Личностно-ориентированное обучение математике как средство развития и саморазвития личности

Представила: Скрынникова Ольга Николаевна, зав. УМК математики ООИПКРО
Дата: 14.05.02

Современная социальная и экономическая ситуация в стране способствовала появлению новой стратегии образования, развитию технологического подхода к обучению, новому осмыслению самих целей школьного образования.

Система личностно-ориентированного обучения на несколько порядков опережает знаниевую модель образования. Перед каждым учителем стоит задача – организовать процесс обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности, и одновременно с усвоением знаний и умений формировал и личность в целом.

Эта модель образования представлена рядом как общепредметных технологий (педагогические мастерские, обучение как учебное исследование, коллективная мыследеятельность, «деловые игры» и т.д.), так и предметных.

Перечислим ряд позиций, которые представляются важными для личностно-ориентированного обучения:

- личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;

- образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;

- обученность и образованность не тождественны по своей природе и результатам. Обученность через овладение знаниями, умениями и навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений окружающего мира на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;

- в данном контексте традиционное обучение не может быть ведущим. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ученика, создают все условия для его саморазвития, самовыражения;

- личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, то есть признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых осуществляется учителем с учетом цели развития каждого ребенка.

При построении личностно-ориентированной модели обучения помимо сохранения преемственности с предыдущей образовательной программой необходимо учитывать и особенности личности школьников. Проиллюстрируем сказанное на примере курса геометрии.

Почему так трудно идет изучение геометрии в школе? Обычно причины такого положения связывают с курсом геометрии 7-11 классов. Но трудности усвоения- следствие традиционного обучения в начальных классах, причем они имеют и предметные, и психологические причины.

Предметные знания нужны ребенку в первую очередь для познания реального пространства. Однако геометрическое пространство, изучаемое в школе, является идеальным. Это означает, что геометрические фигуры являются идеальными объектами. В этом кроется глубокое противоречие: изучение идеальных геометрических объектов предполагает предъявление реальных предметов в качестве моделей. В процессе обучения модели часто предъявляются произвольно. На их основе ученик создает образы, на которые опирается, работая с понятием. Если модель выбрана неудачно, то учащиеся начинают относить к существенным свойствам фигуры те, которыми обладает модель, но не сама фигура. Учащиеся должны осознать особенности геометрического пространства, а значит, целью обучения геометрии должно стать развитие у учащихся умения анализировать собственное восприятие пространства реального.

Мир школьной геометрии требует постоянного обращения к образам, особенно на первых этапах работы с ним. Образная деятельность сложна, трудно поддается традиционному обучению в силу таких качеств образов, как субъективность, многозначность, целостность восприятия. Кроме того, успех в обучении образной деятельности сильно зависит от возраста обучаемых. В частности, считается что деятельность образных компонентов мышления является приоритетной в возрасте 6-12 лет. В основе создания и оперирования образами лежит работа рук. Образ создает ребенок сам, и проверить его целесообразно при конструировании требуемых моделей. Поэтому при изучении геометрии ученик должен постоянно включаться в практическую деятельность, и желательно в сензитивный период. Вряд ли десятиклассникам доставит удовольствие делать развертки или лепить, так как в этом возрасте уже утрачен приоритет наглядно-действенного мышления. Создание условий для деятельности учащихся в возрасте от 6 до 12 лет, направленной на оперирование образами, в которых выделены форма, расположение в пространстве, взаимное положение элементов, подготовит учащихся к работе в геометрическом пространстве. Поэтому развивающей целью обучения геометрии является развитие пространственного мышления. Обучающая цель – формирование самими учащимися системы обобщенных представлений, так называемых «предпонятий», а не формирование самих понятий, как принято в традиционном обучении.

Известно, что логически существенные признаки, зафиксированные в понятии ( научном знании ) не всегда личностно значимы для ученика. Нередко учитель и ученик по-разному воспринимают одно и то же содержание. Необходимо их согласование, перевод того содержания, которым владеет ученик, на научное содержание, то есть своеобразное «окультуривание» субъектного опыта ученика. Именно такую задачу должен решать учитель, работающий в личностно-ориентированной педагогике, с помощью всего класса на уроке.

Реализация поставленной задачи требует выявления опыта учащихся для работы с ним в дальнейшем в двух направлениях. В случаях расхождения жизненных и геометрических понятий необходимо организовать практическую деятельность, в которой ученик сможет создать образы, адекватные геометрическому понятию. Если представление ученика адекватно геометрическому понятию, то на него надо опираться, предоставив ученику самому конструировать определения понятий. При этом ученик будет выбирать из существенных свойств понятия минимальный набор и задействовать его в определении.

Приведем фрагменты уроков по математике в пятом классе, где используются перечисленные принципы. Учитель знакомит учащихся с основными геометрическими понятиями: форма, фигура, поверхность. Эти слова используются не только в математике; задолго до употребления их в геометрии ученики пользуются ими в житейской практике, закрепляя за ними определенное содержание. Поэтому, прежде чем давать определение этих понятий, принятых в математике, учителю следует выявить, что понимают под этими терминами ученики. Для этого организуется свободная (эвристическая) беседа, стимулирующая учеников высказываться, не боясь ошибиться по поводу того, как они могли бы содержательно определить эти термины. В их ответах раскрываются индивидуальные смыслы, которые использует учитель, чтобы ненавязчиво перевести их в специфически математическое содержание. Выясняется, что линия может быть прямой и кривой. Первая составляет основу для образования множества геометрических фигур, различающихся формой, величиной, расположением на плоскости и в пространстве. Вторая линия (кривая) – основа для образования фигур округлой формы ( окружность, шар), также различающихся величиной, положением на плоскости и в пространстве. При этом одновременно используются и плоские, и объемные фигуры. Таким образом, еще до систематического изучения геометрии, где вводятся строгие математические определения прямой, угла и так далее, учитель беседует с учениками, выясняя, какие у них уже имеются представления о линиях и их разновидностях; дает наглядные различия между прямой и кривой. Ученики осмысливают свой прошлый опыт работы с разнообразными линиями, который у них имеется при обучении письму, рисованию и т.д. Это подготавливает их к восприятию таких математических понятий, как прямая, луч, отрезок, ломаная.

Для овладения геометрией как научной дисциплиной важно использовать субъектный опыт, накопленный детьми при ориентации в окружающем пространстве. Важно не просто его использовать, а постепенно наполнять математическим содержанием, отбирая в нем все ценное, что необходимо для овладения геометрией.

Особое значение имеет одновременное использование плоских и объемных фигур ( моделей тел, каркасов, технических рисунков, разверток) . Ведь в субъектном опыте учеников есть немало примеров, когда на их глазах плоская фигура превращается в объемную (например, надувной шарик). В психологии известно, что плоскостные представления человека появляются как производные от объемных. Дети легко переходят от трехмерных фигур (их изображений) к двухмерным и обратно. Поэтому в геометрическом содержании целесообразнее двигаться не от точки к объемной фигуре, а наоборот, и не от развертки – к геометрическому телу, а от тела к развертке. В школе знакомство с геометрией начинается с точки и отрезка. Знакомясь уже на первых уроках с фигурами, обладающими достаточно высокой степенью абстракции, учащиеся затрудняются связать этот материал со своим опытом.

На уроках в системе личностно-ориентированного обучения особое значение придается осознанию того, что один и тот же объект может иметь разную геометрическую форму в зависимости от позиции наблюдения («точки отсчета»). Произвольная смена позиций наблюдения расширяет знания учеников о различных геометрических фигурах, их свойствах и отношениях. Ведь очень рано, накапливая свой субъектный опыт, ребенок приходит к пониманию того, что если поворачивать объект к себе разными сторонами, то он будет выглядеть по-разному. Формируется понятие вид спереди, сверху, сбоку, снизу. Важно разъяснить, что все объекты в пространстве располагаются не только по отношению к наблюдателю ( ученику), но и относительно друг друга. В этом случае за точку отсчета принимается не позиция наблюдателя, а любой заданный или выбранный объект. При этом меняется пространственная картина. Такие уроки позволяют максимально использовать субъектный опыт ребенка, включить его в содержание задаваемых понятий, обрабатывать этот опыт с позиции научного знания, что имеет большой развивающий эффект. Подобные уроки проводятся как своеобразные уроки- «открытия», где ученик работает с личностно значимым для него содержанием, а учитель показывает ему, как он может работать с этим содержанием на различном материале в системе различных научных знаний. Подобные уроки можно проводить по всем учебным предметам, выделяя для анализа такие понятия, которые наполняются разным содержанием в зависимости от того, с позиций какой науки они будут рассматриваться ( например, движение, масса, сфера и т.п.). Обозначая различное содержание, которое вкладывает та или иная учебная дисциплина в одни и те же термины, учитель показывает детям, что воспринимаемый ими мир описывается разными науками по-разному. Поэтому их знания о мире должны «окультуриваться» с позиции той или иной науки. Например, в понятие «движение» математика и физика вкладывают различное содержание, но при этом не разрушается то общее понимание движения, которое сложилось в субъектном опыте каждого ученика. Учитель должен пояснить, что термин «движение» в математике имеет одно содержание, а в физике другое. Этим разным содержанием ученик должен овладеть.

Конечно, работа на уроке с субъектным опытом учащегося требует специальной подготовки: не просто изложения своего предмета, а анализа того содержания, которым располагают ученики по теме урока.

Урок был и остается основным элементом общеобразовательного процесса, но в системе личностно- ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. Урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки необходимы), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Для этого учитель, работая с классом, выделяет различные индивидуальные смыслы, и, опираясь на них, отбирает те, которые наиболее отвечают научному содержанию знаний, подлежащих усвоению. Ученики не просто слушают рассказ учителя, а постоянно сотрудничают с ним, высказывают свои мысли, делятся своим опытом, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают с помощью учителя то содержание, которое закреплено научным знанием. Учитель постоянно обращается к классу с вопросами типа: что вы знаете об этом, какие признаки, свойства фигуры могли бы выделить, с какими из них вы уже встречались и т.д. В процессе такой беседы нет правильных или неправильных ответов, есть разные позиции, которые учитель начинает «отрабатывать» с позиции геометрии. Задача учителя – не принуждать, а убеждать учеников принять то содержание, которое заложено наукой. Ученики не просто усваивают готовые образцы, а осознают, как они получены, в какой мере соответствуют не только научному знанию, но и личностно значимым ценностям. Такая работа может проводиться только на уроке, где задан жестко контекст и содержание беседы, но их передача организуется как «встреча» различного понимания этого содержания учителем и учениками. Научное содержание рождается как знание, которым владеет не только учитель, но и ученик, происходит своеобразный обмен знаниями, коллективный отбор его содержания. Ученик при этом сам создает знания.

Построение технологии обучения математике на основе индивидуальных особенностей и учета целей развития каждого ребенка способствует не только повышению качества знаний учащихся, но и их саморазвитию, самореализации, что является одной из важнейших целей современного образования.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации