Использование информационно-коммуникационной технологии на уроках ИЗО в начальных классах.

Автор материала:
Андроник В.А., методист кафедры
дидактики и частных методик
ИПКиППРО ОГПУ

Информационно-педагогический модуль
(обобщение опыта работы учителя начальных классов МОУ СОШ №6 г.Абдулино Квасовой Ирины Владимировны)
Тема: "Использование информационно-коммуникационной технологии на уроках ИЗО в начальных классах".

1. Теоретическая база опыта.

Теоретическую базу опыта составили работы: Роберт И.В., Полякова В.А., Башмакова А.И., Старых В.А.

2. Актуальность. Проблеме информатизации образовательного процесса в школе вообще и в начальной школе, в частности, в последние годы уделяется определенное внимание.

Наши дети — это уже члены информационного общества. Объем информации, который обрушивается на них, во много раз превышает объем, который приходился на их ровесников еще два десятка лет тому назад.  Информационные навыки  уже прочно входят в их менталитет:  они ловко управляются с различными электронными устройствами, практически не читая пособия и руководства; всевозможные плееры, мобильные телефоны стали  неотъемлемой частью их экипировки. Надо помнить и о качественном составе информации, которая не всегда может стать "сырьем" для формирования знаний. Поэтому, основная задача информатизации образовательного процесса в начальной школе – это управление информационным потоком, который принимает на себя ученик, его  иерархизация, структурирование и комбинирование.

Очень важным представляется изменение целевой функции ребенка в отношении компьютера, показ всего многообразия его возможностей, формирование "образовательного вектора" его использования, повышение информативности изучаемого материала, усиление обратной связи в системе "ученик—учитель", развитие творческих способностей детей. Важно научить маленького человека находить нужный маршрут в безбрежном информационном океане, сформировать культурологический аспект использования средств информатизации как элемента общей культуры.

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на уроках предметной области «Искусство» необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития учащихся.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

В функции учителя компьютер представляет собой:

  • источник учебной информации;
  • наглядное пособие;
  • тренажер;
  • средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента:

  • средство подготовки текстов, их хранение;
  • текстовый редактор;
  • графический редактор;
  • вычислительная машина больших возможностей.

3. Основополагающими принципами данного опыта являются:

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении - обучение эффективно, когда учащийся проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной деятельности.  Компьютер способствует развитию познавательной активности и становлению ученика как субъекта учебной деятельности.

Принцип научности - содержание образования включает объективные научные факты, теории, законы, которые могут быть найдены в информационной базе Интернет.

Принцип связи обучения с практикой - компьютер предоставляет широкие возможности для отработки приобретенных знаний посредством выполнения разноуровневых заданий.

Принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логике построения как содержания, так и процесса обучения, чему не противоречит размещение материала в компьютерной базе данных.

Принцип доступности требует учитывать особенности развития учащихся, их уровень усвоения дисциплины. Работая с компьютером на уроке, ребенок должен иметь возможность самостоятельно определить путь изучения темы.

Принцип наглядности - эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Компьютер включает в работу максимальное количество органов чувств зрительный, слуховой и тактильный.

Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения  взаимосвязан с предыдущими принципами. Развивающие и воспитывающие возможности компьютера связаны с особенностями построения компьютерных программ, способствующих выбору индивидуальных образовательных траекторий.

4. Условия возникновения проблемы, становление опыта.

В настоящее время в сфере использования компьютерных технологий в начальной школе выделяют два основных направления.

Первое из них, теоретическое, подразумевает использование компьютеров для изучения теоретических основ информатики как науки об информационных процессах.

Второе направление, прикладное, предполагает использование компьютеров в качестве технического средства обучения (ТСО) по учебным предметам и внеклассной работе, как самого совершенного информационного средства, которое должно приводить к совершенствованию процесса обучения и воспитания.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе начальной школы отвечает функциональным особенностям и психофизиологическому развитию учащихся. Однако процесс информатизации в наших школах существенно сдерживается двумя серьезными факторами: неготовностью большинства учителей к использованию компьютеров в своей деятельности и отсутствием необходимого программного обеспечения, особенно для начальной школы.

Становление опыта.

  1. Формирование первичного понятийного аппарата информатики — как науки об информации, ее формах, свойствах, способах представления и обработки и о соответствующем инструментарии.
  2. Формирование первичных психомоторных и поведенческих навыков общения с компьютером.
  3. Формирование основ информационной культуры.
  4. "Информационная поддержка"  изучаемых предметов — русский язык, математика, рисование, иностранный язык и т.д.
  5. "Информационная поддержка" внеклассных занятий (кружки, студии и т.д.).
  6. Разработка авторских программ.

5. Сущность.

Рассматривались следующие варианты применения ИКТ на уроках изобразительной деятельности в начальных классах.

1. Урок с мультимедийной поддержкой -  применение компьютера и мультимедийного проектора учителем в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые  электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации,  а ученики для защиты проектов.

2. Урок с компьютерной поддержкой – применение нескольких компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди.

3. Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет - могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой.

6. Основные компоненты опыта.

Реализации опыта осуществлялось в 3 этапа.

  • Выбор и теоретическое осмысление темы исследования, анализ изученной психолого-педагогической и учебно-методической литературы по данной проблеме.
  • Проведение  в естественных условиях учебного процесса опытно-исследовательской работы по развитию учебной деятельности на уроках ИЗО  с использованием информационно-коммуникационной технологии.
  • Подведение итогов с последующим анализом, систематизацией и обобщением результатов исследования. Формулировка выводов.
  • Новизна опыта.

В аппаратном обеспечении информатизации образования особым образом выделяются средства, характерной особенностью которых является возможность обработки и представления информации различных типов, являющихся относительного новыми с точки зрения развития компьютерной техники. Действительно, за последние годы к числу таких средств, получивших название средств мультимедиа, были отнесены устройства для записи и воспроизведения звука, фото и видео изображений. Понятие мультимедиа тесно связано с компьютерной обработкой и представлением разнотипной информации и лежит в основе функционирования средств ИКТ, существенно влияющих на эффективность образования. С учащимися Ирина Владимировна работает с мультимедийными учебными пособиями, художественными программами от компаний «Инфостудия Экон», «Кирилл и Мефодий», “Просвещение-МЕДИА”, “Новый диск”.  Эти программы имеют такие положительные моменты, как:

  • представление учебной информации в интересной форме с использованием рисунков, схем, звука, видеоизображения;
  • различные эффекты вывода текста и графических фрагментов;
  • работа в удобном для ученика темпе и проявление инициативы;
  • интерактивность – активная роль пользователя.

Среди большого количества преимуществ у готовых программных продуктов есть, на наш взгляд, и ряд недостатков:

  • малое количество “обучающих” программ связано со школьной программой начального звена, с последовательностью изложения материала, терминологией, предметным наполнением, предписываемыми логикой курса и образовательным стандартом;
  • нет адресности на определённую группу пользователей;
  • большинство CD представляют собой электронные книги, т.е. содержат текст и иллюстрации, которые очень трудно включить непосредственно в ткань урока.

То есть для художественного образования содержимое CD пока может служить “сырьём”, на основе которого учитель, используя возможности компьютера и прикладных программ и приложений, может формировать собственные средства обучения, составлять свои презентации и осуществлять образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки искусства.

7. Система работы.

В силу возрастных особенностей младших школьников среди уроков с использованием ИКТ наиболее распространенным является урок с мультимедийной поддержкой. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, так же и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала.

Проектируя будущий мультимедийный урок, необходимо продумывать

  • последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран;
  • определить, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения;
  • какие цели преследует урок,
  • какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса;
  • для чего предназначен мультимедийный урок:  для изучения нового материала, предъявления новой информации; для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков; для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков; для обобщения, систематизации знаний.

При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции, динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран.

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.
Роль учителя на уроке с применением презентаций может быть самой разной, поскольку программа Microsoft Office PowerPoint дает возможность организации разнообразных вариантов работы. Учитель может выступать в роли

  • лектора при объяснении нового материала с помощью презентации;
  • организатора групповой работы;
  • консультанта технического, научного или творческого характера.

Варианты организации деятельности с презентациями могут быть следующими:

  1. Учитель объясняет тему с использованием презентации.
  2. Ученики используют фрагменты презентации при повторении пройденного. Например, при подготовке итоговых уроков по темам четверти.
  3. Отдельные слайды презентации сохраняются в виде рисунков, к ним даются различные задания. Например, при изучении темы «Посуда у тебя дома»
  4. Ученики получают готовую презентацию и готовят сообщение по теме с использованием полной презентации или ее части. Например, по теме «Твои игрушки».
  5. Ученики получают презентацию, в которой слайды перемешаны. Надо  изучить материал и расположить слайды в нужном порядке. Например, по теме «Художник в театре».
  6. Ученики получают презентацию и вопрос, затрагивающий лишь небольшую часть темы. Изучив презентацию, убрать все лишние слайды, а с помощью оставшихся ответьте на вопрос. Например, после рассмотрения презентации «Жанры живописи» ответить на вопрос: «Каковы отличительные признаки пейзажа? Каковы его разновидности?»
  7. Ученики получают задание по теме и папку с набором рисунков, причем  в этом наборе могут быть лишние и ненужные рисунки. Создать презентацию по заданной теме с использованием необходимых рисунков из предложенных или добавлением своих. В каждый слайд кроме рисунка вставить небольшой текстовой фрагмент. Например, обобщающий урок по теме «Поздравительная открытка»
  8. Задание: из большой презентации нужно вычленить подтемы и создать несколько маленьких презентаций, по которым подготовить сообщения. Например, при подготовке итогового урока по теме «Художник и музей».
  9. Предлагая свою презентацию, мы предлагаем и некий дизайн. Можно дать ученикам возможность изменить его, помня, однако, о чувстве меры и соответствии содержания презентации и стиля ее оформления.

Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:

  • возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;
  • обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
  • иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
  • применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

Создание и представление учащимися творческих проектов с использованием ИКТ.
Учащиеся – не просто пассивные получатели информации. Целью учителя становится формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов. Тема творческого мультимедийного проекта должна вызывать живой интерес участников проекта.

Урок с компьютерной поддержкой.
С помощью персональных компьютеров можно проводить теоретические уроки и практические занятия, измерять уровень знаний, вести исследования, выполнять учебные проекты, осуществлять самообразование.
Применение компьютера возможно на каждом этапе урока.

1. Организационный этап
Для организованного начала урока можно провести ролевую игру: дежурный системный администратор. Дежурный системный администратор выбирается из числа учеников, которые достаточно хорошо разбираются в компьютерных хитростях. Именно он и подготавливает компьютерный класс к уроку: загружает, инсталлирует, устанавливает программы, документы.

2. Этап проверки домашнего задания
На данном этапе предполагается индивидуальный подход к учащимся: электронное домашнее задание выполнятся по желанию, учащимися, которые хорошо владеют компьютером. По мере изучения курса информатики, использования компьютера на других уроках количество желающих увеличивается. Задание не обязательно выполнять дома – можно использовать школьный компьютерный класс.

3. Этап проверки знаний
Проверять необходимо не столько память, сколько мышление ребенка. Опрос должен быть интересен ученикам, а для этого известный фактический материал должен рассматриваться в новом свете, теоретические знания применяться на практике.
Сетевая рецензия дает возможность провести проверку знаний, используя возможности локальной сети и заранее подготовив папку с общим доступом.
Например, на этом же этапе можно предложить творческое оформление темы прошедших в четверти уроков, с использованием имеющихся мультимедиа-материалов. Так же на данном этапе можно провести тестирование по пройденной теме.
При постановке любой задачи, связанной с использованием ИКТ, первоначально самому учителю необходимо выполнить работу, которую он собирается ставить перед учениками. В результате можно увидеть критерии оценки работы, трудоемкость ее выполнения, затруднения, которые могут встретиться ученику при той или иной формулировке задания.

4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Тематические и предметные интернет-ресурсы могут выступить как один из способов повышения интереса учеников, постановки перед учащимися целей и задач урока, показа практической значимости изучаемого материала. Наглядные пособия, мультимедиа, видео и анимационные материалы – все это может показать новую тему учащимся с более понятной и интересной для каждого из них стороны.

5. Этап усвоения новых знаний
Условия достижения положительных результатов на данном этапе следующие:

  • Применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения. Максимальное творческое участие детей.
  • Использование сменных пар, групп.
  • Проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала. В Интернете есть различные словари, справочники, энциклопедии. Можно, выделив определенный терминологический ряд, относящийся к конкретному уроку или теме, и перенеся на рабочие компьютеры 3-5 справочных Интернет-ресурса, дать детям задание подобрать те определения, которые понятны и удобны им самим.
  • Систематизация новых для учащихся знаний.

6. Этап закрепления новых знаний
При наличии сканера можно сформировать электронную галерею детских работ. Подобрать к работам художественные описания, стихотворные строки.
При закреплении пройденного материала, учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями и т.д. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения целесообразно на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.). Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде.
Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель может организовать промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем), решить головоломки, кроссворды, игровых ситуаций с применением полученных знаний.

7. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Основные требования к электронному домашнему заданию:

  • Домашнее задание может быть ориентировано на 2 группы учащихся: слабые+средние и средние+сильные.
  • Должен быть определен обязательный минимум выполнения, но, в то же время, выделено пространство для инициативных:
  • временные рамки,
  • количество источников информации (адреса определенных, «опорных» сайтов),
  • программа реализации задания (это может быть MS Word, PowerPoint или Publisher, Paint ),
  • объем отчетного документа (количество страниц, файлов, слайдов и т.п.),
  • дополнительное задание,
  • оговорено место размещения выполненной работы.

Электронные домашние задания нужно рассматривать как проектную деятельность. Как вариант, можно предложить интегрированное домашнее задание: одно задание зачитывается по двум предметам. Таким образом, демонстрируем ребенку наличие межпредметных связей, воспитываем понятие целостности мира.

Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет.
Данный вид является наиболее сложным в плане проведения:

  • не всегда имеется устойчивая интернет-связь,
  • интернет-ресурс должен быть изучен учителем и проверен перед началом урока,
  • младшим школьникам сложно самостоятельно выходить на определенный сайт, поэтому учитель должен подготовить активную ссылку сайта.

При изучении отдельных тем учитель может использовать Интернет на уроках с мультимедийной поддержкой.  Так при изучении темы «Музеи искусств» в четвертой четверти 3 класса из кабинета информатики выходим в сеть, находим сайт http://www.museum.ru/ - портал «Музеи России», знакомимся с предложенной информацией, проецируя на большой экран. Затем следует творческая работа учащихся за компьютерами, когда учащиеся самостоятельно знакомятся с ресурсом по заданию учителя.
При организации практической работы, так же возможно использование Интернет-ресурса. Например, при изучении тем «Твои игрушки» и «Посуда у тебя дома» используются программы «Хохлома» и «Гжель», размещенные на сайте http://www.kuzbass.ru

Результативность.

  • положительная мотивация на уроках искусства с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
  • обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
  • умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
  • возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.
  • повышение уровня использования наглядности на уроке,
  • повышение производительности урока.
  • появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию презентаций.
  • преподаватель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на  уровне знаний учащихся.
  • применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.

 

Разработка интегрированного урока  информатика + ИЗО по теме:  « Графический редактор. Пейзаж.»

 

   

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации