Дистантный курс для учителей математики
Представила: О.Н. Скрынникова, зав. УМК математики
Дата: 20.06.02

 

Настоящий дистантный курс предназначен для учителей математики, повышающих свою квалификацию на базе филиала ООИПКРО в г. Бугуруслане.

Цель: повышение уровня профессионализма учителей математики в психолого-педагогической, научно-теоретической, методической и предметной областях знаний.

Задачи:

- Осуществление диагностики методологической, научно-методической подготовки слушателей;

- Углубление и расширение знаний в области специальности;

- Стимулирование самообразовательной деятельности педагогов.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
“Математика”

1. Введение

Программа является составной частью (модулем) образовательной программы аттестационных курсов в системе повышения квалификации учителей.

Аттестационные курсы строятся на принципе преемственности в содержании, методах и формах. Программа ориентирована на уровень знаний учителя на разных этапах его профессионализма. Такой подход к формированию содержания программы позволяет сосредоточиться на более значимых из квалификационных характеристик деятельности учителя. Программой аттестационных курсов предусмотрено расширение математического кругозора, развитие его методологической культуры, т.е. развитие такой системы знаний и способов деятельности, которая позволяет грамотно и осознанно выстраивать свою педагогику в условиях выбора образовательных альтернатив.

2. Содержание программы

Тема 1. Критерии профессиональной компетентности учителя математики.

Профессиональная компетентность учителя. Учебные и методические умения: умение выполнять логико-дидактический анализ школьного учебника; анализ реализации в учебниках определенной методической линии; умение определять иерархию целей обучения конкретной теме и конструировать систему ее реализации; умение создавать вариативную методику обучения. Способы формирования умений учителя.

Тема 2. Теоретические основы совершенствования учебного процесса по предмету.

Психолого-педагогические знания. Методы обучения, наиболее подходящие к системе работы данного учителя. Актуальные вопросы развивающего обучения. Закономерности формирования умений и навыков решения задач. Закономерности усвоения учебного материала. Законы учебного процесса. Изучение профессиональной литературы, ее использование на практике.

Тема 3. Конструирование содержания предмета на вариативной основе. Критерии отбора вариативного содержания предмета.

Основные компоненты содержания учебного материала по математике и их логико-математический анализ. Проблема неуспеваемости школьников на уроках математики и пути ее конструктивного решения. Создание вариативной методики обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения. Методические особенности организации работы учителя математики с одаренными детьми. Преемственность в системе обучения математике.

Тема 4. Критерии анализа учителем математики собственной деятельности.

Требования к анализу и оценке эффективности современного урока. Профессиональный автопортрет учителя.

Тема 5. Использование инновационных технологий в преподавании математики.

Общая характеристика инновационных процессов в образовании. Инновационные технологии в преподавании математики.

3. Методические рекомендации

Учителю математики, как и любому другому, в процессе своей практической работы приходится выполнять различные виды деятельности. В структуре педагогической деятельности выделяют четыре основных компонента:

- Коммуникативный (установление контакта, восприятие, понимание, передача и прием информации);

- Организаторский (планирование, реализация плана, контроль);

- Конструктивный (отбор содержания, методов, форм, средств в соответствии с целями деятельности, проектирование деятельности);

- Гностически- корректирующий (анализ, оценка, поиск способов воздействия и взаимодействия на основе анализа, коррекция с учетом результатов анализа).

Первая компонента выдвигает на передний план информационную функцию учителя. Важнейшие изменения в информационном состоянии учащихся осуществляет сам учитель. Учитель управляет информационно- логической деятельностью учащихся. Поэтому вполне естественно, что первым требованием к учителю является глубокое и активное знание им своего предмета, обеспечивающее своеобразный запас информации.

Организационная компонента предполагает знание учителем основных нормативных документов, используемых в работе. Это- базисный учебный план, обязательные минимумы основного и среднего образования, программы по математике.

В региональном банке педагогической информации они представлены материалами:

“Обязательный минимум содержания среднего образования”

“Временные требования к обязательному минимуму содержания основного образования”

“Методические рекомендации к базисному учебному плану”

Гностически – корректирующая сторона деятельности учителя предполагает, что учитель осознал, что образовательный процесс – объект педагогического исследования. Учитель реализует на этом уровне свою исследовательскую функцию, овладевает методами педагогических процессов и явлений.

Эти стороны деятельности учителя раскрываются через диагностику профессиональной компетентности учителя. Диагностика – важнейший инструмент всего учебного процесса (организации, содержания, результатов). Задача диагностики – своевременно выявить, учесть противоречия роста, помочь учителю осознать их.

При диагностике используются такие критерии оценки профессиональной компетентности учителя (по Т.Г. Браже):

1. Результативность деятельности учителя (наличие устойчивых положительных результатов обучения), наличие у учителя осознанных критериев оценки этих результатов, умение применять их на практике.

2. Умение видеть собственные достижения и профессионально грамотно объяснять пути их достижения; умение видеть затруднения в своей деятельности и намечать пути их устранения; осознание своего индивидуального стиля.

3. Уровень теоретических знаний и умений в области базовой науки и методики преподавания предмета, готовность и способность соотнести с ними свою практику, совершенствовать на их основе практическую работу.

4. Уровень включенности в инновационные решения и их обоснованность, а также владение методами педагогического исследования.

5. Умение профессионально грамотно анализировать не только свой опыт, но и опыт коллег.

6. Владение профессионально- речевой культурой, включенность в другие области духовной культуры как показатель богатства личности педагога.

 

В соответствии с этими критериями учителям предлагается выполнить 6 однотипных блоков заданий:

I. Анализ результативности деятельности учителя математики.

Анализ результатов работы учителя проводится по двум направлениям. Первое из них включает объективные показатели работы учителя по обучению школьников математике и результаты письменных работ, устных экзаменов, посещений серии уроков, изучение тетрадей, классных журналов, материалов внеклассной работы. Второе направление учитывает результаты выполнения учителем предложенных ему заданий по самоанализу результатов обучения в лучшем, с точки зрения учителя, классе.

Качественные показатели результативности деятельности учителя математики, выраженные в знаниях, умениях, ценностных ориентациях учащихся, можно определить по множеству показателей. Наиболее важными из них являются следующие:

- качество знаний и умений школьников;

- степень продвижения учащихся в овладении математическими знаниями;

- интерес учащихся к математике.

Данное направление представлено материалами:

“Методика оценки педагогических технологий”

“Материалы по предупреждению неуспеваемости учащихся”

 

II. Профессиональная компетентность учителя (базовые и методические знания и умения);

Среди данных умений можно выделить:

- умение понять методическую идею и оценить ее;

- умение конструировать системы задач с заданными условиями;

- умение прогнозировать ошибки учащихся;

- умение оказать помощь при затруднениях школьников;

- умение сконструировать задачу в соответствии с уровнем подготовленности школьников;

- новизна методических приемов;

- умение описать свой опыт;

- знания в области базовой науки и умение их применять в конкретной ситуации.

 

III. Анализ учителем математики собственной деятельности.

Данная тема представлена материалами:

“Вопросы преподавания стереометрии в средней школе”

“Личностно- ориентированное обучение как средство развития личности ученика”

 

IV. Усвоение, внедрение и создание новых педагогических решений в преподавании математики.

Методика преподавания математики в настоящее время располагает большим резервом, используя который учитель может существенно обогатить свои знания, найти новые, более эффективные способы обучения школьников.

Однако, чтение и анализ педагогической литературы неизбежно ставит перед учителем вопрос: по каким критериям оценивать новые педагогические и методические идеи, как их использовать в своей работе?

Ответы на эти вопросы представлены в материалах:

“Критерии оценки педагогических технологий”

“Методические рекомендации к изучению алгебры 8 класса с использованием методики УДЕ”

 

V. Знание учителем математики методов педагогического исследования и умение применять их на практике

Исследовательский подход к своей деятельности учитель осуществляет при подборе и конструировании системы задач с учетом подготовленности школьников, их творческих возможностей, при выборе и организации различных форм работы школьников.

При этом учитель анализирует ситуацию, прогнозирует затруднения школьников, осуществляет поиск путей предотвращения затруднений, проверяет опытным путем выбранные способы обучения, намечает новые задачи.

По многим характеристикам этот процесс напоминает научное исследование. Наиболее близко к научному исследованию приближается работа учителя над конкретной методической темой, где прослеживаются все этапы процесса исследования:

- обоснование гипотезы;

- планирование работы;

- выделение критериев оценки;

- описание системы действий;

- анализ результатов.

Данная тема представлена материалами:

“Формы организации уроков математики”

“Развитие логической культуры учащихся физико-математического профиля: опыт работы учителя математики гимназии №1 г. Орска Колесниковой Л.К.”

“Развивающее обучение на уроках математики Приходько Л.В.”

“Развитие мышления учащихся в процессе преподавания геометрии: опыт работы учителя математики школы №38 г. Орска Сухаревой Г.М.”

“Система работы учителя по развитию личности школьника средствами предмета: опыт работы Лесковой О.А.”

“Поэтапное формирование умственных действий на уроках математики: опыт работы Панариной И.А.”

“Творчество учителя и учащихся в условиях педагогики сотрудничества: опыт работы Кизимовой В.Н.”

“Методика интенсивного обучения планиметрии в средней общеобразовательной школе: опыт работы Кизимовой В.Н.”

“Технология обучения математике в классах с углубленным изучением предмета: опыт работы Гороховой Н.В.”

 

VI. Общая и профессиональная культура учителя математики
Учительская профессия такова, что все, что знает и умеет учитель, все, к чему он проявляет интерес, воплощается так или иначе в его профессиональное мастерство.

В помощь учителю можно рекомендовать материалы:

“О проблемах и перспективах развития естественно- математического образования Оренбургской области”

“Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену”

“Анализ структуры тестов централизованного тестирования и сопоставление его с процентом правильных ответов по заданиям”

Особое внимание следует уделить вопросам, связанным с интеграцией предметов. В настоящее время на первый план выходит проблема интеграции математики и экономики.

История развития отечественной школы связана в той или иной степени с вопросами экономического образования и воспитания учащихся.

Естественно, что в зависимости от социального заказа меняются цели обучения, уточняются и конкретизируются объем и содержание экономического образования и воспитания учащихся. Известно, что экономическая образованность и экономическое мышление формируется не только при изучении курса экономики, который включен в региональный компонент, но в не меньшей степени - на основе всего комплекса предметов, изучаемых в школе. В общей задаче насыщения школьных дисциплин экономическим содержанием математике принадлежит особая роль. Это объясняется тем, что многие экономические проблемы поддаются анализу с помощью того математического аппарата, который излагается в курсе алгебры 7-11 классов: это задачи с дробями, процентами, пропорциями, прогрессиями, уравнениями и неравенствами и их системами. Широко используются графики и функции, комбинаторика и логика. Каждый из экономико-математических методов имеет свою область применения.

Данное направление представлено материалами банка:

“Научно – методические вопросы экономического образования и воспитания учащихся: проблемы и перспективы развития региона”

Т.к. программа предполагает обновление и углубление знаний, полученных педагогами в вузе, то методическая сторона реализации программы предполагает:

- Информационную работу слушателей с банком педагогической информации;

- Самостоятельную работу слушателей.

 

4. Контрольные задания

Аттестационные задания заложены в брошюре “Диагностика профессиональной деятельности учителя. Математика”.

 

5. Литература

1. Алексеев Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи.// Педагогика и логика. – М., 1993

2. Буряк В.К. Самостоятельная работа для учащихся: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984

3. Волович М.Б. Математика без перегрузок. – М.: Педагогика, 1991

4. Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа. – М.: Просвещение, 1997

5. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2000

6. Груденов Я.И. Психолого- дидактические основы методики обучения математике. – М.: Педагогика, 1987

7. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990

8. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996

9. Далингер В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991

10. Денищева Л.О., Кузнецова Л.В. Зачеты в системе дифференцированного обучения математике. – М.: Просвещение, 1993

11. Дорофеев Г.В. Математика. Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и началам анализа (курс В) за курс средней школы. 11 класс. – М.: Дрофа, 1999

12. Дудницын Ю.П., Смирнова В.К. Содержание и анализ письменных экзаменационных работ по алгебре и началам анализа. – М.: Просвещение, 1997

13. Ерофеева Н.Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя.//Завуч.-2000.-№1

14. Епишева О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике: формирование приемов учебной деятельности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990

15. Зильберберг Н.И. Приобщение к математическому творчеству. – Уфа, Башк. кн. изд-во, 1988

16. Зильберберг Н.И. Урок математики: подготовка и проведение: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1995

17. Иртавцева В.П., Федченко Л.Я. Систематизация и обобщение знаний учащихся в процессе изучения математики. – Киев, Радянська школа, 1988

18. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение, 1990

19. Колягин Ю.М. Русская школа и математическое образование. – М.: Просвещение, 2001

20. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М. :Педагогический поиск,2000.

21. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М.: Просвещение, 1968

22. Кузнецова Л.В. и др. Алгебра. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс. – М.: Дрофа, 1996

23. Леонтьева М.Р., Суворова С.Б. Упражнения в обучении алгебре. – М.: Просвещение, 1985

24. Лурье М.В., Александров В.И. Задачи на составление уравнений: Учебное руководство. – М.: Наука,1990

25. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение,1990

26. Нестандартный урок по математике: Методические разработки. В 2-х частях. – Челябинск, 1994

27. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /под ред. Полат Е.С.- М.: Academia, 2000

28. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! О развитии творческих способностей учащихся. Книга для учителя: Из опыта работы. –М.: Просвещение, 1998

29. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике /Дорофеев Г.В. и др. – М.: Дрофа, 2000

30. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по математике /Дорофеев Г.В. и др. – М.: Дрофа, 2000

31. Понтрягин Л.С. Математический анализ для школьников. – М.: Наука, 1988

32. Программно- методические материалы: Математика. 5-11 кл.: Сборник нормативных документов /Сост. Г.М. Кузнецова. - М.: Дрофа, 2000

33. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл. /Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк.- М.: Дрофа, 2000

34. Рыжик В.И. 25000 уроков математики. – М.: Просвещение, 1993

35. Саранцев Г.И. Гуманизация и гуманитаризация школьного математического образования.//Педагогика – 1999 -№4

36. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998

37. Скопец З.А. Геометрические миниатюры./ Сост. Г.Д. Глейзер. – М.: Просвещение, 1990

38. Смолина Н.С. Достижения учащихся по математике как результат образовательной деятельности. – Оренбург, изд-во ООИУУ, 1998

39. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991

40. Терешин Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990

41. Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990

42. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. – М.: Просвещение, 1983

43. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. – М.: Просвещение, 1984

44. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. – М.: Просвещение, 1991

45. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. – М.: Просвещение, 1986

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации