Вопросы организации образовательного процесса в классах различного профиля

Представлено:  Скрынниковой О.Н.,зав. УМК математики
Дата: 25.11.2002

 

Согласно концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, одним из условий достижения нового качества образования является введение профильного обучения в старшей школе. С точки зрения обучения математике все профили в зависимости от роли, которую играет в них математика, объединяются в три направления: общеобразовательное, общенаучное и математическое.

Для общеобразовательного направления (гуманитарный профиль) предлагается общий курс, специфической особенностью которого  должна быть явная гуманитарная направленность, т.е. ориентация на интеллектуальное развитие человека, на знакомство с математикой как областью человеческой культуры (курс А). Этот курс может быть выбран теми учащимися, которых интересуют языки, искусство, спорт и т.д. Возможность поступления в вузы по специальностям, связанным с математикой, этим курсом не предоставляется. В классах гуманитарного профиля на первый план выдвигаются не широта математического аппарата и не скорость усвоения абстрактных понятий, а общеобразовательные умения и навыки (например, навыки алгоритмической деятельности и  проведения логических рассуждений и обоснований), которые могут  быть перенесены на другие предметы и профессиональную сферу.

 Изучение всего материала опирается на наглядно-интуитивные представления учащихся, широкое использование справочного материала; роль формальных рассуждений и доказательств существенно снижается. При изучении стереометрического материала идея обоснования всей геометрии на основе системы аксиом перестает быть превалирующей, акцент переносится на формирование пространственного воображения и умение применять полученные факты в простейших случаях.

  Школьники, обучающиеся по курсу А,  не имеют, как правило,  склонности к изучению математики, и для успешного их обучения методическое сопровождение курса должно уделять большое внимание мотивационным аспектам, вовлекая учащихся в математическую деятельность, развивая и совершенствуя их природные задатки, но, в то же время, не пытаясь доминировать в ряду учебных предметов. Поэтому, в частности, количество домашних заданий должно быть сведено к минимуму.

   Для преподавания этого курса рекомендуется использовать учебники:

- Карп А.П., Вернер А.Л. Математика: Учебное пособие для 10 классов гуманитарного профиля. – М.: Просвещение, 1999

-  Карп А.П., Вернер А.Л. Математика: Учебное пособие для 11 классов гуманитарного профиля. – М.: Просвещение, 2000

В этих учебниках изучение математики ведется в рамках единого курса без традиционного деления на алгебру и геометрию. Особое внимание уделяется идейной стороне рассматриваемых вопросов, подчеркивается единство подходов и методов в разных областях математики.

Преподавание курса А возможно также с использованием следующих учебников:

Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 1999,2000

Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 1999,2000

Смирнова И.М. Геометрия: Учебное пособие для классов гуманитарного профиля. – М.: Просвещение, 1998 – 2000

При преподавании по этим учебникам часы на изучение алгебры и геометрии рекомендуется делить в отношении 2:1, чередуя в учебном процессе изучение разделов из этих дисциплин.

По окончании обучения учащиеся, изучившие курс А, сдают обязательный экзамен по математике и соответствующая оценка выставляется в аттестат.

Общеобразовательный курс рассчитан на 3 урока в неделю.

Общенаучное направление (социально–экономический, естественный, технический профиль) рассчитано на 5 часов в неделю.

Математическое направление (физико–математический профиль) предусматривает 6 часов в неделю.

Эти направления, в которых математическая подготовка носит более фундаментальный характер, предназначены для тех, кто предполагает получать в дальнейшем высшее образование, связанное с естественными науками, техникой. Наличие внутренней мотивации позволяет задать достаточно высокий уровень изложения материала, знакомить с разнообразными математическими идеями и методами, показывать решения нестандартных прикладных и математических задач. Вместе с тем нельзя требовать от каждого ученика твердого усвоения каждого «нестандартного приема». Смысл профильного курса заключается в предоставлении каждому ученику индивидуального маршрута обучения.

Преподавание в классах социально-экономического, естественного, технического, физико–математического профилей рекомендуется вести по следующим учебникам:

Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 1999,2000

Колягин Ю.М. и др. Алгебра и начала анализа.10-11 класс. – М.: Мнемозина, 2000

При изучении алгебры и начал анализа по этим учебникам, изучение геометрии в классах всех профилей рекомендуется осуществлять по учебнику Атанасяна Л.С. В классах социально – экономического профиля учебник Атанасяна Л.С. можно заменить учебником Смирновой И.М., а в классах физико–математического профиля – учебником геометрии Шарыгина И.Ф.

Учебный комплект:

Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. Учебник. -М.: Мнемозина,2000;

Мордкович А.Г., Денищева Л.О., Корешкова Т.А. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. Задачник. – М.: Мнемозина,2000;

Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 1999,2000;

Александров А.Д. и др. Геометрия: Учебник для 10-11 классов     общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение,1998;

Шарыгин И.Ф. Геометрия,10-11. – М.: Дрофа, 1999,2000 (учебник рекомендуется, в основном, для физико – математических классов);

Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. 10-11. – М.: Просвещение,2000

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации