В истории эстетики рассматривалась как

существенная характеристика прекрасного.

-В чем заключается вариативность регионального начального образования?

 С 1996 года существуют три государственных системы начального образования. Это классическая традиционная система, система академика Л.В.Занкова и система  РО В.В.Давыдова- Д.Б.Эльконина. Правовыми основаниями дальнейшего развития и функционированиями начального образования являются Декларация прав ребенка, Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации об образовании, Концепция содержания непрерывного образования. Родители наших малышей имеют право выбора по какой системе им обучать своего ребенка. Но на этом вариативность не завершается. Внутри каждой системы существует вариативность учебно-методических комплектов.  В рамках традиционной начальной школы это-  « Гармония», « Школа 21 века», « Школа 2100»и другие.

-Каковы цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста ?

В « Концепции» , разработанной Министерством образования РФ в связи с новым этапом развития общеобразовательной школы, сформулированы цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста : воспитание нравственного человека, охрана и укрепление физического и психического здоровья ; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; физическое и психическое развитие детей.

-Можно ли назвать основные принципы отбора содержания образования детей этого возраста ?

Это важный принцип развития ( стимулирование и поддержка эмоционального, духовно-нравственного, интеллектуального развития и саморазвития ребенка ) ; принцип целости образа мира ( целостность картины мира и сформированность умения увидеть один и тот же предмет с разных сторон ); принцип культуросообразности ( открытость различных культур, создание условий для наиболее полного ( с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов) ; принцип гуманитаризации ( влияние всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка) ; принцип вариативности ( разный подход к отбору содержания и технологии обучения).

- А как же знания, умения и навыки?

 Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве средства, а не целей развития ребенка.

- Сейчас много говорят о рефлексии, сочетаются ли способность к рефлексии и младший школьник?

 Предлагая характеристику младшего школьника к концу обучения начальной школы, Министерство образования РФ отмечает, что способность к рефлексии ( умение оценивать собственные мысли и действия со стороны) – это важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младшего школьника.

- От чего зависит успех любого ученика ?

Хорошо известно, что успех любого ученика в значительной мере зависит от готовности учителя стать единомышленником автора и методически грамотно, а возможно и творчески реализовать заложенную в учебнике методическую систему.

- А что такое учебно-методический комплект?

Это и учебники, учебники-тетради и тетради с печатной основой, методические рекомендации для учителя ( подробные), программы , которые должны обязательно иметь гриф « Рекомендовано»  или « Допущено» , сборники контрольных работ.

- Предусматривает ли учебно-методический комплект развитие линий преемственности ?

Обязательно. Процесс обучения должен опираться на достижения, накопленные каждым ребенком, и обеспечить развитие его индивидуальности.

-По какому учебно-методическому комплекту занимается наша  традиционная начальная школа?

 У него очень красивое название « Гармония».Учебно-методический комплект "Гармония" для четырехлетней начальной школы создан на кафедре методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова. Входящие в комплект учебники, учебники-тетради и тетради с печатной основой являются результатом многолетнего научно-методического поиска путей совершенствования начального образования, который осуществлялся авторами комплекта: Н.Б. Истоминой, д. п. н., профессором; М.С. Соловейчик, к.п.н., профессором.; Н.С. Кузьменко, к. п. н., доцентом; О.В. Кубасовой, к.п.н., доцентом; О.Г. Поглазовой, к.п.н., ст. преподавателем; Н.М. Конышевой, д.п.н.

В связи с этим первой особенностью комплекта "Гармония" является стремление преодолеть объективно сложившееся разделение традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.

Вторая особенность комплекта находит выражение в том, что в комплекте нашли методическое воплощение основные направления модернизации школьного образования (гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, деятельностный и личностно-ориентированный подход к процессу обучения).

Методическая интерпретация современных тенденций развития начального образования и их реализация в учебниках позволяет рассматривать каждый предметный учебно-методический комплект, входящий в "Гармонию", как модель учебного процесса, как источник интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его познавательных интересов, умения общаться с взрослы ми и сверстниками, возможно полно выражать свои мысли и чувства. Реализованные в учебниках методические подходы к организации учебной деятельности школьников создают условия для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, обеспечивают ситуации успеха за счет мер по целенаправленному преодолению трудностей обучения.

В числе этих мер следует назвать:

1)     логику построения содержания курсов, нацеленных на усвоение понятий и общих способов действий, которая на доступном для младшего школьника уровне обеспечивает осознание им причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей в рамках содержания каждого учебного предмета;

2)     способы, средства и формы организации учебной деятельности младших школьников;

3) систему учебных заданий, которая учитывает как особенности содержания учебных предметов, так и психологические особенности младших школьников и соблюдает баланс между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.

Специфика содержания каждого учебного предмета находит отражение в его методической концепции и способах ее реализации. В основу построения курса «Математика» положена методическая концепция целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания, предусмотренного программой.

Реализация данной концепции обеспечивается:

1.  Тематическим построением курса, создающим условия для осознания школьниками связей между новыми и ранее изученными понятиями, для осуществления продуктивного повторения, для активного использования в процессе обучения приемов умственной деятельности.

2.  Новым методическим подходом к изучению математических понятий, свойств и способов действия, в основе которого лежит установление соответствия между предметными, словесными, графическими (схематическими) и символическими моделями, их выбор, преобразование и конструирование, в соответствии с заданными условиями.

3. Новым методическим подходом к формированию вычислительных навыков и умений, который создает условия не только для повышения качества вычислительной деятельности младших школьников, но и для развития их мышления.

4. Новым методическим подходом  к обучению младших школьников решению текстовых задач, в соответствии с которым дети знакомятся с текстовой задачей только после того как у них сформированы те знания, умения и навыки, (навыки чтения, усвоение конкретного смысла действий сложения и вычитания, приобретение опыта в соотнесении предметных, словесных, схематических и символических моделей, знакомство со схемой как  способом моделирования),  которые  необходимы  им  для  овладения умениями решать текстовые задачи.

5. Включением в учебник диалогов между Мишей и Машей, с помощью которых детям предлагаются для обсуждения варианты ответов, высказываются различные точки зрения, комментируются способы математических действий, анализируются ошибки. Диалоги помогают учителю не только привлечь учащихся к обсуждению того или иного вопроса, но и самому включиться в эту работу, заняв тем самым не контролирующую позицию, а помогающего детям и сотрудничающего с ними.

 

Концептуальными положениями курса "Русский язык" являются:

1.   Создание методических условий для осознания ребенком себя как языковой личности и на этой основе формирование у него уважения к языку и к себе как его носителю, а потому - сознательного отношения к своей речи.

2.  Осуществление коммуникативного подхода к изучению языка, то есть нацеленность учебной работы на становление (совершенствование) всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

3.   Направленность обучения не только на развитие лингвистического мышления детей, но и их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка.

4.   Обеспечение базы для повышения грамотности учащихся  за  счет системного развития их орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.

Указанные концептуальные положения реализуются в комплексе - за счет особого построения курса и организации обучения, нашедших отражение в содержании, структуре и характере предъявления материала в учебнике "К тайнам нашего языка".

1.   Названием учебника и многих его разделов, логикой и способами подачи материала подчеркивается непрерывное движение ребенка от практического пользования языком к "открытию" его устройства и осознанному,

а потому более совершенному владению им-

2. При неизменности объема традиционно изучаемых лингвистических понятий в трактовку некоторых внесены уточнения, дополнения, делающие определения более конкретными и понятными детям. Кроме того, расширен круг сведений о способах выполнения языковых и речевых действий, чем достигается их лучшее осознание и освоение. С той же целью проведена перестановка отдельных тем курса.

3. Изучение языка органично сочетается с работой над культурой устной и письменной речи младших школьников. Вопросам речевой культуры посвящены и специальные темы. В учебник включены различные виды словарей, методически обеспечено обучение детей пользованию ими,

4. Становление грамотного письма направляется коммуникативным мотивом и осуществляется в единстве с воспитанием у школьников желания безошибочно выражать мысли на русском языке. Для формирования орфографических умений и одновременно для психологической разгрузки учащихся (снятия страха перед ошибкой) предусмотрена система обучения особому способу письма - письму "с окошками".

5. В комплекте с учебником используется тетрадь - задачник - средство обучения,  позволяющее не только совершенствовать отдельные умения школьников, закладывать основы их учебной самостоятельности, но и более экономно расходовать время и силы каждого ученика.

6. Специальными средствами, обеспечивающими сочетание учебной деятельности с коммуникативной, являются: форма диалогового общения авторов учебника с ребенком; использование персонажей (дошкольника Антона и мальчика-иностранца, изучающего русский язык); применение заданий типа "Расскажи дома"; работа над сочинениями как обучение созданию текста в конкретных жанрах (записок, писем, поздравлений, загадок, инструкций, дневниковых записей, рассказов о своей жизни и др.).

7. Расширен диапазон используемого дидактического материала: он включает высказывания самих детей (удачные, несовершенные и даже с ошибками), выполняющие различные функции, обучающего, развивающего и воспитательного характера.

Концептуальными положениями курса "Литературное чтение" являются:

1. Активная направленность курса на формирование мировоззрения детей. Этому способствует не только систематизация отобранных произведений по темам духовно-нравственного содержания, но и характер вопросов и заданий, которые предлагаются в учебниках после текстов.

2. Развитие творческих способностей учащихся. Этому способствуют специальные задания, обучающие иллюстрированию (графическом), словесному, музыкальному), выразительному чтению и инсценированию, азам словесного творчества (подбору рифм, сравнений, творческому пересказу, сочинению небольшого высказывания по подобию и о.а.

3. Обогащение умственного потенциала детей, путем целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности, заключающегося в обдумывании предстоящего чтения, осмыслении читаемого в процессе и по окончании чтения. Это обеспечивается системой вопросов и заданий, развивающих умение прогнозировать читаемое (читательское качество антиципации), творчески интерпретировать полученную посредством чтения информацию, усваивая не только фактическое содержание литературного произведения, но также подтекст и идейный замысел (смысловое ядро).

4. Развитие эмоциональной сферы. Осознанию эмоций и чувств служат вопросы и задания, привлекающие внимание детей к авторским ремаркам, к анализу особенностей речи и поведения персонажей. Адекватному выражению эмоционального состояния способствует систематическая работа над выразительностью и применение различных форм драматизации, которая направляется в учебниках специальными заданиями (анализ иллюстраций с точки зрения "эмоциональных знаков", постановка "живых картин", произнесение реплики персонажа с использованием мимики и пантомимики, чтение по ролям, развернутая драматизация и др.)

5. Развитие речи читателя. С этой целью в учебники включены задания по работе над заголовком, планом, всеми видами пересказа, над созданием собственных высказываний, по наблюдению над правильностью, точностью, богатством, выразительностью художественной речи. Определяющим для развития речи является формирование у школьников отношения к чтению как к процессу общения автором. Этому способствует активизация методическими средствами мотивационной стороны чтения, акцент на внимании к личности писателя, к его "присутствию" в произведении, развитие бережного отношения к авторскому замыслу и другие методические приемы.

6. Комплексный подход к формированию умений, обеспечивающих ребенку способность быть читателем - становление правильности, беглости, осознанности, выразительности чтения, умения работать с текстами разных жанров, умение ориентироваться в книге и в мире книг.

Курс "Окружающий мир" мир является интегративным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе. В качестве линий интеграции содержания выступают следующие концептуальные положения:

1. Окружающий ребенка мир многогранен, прекрасен и все время изменяется, его можно наблюдать и познавать, интересоваться тем, каким он был;

2. Опыт человечества и предков каждого ребенка богат и пригодится человеку в жизни, его нужно уважать и изучать;

3. Природа жизненно необходима человеку и ранима - об этом нужно знать и беречь ее красоту и гармонию.

Данные положения реализуются в учебниках-тетрадях, которые своим содержанием, структурой и системой развивающих заданий, создают условия для ознакомления с новым учебным материалом, для его закрепления на уроке и для самостоятельной работы.

Система заданий составлена с учетом разных уровней усвоения знаний, что дает возможность варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие всех учащихся.

Учебники-тетради выполняют системообразующую, координирующую и собственно интегрирующую функцию, служат своеобразным "каркасом", объединяющим учебную информацию и методический аппарат (технологию усвоения), ориентированных не на передачу готовых знаний, добытых многими поколениями людей и ставших как бы статичными для усвоения учениками, а на самостоятельный процесс познания учениками окружающего мира. Готовые научные знания преобразованы в такую форму передачи, при которой ребенок самостоятельно (иди с помощью учителя) действуя с учебным материалом, овладевает различными способами и методами познания окружающего мира и разными видами учебной деятельности.

Особенность авторского курса "Художественно-конструкторская деятельность (трудовое обучение)" состоит в том, что он впервые в практике отечественной школы выводит уроки труда из узких рамок ремесленно технологической подготовки учащихся и приобщает их к системе общего образования.

Концептуальные положения курса:

1 - Особенностью курса является его общекультурная (мировоззренческая, духовно-нравственная) направленность, которая позволяет через практическую деятельность учащихся формировать у них систему знаний и представлений об окружающей действительности: в первую очередь о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой, о социально-психологической и социально-исторической информативности мира вещей и т.д..

2. Организация деятельности учащихся в формировании духовно-нравственных установок осуществляется от общего к частному, а при формировании конкретных знаний и способов работы от частного к общему, 3. Система учебных заданий сориентирована на активную работу ученика как целостной личности, одновременно включая в деятельность ее рационально-логическую и духовно-эмоциональную сферы. Это достигается тем, что задания, включенные, в учебники, построены на основе проектной худо жественно-конструкторской деятельности и значительное место среди них отводится решению задач, связанных с самостоятельной разработкой конструкций предметов, с поиском и воплощением художественного образа, отвечающего поставленным условиям.

Структура учебников разработана в соответствии с блочно-тематическим принципом, что облегчает учителю тематическое планирование уроков на учебный год и четверть, Материалы учебников содержат в себе не только содержательную канву каждого урока, но и дают достаточно четкое представление о методике их организации.

Третьей особенностью комплекта "Гармония" является обеспечение взаимосвязи между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической деятельностью. Авторы комплекта "Гармония" (Н.Б. Истомина, М.С. Соловейчик, Ц.С. Кузьменко, О.В. Кубасова, Н.М. Конышева) одновременно являются авторами учебников и учебных пособий, по которым ведется обучение на факультетах подготовки учителей начальных классов в вузах и педколледжах России.

Тщательная проработка концептуальных идей во всех учебниках комплекта "Гармония" и оснащение их методическими рекомендациями, разъясняющими учителю эти идеи, позволяет рассматривать комплект "Гармония" как средство повышения уровня профессиональной компетентности учителя и формирования у него нового педагогического сознания, адекватного современным тенденциям развития начального образования. В этом заключается четвертая особенность учебно-методического комплекта "Гармония".

Методическое оснащение комплекта "Гармония" прошло экспериментальную проверку (в разных масштабах: на уровне дипломных исследовании, которыми руководили авторы комплектов, на уровне кандидатских и докторских исследований и на уровне массовой проверки в практике школ). Учебно-методический комплект по математике для четырехлетней начальной школы (автор Н.Б. Истомина) удостоен премии Правительства РФ в области образования за 1999 год.

-         Назовите учебники по которым будут обучаться  школьники в 5 –6 классе?

Учебники, которые позволят реализовать принцип преемственности и перспективности в обучении, являются : «Русский язык.» Авторов М.М. Разумовской, С.И. Львова, Г.А. Богданов и др. «Математика.»  Истоминой Н.Б., И.И.Зубарева, А.Г.Мордковича. ( т.е. это учебники, по которым занимаются уже ученики 5-6 классов и ненужно ничего искусственно придумывать).

-         Необходима ли переподготовка учителя начальной школы для работы  по  « Гармонии» ?

Главное желание и готовность учителя учить по учебникам 21 века, а не учебникам  70-х годов 20 века. Если есть новое и эффективное лекарство, Вы же не будите лечиться по рецептам бабушек и дедушек. Так и наши дети должны получит бесплатно достойное начальное образование. Подчеркиваю бесплатно. Кабинет начального образования ООИПКРО постоянно проводит авторские курсы (читают лекции авторы учебников), проблемные курсы, стажировки, мастер-классы, семинары ( в том числе и выездные) по «Гармонии». Можно поехать поучиться и в Москву в Академию повышения квалификации. В кабинет начального образования (№ 20) можно приехать и получить любую интересующую информацию по «Гармонии».

-         А знают ли  о реализации новых технологий обучения методисты и специалисты на местах ( т.е.РОО и ГОО)?

Конечно., в декабре проходил региональный семинар методистов и специалистов по начальному образованию, назывался он «Модернизация начального регионального образования. Проблемы. Пути решения». Участники встречались с ведущими учеными и специалистами ООИПКРО, учителями практиками, работающими по «Гармонии». Смогли приобрести программы «Гармонии», методическую литературу и т.д. Жалко, что  из некоторых территорий не приехали представители (к счастью, их очень мало). На семинаре много говорили о профессиональной компетентности учителя начальной школы, о формировании нового педагогического сознания. Поднимались вопросы, касающиеся здоровьесберегающих технологий. Курс « Трудового обучения» и « Окружающий мир»- это интегрированные курсы, ориентированные на наблюдения ( прорастание гороха, полив, удобрение, построение снежинки, закономерности смены дня и ночи и т.д.), учебные экскурсии, познавательные игры .Если при объяснении учителя перед ребенком стоит познавательная цель, благодаря которой он включен во внешнюю по своей форме деятельность, не заучивает машинально, не сидит за партой часами, то перегрузки не наблюдается. А учебник-тетрадь? Не нужно носит учебник, тетрадь отдельно. По БУП рекомендуется не 6 уроков в неделю, а всего 4-5 .А снятие страха перед ошибкой? Это и психологический, а иногда и физический стресс. В русском языке предусмотрена особая система обучения- письмо « с окошками». Но к этому трудно привыкнуть взрослому ( его когда-то учили только за двойки, тройки). Дети легко и быстро понимают эту систему. Когда авторы учебников встречаясь с учителями спрашивают : « Кому тяжело учиться по этим учебникам?», учителя отвечают: « Легко детям, тяжело учителям». А развитие эмоциональной сферы младшего школьника? Развитие умений сопереживать, сочувствовать,  это тоже нужно воспитывать.  Методисты и специалисты готовы ( в большинстве) помочь педагогу снять психологический стресс, выражающийся в неготовности массового учителя направить учебный процесс на реализацию приоритетной цели начального образования.  Во многих районах проводят семинары-практикумы ( Александровский район,  Акбулакский район, г.Орск., Тоцкий район), мастер-классы,  обмен опытом и т.д. Такие семинары для специалистов и методистов, учителей будут проходить регулярно.

-         А что за анкетирование Вы проводите ?

Слушатели курсов, участники семинаров заполняют анкеты (обычно анонимные), т.е. рефлектируют свою деятельность за это период. И вот сейчас на КБПК (базовое повышение квалификации)  слушатели заполняли анкету. Один из вопросов звучал так: «По Вашему мнению, наиболее оптимальная позиция учителя начальной школы». 98 % педагогов считают, что «исследователь».А вот другой вопрос: «Современное образование, на Ваш взгляд, это прежде всего» и опять педагоги начального образования считают, что современное начальное образование – это взаимодействие учителя, ученика и родителей. Успех обучения младшего школьника зависит от единства ученика, учителя и родителей.  Педагоги рады, что в традиционной начальной школе появились такие методики обучения, которые ориентирует каждый учебный предмет на поиск своего места в развитии личности младшего школьника, в формировании ведущей деятельности этого возрастного периода, умения и желания учиться.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации