Представила: Коломиец Г.Г., доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Дата: 04.02.02 г.

Краткий словарь

специальных терминов по аксиологии музыкального образования


Аксиология – философское учение о ценностях.

Аксиологический подход – имеющий ценностное основание, подход к образованию  на основе общечеловеческих ценностей и самоценности личности.

Аксиологическое ядро музыкального образования – связь общечеловеческих ценностей с содержательным аспектом музыкального искусства в образовательном процессе.

Аксиологизация музыкального образования – внедрение теории ценностей в музыкально-образовательное пространство.

Аксиологическое ядро музыки – «сгусток » общечеловеческих ценностей, составляющих содержательную основу музыки (мировоззренческую, нравственную, эстетическую).

Актуализация – переход из потенциального состояния в действие.

Актуализация аксиологического ядра (потенциала) музыки – активное  восприятие музыки, распредмечивание ценностной доминанты музыкального произведения, направления, творчества композитора.

Антиномия – противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми.

Антропология – наука о природе человеческой сущности.

Интеграция –объединение в целое каких-либо частей.

Детерминанта – предпосылка.

Субъект – человек, познающий внешний мир (объект).

Этнос – исторически возникший вид устойчивой социальной группы людей (племя, народность, нация).

Синкретический – неразделенный, единый, слитный.

Имманентный – внутренне присущий какому-либо явлению, исходящий из его природы.

Интенция – внутренне присущая (имманентная) направленность сознания на предмет (реальный или воображаемый).

Сенсорный – чувствующий.

Феноменология – идеалистическое философское направление, основой которого является интенциональная деятельность сознания.

Пассионарность – заразительность.

Эстетическое – чувственное, чувственно-выразительное.

Эстетические ориентации – ориентации личности в окружающем мире на основе ценностей.

Синергетика – изучение процессов сложных развивающихся систем.

Синергетический – системный.

Эмпатия – сопереживание, сочувствие к другому человеку.

Инновации – выход за пределы нормативности.

Эстетическое воспитание – это такое педагогическое ценностное взаимодействие учителя – ученика через общение с искусством, природой  и всем чувственным миром, которое ведет к восхождению личности на основе ее самоценности.

Тезаурус – систематизированный набор данных о какой-либо области знания.

Креативность – творческость, созидательность, способность принимать нестандартные решения.

Ранжирование – распределение по порядку.

Коммуникация – понятие, используемое для характеристики обмена информацией между людьми, общения.

Когнитивный – рациональный, интеллектуальный, связанный с познанием.

Рефлексия – буквально: обращение назад, анализ собственных действий и состояний.

Гуманизм – совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека и право личности на свободное развитие своих творческих сил.

Калокагатия – идеал античной Греции: гармония физического и нравственного, совершенство личности.

Катарсис – очищение, просветление, возвышенное удовлетворение, которое испытывает зритель, слушатель, прочувствовав трагическое произведение искусства.

Космология – учение о вселенной как едином целом, человек как частица космоса.

Мировоззрение, миропонимание,  мироощущение – совокупность взглядов, представлений об окружающем мире, основанных на эмоциональном и интеллектуальном его восприятии.

Миф – сказание древних народов о жизни богов и людей.

Мифология – совокупность мифов какого-либо народа.

Пантеизм – отождествление Бога с мировым целым, с природой.

Парадигма – совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач.

Суггестивность – активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание с помощью звуковых, ритмических, образных ассоциаций.

Трансцендентный – находящийся за пределами чувственно воспринимаемого мира.

Утилитарный – узко практичный.

Ценность – положительная значимость предмета или явления для человека.

Эстетический вкус – способность человека к восприятию и оценки красоты.