Система работы учителя в профильных классах естественно-математического и гуманитарного циклов
из опыта работы
ШМО школы № 8 г. Орска
Стрижанова И.В., методист Орского филиала ООИПКРО
Дата: апрель 2005 г

Теоретическая база опыта.

- Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка - это две главных части одной системы-подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути.

- Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их успешному самоопределению по завершении основного образования и обоснованному выбору пути продолжения образования.

- Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

- Качество личностно ориентированного образования определяется тем, насколько в его содержании представлены основания для развития личностно-ценностного отношения к изучаемым знаниям, насколько развиваемые на базе знаний умения способствуют личностно-ценностному развитию учащихся.

- Качественная работа учителя - это его компетентность по реализации умений выполнять действия с содержанием изучаемого материала, пробуждающим личностно-ценностное отношение к знаниям у его учеников.

Актуальность.

Основная идея модернизации общего среднего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников, которые уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности.

В то же время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах, так как традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждения привела к нарушению преемственности между школой и вузом.

Профильное же обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, который создает реальные условия для выбора школьниками индивидуального пути обучения; на развитие личности школьника, на его самоопределение, самореализацию и социальную адаптацию.

Переход школы к профильному обучению ведет к школе совершенно иного типа, предусматривающей новый структурный элемент в системе школьного образования:

- разнообразные варианты моделей профильного обучения: однопрофильного и многопрофильного;

- различные варианты учебных планов, включая и индивидуальные;

- банк программ элективных курсов;

- гибкую организацию обучения;

- вариативность итоговой аттестации.

Переход к профильному обучению предъявляет новые требования и к учителю математики:

- умение проектировать школьную образовательную систему по математике;

- умение разрабатывать и проводить экспертизу программ элективных курсов;

- умение определять содержание и методику преподавания курсов по выбору;

- знание современных психолого-возрастных особенностей личности и психологии профессионального самоопределения старшеклассников и т. д.

Основополагающие принципы данного опыта:

- системность;

- гласность;

- коллегиальность;

- научность;

- учет индивидуальных особенностей каждого педагога;

- перспективность.

Условия возникновения и становления опыта.

- эрудиция, высокий научно-методический и профессиональный уровень руководителя школьного методического объединения и учителей математики;

- изучение нормативно-правовой и концептуальной базы содержания предпрофильного и профильного обучения;

- изучение психолого-педагогической литературы по профильному обучению;

- создание и апробирование системы работы учителей математики по предпрофильной, профильной подготовке учащихся и организационно-педагогических условий ее реализации;

- творческий поиск методов и приемов, активизирующих учебную и внеучебную деятельность учащихся;

- наличие учебных кабинетов и ТСО, отвечающих современным требованиям;

- результаты ЕГЭ;

- коллектив единомышленников (учитель – учитель, учитель – ученики, ученик - ученик), работающих творчески, помогающих друг другу на пути познания.

Сущность:

В предлагаемом опыте работы учителей математики в классах физико-математического профиля

- отчетливо просматривается реализация концепции предпрофильной и профильной подготовки учащихся при обучении математике;

- прослеживается положительная динамика в повышении профессиональной компетентности педагогов;

- подтверждается эффективность выбора средств, форм и методов обучения и воспитания в системе личностно-ориентированного подхода;

- наличие высокого уровня учебных достижений учащихся.

Основные компоненты опыта:

1. Учебный план классов физико-математического профиля.

2. План работы ШМО учителей математики в условиях переходного периода к профильному обучению школы.

3. Информационно-аналитические материалы, отражающие систему работы учителя математики в профильных классах.

4. Диагностические основы организации содержания образования профильной школы.

Новизна данного опыта состоит:

- в формировании содержания математического образования в классах физико-математического профиля;

- в глубине раскрытия основных компонентов содержания математического образования

(научных знаний, способов деятельности, содержания эмоционально-ценностных отношений личности, опыта творческой деятельности);

- в раскрытии комплекса вспомогательных знаний, позволяющих учесть особенности познавательной деятельности, интересов и способностей учащихся классов физико-математического профиля;

- в мониторинге учебных достижений учащихся.

Продуктивность.

Повышение качества педагогического мастерства и творческой деятельности учителей.

Успешное овладение учащимися системой знаний по математике, практическими умениями, предусмотренными стандартом образования математического профиля.

Высокий уровень учебных достижений учащихся, осознанное профессиональное самоопределение и продолжение математического образованиях в вузах.

Трудоемкость.

Вовлечение всех учащихся в совместный труд учения. Обеспечение учителя и учащихся всеми компонентами учебно-методического комплекта, соответствующего математическому профилю. Создание банка программ элективных курсов, востребованных учащимися и эффективно повышающими качество знаний учащихся по математике.

Возможность внедрения.

Опыт может быть использован каждым учителем при наличии высокого уровня профессиональных компетенций, материально-технического оснащения профильного обучения.

Система работы учителя.

Школа № 8 г. Орска имеет достаточно большой опыт по организации математического образования в классах с углубленным изучением математики. Изучив концепцию профильного обучения, методическое объединение учителей математики в период перехода школы на профильное обучение работает над формированием системы профильного математического образования с учетом положительных наработок и удачных приемов и методов повышения качества математического образования предыдущего опыта. Это – ранняя предпрофильная подготовка учащихся при обучении математике, начиная с 8 класса и углубление изучения математики в 9 классах с целью сознательного выбора учащимися уровня математической подготовки. Дополнение общеобразовательной математической подготовки в 8-9 классах осуществляется через привлечение учащихся на факультативы, спецкурсы и индивидуально-групповую работу, например, «Коллективный ученик» ОЛ ВЗМШ при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. Система математического образования профильных 10-11 классов включает элективные курсы (углубления и расширения знаний учащихся по математике), спецкурсы и индивидуально-групповые занятия по решению олимпиадных задач и подготовке учащихся к итоговой аттестации.

При обучении используется УМК Виленкина Н.Я. и др. Алгебра и начала анализа, 10 класс; Алгебра и начала анализа, 11 класс («Мнемозина»), Александрова А.Д. и др. Геометрия, 10 класс; Геометрия, 11 класс («Просвещение»), Атанасян Л.С. и др. Геометрия, 10-11 класс («Просвещение»), Мордковича А.Г. Алгебра, 7-9 класс, Задачник, 7-9 класс («Просвещение»), Мордковича А.Г. Алгебра и начала анализа, 10-11 класс, Задачник, 10-11 класс («Просвещение»).

При ШМО учителей математики создан банк элективных курсов по предпрофильной и профильной подготовке учащихся (18 программ), которые в данное время апробируются и совершенствуются.

В кабинетах математики имеется дополнительная литература по подготовке учащихся к ЕГЭ, сборники для абитуриентов, пособие для обеспечения спецкурсов, факультативов, элективных курсов.

С целью повышения педагогического мастерства, совершенствования методов, форм и способов обучения учащихся математике учителя школы

1) проводят заседания ШМО по таким темам как:

- «Модель развивающего обучения математике как система образования, дающая возможность каждому ученику проявить математические способности»;

- «Воспитательные задачи уроков разного типа как основа формирования ценности образования в профильной системе обучения»;

- «Метод проектов как повышение качества профильного математического обучения» и т.п.

2) обмениваются опытом работы при проведении открытых уроков и внеклассных мероприятий;

3) посещают базовые, проблемные курсы и семинары Орского филиала ООИПКРО и т.д.

В школе разработаны единые требования контроля и учета знаний учащихся по математике:

1) в урочное время: проверочные работы, самостоятельные работы, контрольные работы, тестирование, долгосрочные домашние работы, домашние контрольные работы;

2) во внеурочное время: текущие и итоговые зачеты, смотры знаний, интеллектуальный марафон, олимпиады, тестирование готовности к итоговому экзамену и ЕГЭ.

Мониторинг успешности учащихся в получении математических знаний позволяет учителям школы вовремя корректировать индивидуальную программу обучения, ученикам реально оценивать собственные знания и возможности, а родителям - быть в курсе уровня обученности математике их детей.

В результате работы учителей математики по развитию творческих и интеллектуальных способностей учащиеся школы № 8 принимают участие:

1) в олимпиадах: школьных, городских, областных;

2) в городском научном обществе учащихся;

3) в обучении по системе «Коллективный ученик»;

4) в параллельном обучении в ЗМШ г. Москвы.

Так, например, учащимися были выполнены исследовательские работы по темам:

- «Задачи на смеси, сплавы, концентрацию» (Лобкова Виктория в 2004 г. поступила в Университет нефти и газа им. Губкина);

- «Нестандартные методы решения систем уравнений» (Овчинников Вячеслав в 2004 г. поступил в Самарский университет, факультет ПО);

- «Решение трансцендентных уравнений и неравенств» (Вихрова Юлия в 2004 г. поступила в Московский энергетический институт).

В школе имеется компьютерный класс с подключением к сети Интернет, что позволяет воспитывать информационную культуру учащихся и обучать навыкам самостоятельного поиска информации.

Такая активизация познавательной деятельности учащихся положительно повлияла на уровень знаний учащимися математики, например, в 2003/2004 учебном году в сдаче итогового экзамена в форме ЕГЭ приняло 100 % учащихся выпускного математического класса, из них 21 учащийся получили «5» и 3 учащихся – «4», а 92 % выпускников продолжили математическое образование в вузах.

Список использованной литературы.

1. Адамская Н. Примерное тематическое планирование для классов с углубленным изучением математики (10-11 кл.)//Математика.-2000- № 28.

2. Буравова Н.И. Профильное обучение в 9 классе//Математика в школе.-2002.- № 5.

3. Воронина Г.А. Принципы отбора учебного материала в профильных классах//Школа.- 2002.- № 2.

4. Дубовицкая Т. Как определить профиль обучения школьников//Народное образование.-2000.- № 6.

5. Журналы «Профильная школа» 2004 года издания.

6. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования// Официальные документы в образовании. – 2002.- № 27.

7. Кульневич С.В.. Гончарова В.И., Лакоценина Т.П. Управление современной школой. Выпуск II, Организация и содержание методической работы: Практич. Пособие для школьной администрации, руководителей методических объединений, методистов, учителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2004.

8. О профильных учебниках: Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.10.03 № 03-58-73 ин/13-03.- http://www.profile-edu.ru.

9. Осипова В.Л., Феоктистов. Расширенное изучение алгебры и начал анализа в 10 классе//Математика в школе.-2000. № 7.

10. Пакуш Е.В. Поурочное планирование для школьных курсов разных профилей// Математика в школе.-2002.- № 6.

11. План-график мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования//Официальные документы в образовании. – 2003.- № 22.

12. Подгорная Е.Я., Стефанова Е.С., Либеров А.Ю. Профильное обучение и социализации личности// Стандарты и мониторинг в образовании.-2003.- № 5

13. Рыжаков М.В. Справка о результатах анализа действующих учебников и возможных направления их доработки с целью использования на базовом и профильном уровнях в старшей школе.- http://www.profile-edu.ru.

14. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования// Учительская газета.- 2004.- № 3.

15. Хлебунова С.Ф., Тараненко Н.Д. Управление современной школой. Выпуск IV. Профильное обучение: новые подходы Практич. пособие для руководителей системы образования, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2004.

16. Чистякова С.Н. и другие. Профильное обучение и новые условия подготовки// Школьные технологии.-2002.- № 1.

17. Элективные курсы в профильном обучении: образовательная область «Математика»/Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров.- М.: Вита-Пресс, 2004.


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации