Опыт работы учителей математики Восточного Оренбуржья
I и высшей категории по подготовке выпускников к итоговой аттестационной работе
(шк. № 15, 38 г. Орска)

Составитель: Стрижанова И.В., методист Орского филиала ООИПК РО
Дата: апрель 2003 г.

Решение проблемы гуманизации школьного образования связано с дифференциацией системы обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей адаптации в изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечает его склонностям и интересам. Дифференцированное обучение математике должно учитывать потребности всех школьников – не только сильных, но и тех, кому этот предмет дается с трудом или чьи интересы лежат в других областях. В школе № 15 существуют и взаимно дополняют друг друга два вида дифференциации: уровневая и профильная.

Уровневая дифференциация в школе № 15 основывается на планировании результатов обучения: явном выделении уровня обязательной подготовки и формирования на этой основе повышенных уровней овладения математикой. Дифференциация осуществляется через систему кружковых занятий, факультативных курсов и дополнительных образовательных услуг по математике. Успех дифференцированного подхода в обучении математике существенно зависит от познавательной активности школьников. Поэтому для активизации познавательных способностей учащихся в школе проводятся:

-   олимпиады по математике;

-  неделя математики;

-   математические вечера, конкурсы, викторины, КВН.

Уровневая дифференциация в школе № 15 осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что, предлагая ученикам, одинаковый объем материала, устанавливается различные уровни требования к его усвоению и критериев его оценки. Уровневую дифференциацию каждый учитель на уроках организовывает в разнообразных формах.

На старшей ступени (XXI кл.) дифференциация образования осуществляется через профильное обучение. В школе созданы три профиля: математический, гуманитарный, естественно-научный и общеобразовательный класс. Математика входит в число обязательных учебных предметов и отводится на ее изучение то же время, что и в общеобразовательном классе, кроме математического. Математический класс изучает математику по программе углубленного изучения математики. В среднем звене созданы кадетские классы, в которых повышенный уровень овладения математикой идет через дополнительные образовательные услуги.

Учитывая, что необходимость учета индивидуальных особенностей каждого учащегося требует специальных психолого-педагогических знаний от каждого учителя, в школе дифференцированно проводятся теоретические семинары для учителей 1-4 и 5-11 классов по проблеме дифференцированного обучения: «Дифференциация как система», «Особенности внешней и внутренней дифференциации», «Проблемы дифференцированного обучения» и так далее, руководителями которых являются преподаватели кафедры педагогики и психологии ОГТИ.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Эта идея учитывает, прежде всего, необходимость представления ученику возможности реализации своего потенциала, развития его личностных способностей, профилизацию образования с учетом его интересов и склонностей. Как известно в обучении математики дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой этого учебного предмета. Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих школьников. В то же время имеется большое число учащихся с явно выраженными способностями к этому предмету, желающих продолжить послешкольное математическое образование или поступить в технический вуз. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися, находящихся на разных «полюсах», весьма велик. Уже этих причин достаточно, чтобы говорить о необходимости классов, в которых курс математики становится специализирующим.

Как показывает многолетняя практика, устойчивый интерес к математике формируется в 14-15 лет. Поэтому, начиная с VIII класса в школе № 38 города Орска, осуществляется углубленное изучение математики. Этот этап в системе углубленного обучения рассматривается как ориентационный, позволяющий ученику проверить правильность своего выбора. На старшей ступени обучения осуществляется глубокая дифференциация математической подготовки, выделяются два типа школьного курса математики: общеобразовательный и специальный, обеспечивающий физико-математический профиль обучения. Этот курс не только создает условия для поступления в высшее учебное заведение по специальности, требующей высокого уровня владения математикой, но и условия для успешного обучения в соответствующем вузе. В качестве примера можно привести результаты изучения профильного курса математики в 11 классе школы       № 38. Физико-математический класс был сформирован в 2000 году и в течение 2 лет работал по программе, основу которой составляла программа для классов с углубленным изучением математики. Не рассматривались такие темы, как «Комплексные числа», «Элементы теории вероятностей», «Предел и непрерывность». Вместо этих тем шире изучены темы, недостаточно полно представленные в программе общеобразовательных классов, в частности, упражнения по тригонометрии, обратные тригонометрические функции, системы уравнений и неравенств, графики функций, уравнения и неравенства с модулями и параметрами и многое другое. Углубленный таким образом курс способствовал не только формированию устойчивого интереса к математике, но и высокому уровню интеллектуального развития учащихся, и, прежде всего таких его компонентов как интеллектуальная восприимчивость и гибкость мышления. И как результат – достаточно высокие показатели степени обученности не только по математике, но и остальным предметам тоже. Десять учащихся класса закончили школу с отличием, трое из них с золотой медалью, четверо – с серебряной. Все поступили в высшие учебные заведения, причем при выборе будущей специальности ориентировались на сформированный интерес, а не на возможность поступления в вуз: 47% выпускников выбрали технический профиль, 23% - экономический, 19% - педагогический, 11% - медицинский.

Таким образом, профильное обучение позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников  в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования, а так же обеспечивает дополнительную специализированную подготовку для прохождения вступительных испытаний в вузах. Однако при его осуществлении учителя пока еще сталкиваются с определенными трудностями, которые заключаются в отсутствии четко сбалансированной отлаженной программы, тематического планирования, набора дополнительного теоретического и практического материала, то есть всего того, что составляет методическое обеспечение их работ.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации