О проблемах и перспективах развития естественно-математического образования в образовательных учреждениях Оренбургской области

Представила: Скрынникова О.Н., зав. УМК математики
Дата: 28.05.02

О целях и направлениях развития естественнонаучного образования школьников.
Развитие науки и общества в последнюю четверть двадцатого века дает достаточно четкие ориентиры в представлениях о роли, содержании и оптимальных результатах естественнонаучного образования.
В новое тысячелетие мир входит в ситуации обострения глобальных проблем - проблем войн, бедности, сохранения культуры и здоровья человека, наконец, экологической проблемы. Угроза самоуничтожения становится абсолютно реальной как через всемирную экологическую катастрофу, так и через медленную биологическую деградацию.
В связи с этим естественнонаучное образование становится ведущей частью общего образования любого человека, а система его целей приобретает следующий вид:
· формирование знаний о взаимодействиях в системе "природа-общество", адекватных современному состоянию естествознания;
· развитие представлений о том, как современная наука видит мир в целом. Научная картина мира обеспечивает связность, системность знаний и задает определенные векторы поведения;
· овладение природосообразными способами деятельности;
· изучение прикладного аспекта естественных наук, обеспечивающего подготовку учащихся к выполнению ориентировочной и конструктивной деятельности в окружающем мире;
· формирование представлений о научном методе исследований и его месте в системе общечеловеческих культурных ценностей.

Проявлением значимости естественнонаучного образования стало то, что Россия вслед за развитыми странами Европы и Северной Америки с сентября 1995 года включила в Госстандарт высшего профессионального образования не только для технических и инженерных, но и для всех гуманитарных специальностей курс "Современные концепции естествознания". Это важно еще и потому, что, по мнению исследователей науки, в последние три десятилетия в естествознании идет так называемая "тихая революция" - утверждается новая методология, появляются принципиально новые модели объяснения природных процессов, кардинально меняется сама научная картина мира. Итак:
а) резко возрастает значимость естественнонаучного образования для человечества и индивида;
б) его цели становятся все более ориентированы не просто на передачу и усвоение знаний, но на формирование определенных ценностей и моделей общественного и индивидуального поведения;
в) во многих отношениях исчезает линия разведения "физиков" и "лириков".

Важно понимать, что среднее образование единственный этап, когда все граждане имеют возможность систематического усвоения фундаментальных естественно-математических знаний, объясняющих на доступном уровне основы мироздания. Для большинства граждан полученные в школе знания остаются единственной формой знакомства с этим гигантским пластом человеческой культуры, определяющим суть и направления мирового научно-технического прогресса.
В связи с тем, что в практике работы образовательных учреждениях Оренбургской области естественнонаучная подготовка школьников представлена математикой, информатикой, физикой, химией, биологией, экологией, географией, а также профильными занятиями в системе дополнительного образования, обратимся к анализу этой проблемы.

Образовательная область "Естествознание"
Достижения естественных наук, их влияние на жизнь людей не могли не сказаться на структуре содержания школьного естественнонаучного образования в развитых странах. В настоящее время к естественнонаучной образовательной области относятся следующие учебные дисциплины: физика, химия, биология, физическая география, естествознание.
Цели естественнонаучного образования могут быть сформулированы следующим образом:
· изучение основ наук, составляющих фундамент образовательной области "естествознание"
· формирование естественной картины мира
· изучение прикладного аспекта естественных наук, обеспечивающего подготовку учащихся к выполнению ориентировочной и конструктивной деятельности в окружающем мире.
Каждая из естественнонаучных дисциплин имеет свои характерные особенности, которые рассмотрим отдельно.


Математика

1. Концепция математического образования.

В течение многих столетий математика являлась неотъемлемым элементом системы общего образования всех стран мира. Объясняется это уникальностью роли математического образования в самоопределении личности.
Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности и интеллектуальная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразованием действительности с помощью математических методов.
Математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь, все более внедряется в традиционно далекие от нее области. Интенсивная математизация различных областей человеческой деятельности особенно усилилась с появлением и развитием компьютерных технологий. Компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют математической грамотности человека почти на каждом рабочем месте. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой.
В настоящее время традиционный взгляд на содержание обучения математике, ее роль и место в общем образовании пересматривается и уточняется. Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников, независимо от специальности, которую они изберут в дальнейшем. Эта общественная потребность не входит в противоречие с личными интересами человека, оканчивающего школу. Для жизненной самореализации, возможности продуктивной деятельности в информационном мире требуется достаточно прочная базовая математическая подготовка.
В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, биология, психология и другие). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.

В связи с этим цели математического образования могут быть сформулированы следующим образом :
- приобретение конкретных математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности;
- интеллектуальное развитие учащихся;
- формирование представления о математике как форме описания и методе познания реальной действительности;
- формирование личностно-ценностного отношения к математическим знаниям, представления о математике как части общечеловеческой культуры.

Для успешной реализации этих целей необходимо:
- перенести акцент преподавания с информационного на методологический,
- перейти в обучении от передачи знаний к развитию самостоятельности при их добываниии, к развитию творческого мышления,
- ориентировать курс школьной математики на гуманизацию образования.

2. Программно-методическое обеспечение математического образования

Для достижения целей математического образования МО РФ рекомендованы различные учебно-методические комплексы .
В настоящее время преподавание в большинстве школ области ведется по следующим учебным пособиям:

5, 6 класс: "Математика-5", "Математика-6" авторов Э.Р. Нурк и А.Э. Тельгмаа
"Математика-5", "Математика-6" авторов Н.Я. Виленкин и др.

7-9 класс: "Алгебра-7", "Алгебра-8", "Алгебра-9" авторов Ю.Н. Макарычева, Ш.А. Алимова,
"Геометрия 7-9" авторов А.В. Погорелова, Л.С. Атанасяна

10-11 класс: "Алгебра 10-11" авторов А.Н. Колмогорова, Ш.А. Алимова,
"Геометрия 10-11" авторов А.В. Погорелова, Л.С. Атанасяна .

Однако эти учебники не вполне удовлетворяют требованиям, предъявляемым сегодня к математическому образованию. Некоторые из этих учебников не в полной мере соответствуют обязательному минимуму знаний учащихся по математике, в некоторых темах нарушена логическая последовательность изложения материала, то есть данные учебники отчасти решают задачи, стоящие перед школьным математическим образованием (" Математика". 5кл., 6кл. Нурк Э.Р. , Тельгмаа А.Э; " Геометрия". 7-11 кл. Погорелов А.В.). Поэтому в области вводятся новые учебно-методические комплексы.

Организационная работа по переходу на программы и учебники нового поколения по математике начата в 1998 году. Поэтапный переход на новый УМК под редакцией Дорофеева Г.В. и Шарыгина И.Ф. с 5 по 9 классы осуществляется с 1999-2000 учебного года.

На данный момент формируется заказ на учебники регионального комплекта на новый 2001-2002 учебный год, в котором учитывается заявка на комплект учебников - Дорофеев Г.В. Алгебра. 7 класс.

В этих учебниках осуществляется перенос акцентов с формального на содержательный (развитие понятий и утверждений на наглядной основе, повышение роли интуиции и воображения как основы для формирования математического мышления и интеллектуальных способностей); создается более широкий круг математических представлений. Курс математики приводится в соответствие с возрастными особенностями учащихся. Более значимым становится прикладной аспект обучения, усиливается внимание к вопросам применения математики в реальной жизни.
Необходимость перехода на обучение по новым учебно-методическим комплектам в ООИПКРО обосновывалась на всех курсах. В целях обеспечения готовности учителей к переходу на новые учебники в 1998-2000 годах были организованы встречи с авторами учебников: Истоминой Н.Б. (курс математики в начальной школе), Минаевой Н.Н. (из математической группы Дорофеева Г.В.), Мордковичем А.Г.(автором нового поколения учебно-методических комплектов по математике с 5 по 11 класс); предлагалась информация о региональном комплекте учебников и рекомендации по переходу на обучение по новым пособиям; проводились консультации для зав. РОО, зав. РМК и руководителей МО в ходе курсовой подготовки и на августовских совещаниях.

МО РФ рекомендованы и другие учебно-методические комплексы , обеспечивающие стандарт образования ( например, учебно-методические комплекс под редакцией А. Г. Мордковича, представленный завершенной линией с 5 по 11 класс ).
В классах с углубленным изучением предмета рекомендуется использование учебников под редакцией Н. Я. Виленкина и Л. С. Атанасяна.

Право выбора учебно-методических комплексов остается за каждым образовательным учреждением на основе алгоритма, разработанного в методическом письме Министерства образования №27-51-68/03 от 27.02.98. по итоговому документу " Совершенствование технологии обеспечения школ учебной литературой" (стр. 4) и Приказа МОРФ от 14.04.00 №1109 "О состоянии и перспективах развития учебного книгоиздания Российской Федерации" (п.5.1)

3. Анализ результатов мониторинга школьных достижений учащихся по математике.

Учебные достижения учащихся в предметной области "Математика" находятся на уровне соответствующем российскому.
Результаты централизованного тестирования по математике за 2000 год на несколько баллов ниже аналогичных результатов в1999 году как на уровне России, так и Оренбургского региона.

По алгебре (11класс) и геометрии (9 класс) различие между Россией и Оренбургской областью составляет порядка 10 баллов.

Анализ результатов тестирования показывает, что в среднем процент неудовлетворительных оценок по региону составляет 40%-45%. По России аналогичный показатель не превышает 30%.

Средние результаты по математике в области соответствуют интервалу "удовлетворительно".

Качественный анализ затруднений учащихся показал, что наибольшие затруднения вызвали задания, требующие активной творческой деятельности, нестандартных подходов к решению, значительных умственных усилий. Это говорит о том, что мы не воспитываем в учащихся этих качеств.

Школьники привыкли к репродуктивной деятельности, что недостаточно для успешного овладения математикой.
Поэтому учителям, школьным и районным методическим объединениям, ООИПКРО целесообразно и необходимо продолжить работу по формированию проектно-ориентированного интеллекта у учащихся, способности к творческой деятельности.

4. Проблемы математического образования.

В условиях усиления внимания к общеобразовательной функции математики, в условиях вариативности программ и учебников, просматриваются следующие проблемы:
· проблема актуализации математического знания через их прикладную направленность в современных условиях,
· во многих образовательных учреждениях остается значительная часть учащихся, которые по различным причинам не усваивают обязательный минимум содержания образования,
· повышается количество учащихся, реальные возможности которых (умственные, физиологические, психологические ) не позволяют им в полной мере осваивать программный минимум по математике,
· само содержание предмета требует продуктивных способов деятельности учащихся, к чему они не готовы,
· у части учителей отсутствует способность к самоанализу и выстраиванию индивидуальных маршрутов развития учащихся по предмету,
· материалы вступительных экзаменов по математике в вузы превышают обязательный минимум содержания образования (включаются темы, которые не входят в школьные образовательные программы) . Это создает сложности при подготовке и поступлении в вуз той части учеников, для которых математика не является профилирующей дисциплиной. Поэтому данную проблему надо обсуждать на всех уровнях: на совете ректоров, через средства массовой информации, через общественность.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации