Представила: Г.Г. Коломиец, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ООИПКРО

Дата: декабрь 2001 г.


Рассматривая педагогический процесс как созидательную деятельность, научная мысль на современном этапе обращается к признанию приоритета самоценности личности. Вместе с тем на практике все еще преобладает утилитарный подход в эстетическом воспитании, в частности, музыкальном: искусство (музыка) используется как средство воздействия на человека с целью достижения желаемых воспитателю эстетических вкусов, идеалов, оставляя на втором плане ценности самого искусства (музыки) - с одной стороны, и индивидуальные свойства личности обучающегося, от которых зависит восприятие искусства и особенности эстетического развития личности в целом, - с другой.

В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, приобщение к этим ценностям, формирование и развитие спо-собности человека к эстетическому восприятию  и переживанию, его эстетический вкус, идеал… Эстетическое воспитание обладает двумя основными функциями, составляющими единство противоположностей: формирование эстетически-ценностной ориентации личности и развитие её эстетическо-творческих потенций. Эстетическое воспитание с помощью искусства не сводится к художественному воспитанию. Оно шире, предполагает воздействие на эстетические аспекты труда, быта, поведения, формируя эстетическое отношение к самой действительности.

Задача эстетического воспитания: направлять ценностные ориентации людей так, чтобы они умели видеть и ценить красоту, восхищаться возвышенным, презирать низменное, смеяться над тем, что достойно смеха, и сострадать трагическому... Эстетическая теория сама по себе не в состоянии решить эту задачу эстетического воспитания, но она призвана способствовать формированию эстетически-ценностных ориентаций человека. Эстетическое воспитание призвано сформировать стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.

В настоящее время в науке наблюдается тенденция абсолютизации роли эстетического воспитания во всестороннем и целостном развитии личности, что противоречит практике. Последние исследования показывают, что если ранее эстетическое воспитание нередко отождествлялось с художественным, то на современном этапе в педагогической науке имеет место тенденция сращивания, интеграции эстетического и духовно-нравственного (эмоционально-ценностного) в единое, целостное.

На наш взгляд, современное “прочтение” эстетического воспитания вплотную смыкается с ценностями и прежде всего общечеловеческими: красота, добро, истина.

Музыкально-эстетическое воспитание предполагает систему ценностных психолого-педагогических взаимодействий при общении с музыкой в целях достижения развитой музыкально-эстетической культуры человека. Успех музыкально-эстетического воспитания зависит от многих факторов, в их ряду: способности, возможности и желание человека (реципиента) воспринимать музыку, а также ценностное взаимодействие в триаде: воспитатель-МУЗЫКА-реципиент  (педагог-МУЗЫКА-ученик).

Музыкально-эстетическое воспитание создает личностные новообразования, ведущие к смысловой целенаправленной творческой деятельности при определенных условиях, ведущим из которых является сама личность, ее ценностный центр.

Музыкально-эстетическое воспитание – это формирование и развитие ценностного отношения человека к явлениям окружающего  мира на основе освоения ценностей музыки, ее красоты и содержания, несущего общечеловеческие ценности: мировоззренческие, этические, эстетические.

Эстетическое воспитание предполагает формирование и развитие целостного эстетического отношения к жизни, в котором раскрывается ценностный потенциал личности. Музыкально-эстетическое воспитание подразумевает актуализацию процесса восхождения личности через ценности музыкально-прекрасного.

Среди видов искусств музыка является наиболее чувствительным видом. Она способна вызывать сильные эмоции. В то же время  еще в античности считали, что музыка есть художественный эквивалент философии и математики. А по словам  современного французского композитора Я.Ксенакиса, суть музыки в том, чтобы выразить интеллект с помощью звуков. Музыка как вид искусства сочетает в себе чувственное и рациональное начало, она выполняет и функцию наслаждения, и пищи для ума, развивает мышление.

Мир музыки имеет свой смысл. Музыка как явление духовной культуры несет в себе идеи, мысли, переживания, переданные в знаково-звуковой форме – средствами музыкальной выразительности. Слушая музыку, человек вступает с ней в контакт, диалог. “Чего хочет от меня эта музыка?” – размышляет о власти музыки Л.Н.Толстой в “Очерках былого”. Воздействуя, музыка требует ответа.

Рассматривая музыку в контексте духовной культуры, содержательное ядро которой составляют ценности человеческого духа, можно говорить о присутствии в ней общечеловеческих  ценностей и о внутреннем диалоге “ценностного центра” личности с ценностным миром музыки на основе общечеловеческих ценностей. О каких ценностях здесь идет речь?

Опираясь на теорию ориентации личности в мире ценностей, мы остановились на следующей группе ценностей: Бог - человек -Отечество - красота - природа - истина – труд  - с возможными вариантами их содержательной основы. Если мы обратимся к мировой музыкальной культуре, которая изучается на музыкальных занятиях и является предметом музыкального воспитания и образования, то увидим, что в идейной основе произведений музыкального искусства содержатся данные общечеловеческие ценности.

Мы выделили аксиологическое ядро  музыки, которое означает “сгусток” общечеловеческих ценностей, присутствующих в музыкальном искусстве, т.е. соответственно ценностям представили музыкальные явления в концентрированно-содержательном, ценностном модусе.  По силе значимости и влиянию на человека общечеловеческие ценности, пронизывающие музыкальные произведения, можно выстроить следующим образом (таблица).                                                           

 

Общечеловеческие ценности в музыке

Ценность

Содержательный аспект музыкального творчества

1. Бог, вера,                     божественное

а) Ранние мировоззренческие корни мифологии – оперная эстетика XVII-XVIII вв.:К. Глюк, Р. Вагнер;

б) языческое мировоззрение, традиционный фольклор - обрядовость в творчестве Н.А. Римского-Корсакова, архаика в музыке И.Ф. Стравинского и молодого  С.С. Прокофьева;

в) религиозная тематика (Ветхий и Новый Заветы), становление профессионального искусства при средневековой церкви, григорианские хоралы, мессы, русский знаменнитый распев, русская церковная (хоровая) музыка, творчество И.С. Баха, Г.Ф. Генделя. Духовные кантаты и оратории.

2. Человек, его личное,  жизнь

а) Воспевание  человека в Античности и в эпоху Возрождения - полифонисты строгого стиля, мотеты, мадригалы, разнохарактерные пьесы;

б) возвышение идеальных героев в эпоху классицизма. Идея разума, чувство долга, самопожертвование, столкновение человека с судьбой – творчество К. Глюка, В. Моцарта, Л. Бетховена (XVIIIв.);

в) мотив судьбы, борьба, порыв к счастью, жизнь и смерть, социальный мотив - западно-европейское и русское искусство XIX века романтико-реалистического направления (Ф. Шуберт, П.И. Чайковский, другие);

г) тема "Человек" в искусстве XX века в углубленно-психологическом  и расширенно философском планах: становление личности; человек и мир; человек и общество (Г. Малер, Д. Шостакович, Н. Мясковский, С. Прокофьев, А. Онеггер, П. Хиндемит, Б. Барток и др.)

3. Отечество

а) Свободолюбие. Справедливость, национальное самосознание, отраженные в биографиях композиторов;

б) гражданская тема (композитор и эпоха, тема Родины): идея самопожертвования во имя свободы народа - оратории Г. Генделя; идея "братство-равенство-свобода" - Л. Бетховен; патриотизм - Ф. Шопен, Ф. Лист,  А. Дворжак, Б. Сметана, Э. Григ, Я.Сибелиус, М.И. Глинка, Дж. Верди и др.; власть и народ -                М.П. Мусоргский; революционная тематика -  Н.Я. Мясковский, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов и др.;

в) фольклор, его претворение в творчестве композиторов.

4. Красота, прекрасное

а) Культ красоты человека, гармония души и тела - музыка Возрождения, барокко, классицизма;

б) сила искусства: тема Орфея - Я. Пери, К. Глюк, Г.Берлиоз, Ф.Лист;

в)музыка в синтезе искусств;

г) любовь как одна из высших форм проявления прекрасного. Тема любви в романсах, операх, симфонических произведениях - Ф.Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф.Лист, Г. Берлиоз, Дж. Верди, М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и другие;

д) красота как высшая ценность импрессионизма;

е) гармония музыкальных форм, красота "музыкального" в музыке.

5. Природа

а) Подражание голосам природы, картины природы, чувства, вызванные образами природы: французские и английские клавесинисты, А. Вивальди, Й. Гайдн, Л. Бетховен, Г. Берлиоз и др.;

б)пантеистическое восприятие природы - Н.А. Римский-Корсаков, Г. Малер;

в) романтическое восприятие природы как отражение внутреннего мира человека;

г) отражение голосов природы в современной музыке, "новое подражание" электронными (техническими) средствами музыки.

6 Истина, познание

а)Проявление "рацио" в музыке через формообразование - полифонические м сонатно-симфонические циклы;

б) тема фаустианства - Г. Берлиоз, Ш. Гуно, Ф. Лист;

в) истина, познание в констексте космогонической концепции мира - творчество И.С. Баха, П. Хиндемита, симфония "Юпитер" и опера "Волшебная флейта" В.А. Моцарта.

Педагогический взгляд на преломление эстетически-ценностных категорий в музыке важен для формирования и развития ценностных ориентаций  молодого человека, что, в свою очередь, станет необходимым компонентом в его системе личностных качеств.

Общение с искусством делает человека не столько нравственнее (проблема дискуссионная), сколько культурнее, а став культурнее, человек способен противостоять тирании, регулировать сознательно свои поступки и понять свое предназначение в этой жизни, данное ему свыше (И.Кант). Познание серьезной музыки личностью способствует ее саморефлексии. Понимание такого ценностного подхода очень важно для эстетического, музыкального воспитания.

Проблема обновления образования состоит в том, чтобы пересмотреть содержание образования. Одной из причин проблемы остается поиск решения “модели смысла”. Иначе говоря, готовность школы помочь будущей профессиональной ориентации своих выпускников, довести до осознания своего смысла жизни, своей деятельности. И вот здесь роль образовательной области “Искусство” особенно значима, поскольку искусство несет в себе общечеловеческие ценности и смыслы и способно выступать учителем жизни. Сегодня принимается установка на пересмотр отношения к предметам цикла “Искусство”, в частности, на ценность дисциплин музыка, ИЗО, МХК; рекомендуется ориентация на антропологический, культурологический, аксиологический подходы в образовательной области “Искусство”, предлагающих ставить в центре образования самоценность личности, опору на культурные традиции и общечеловеческие ценности.