Система работы учителя по развитию личности школьника средствами предмета
автор:  Лескова Ольга Алексеевна
учитель математики, психолог гимназии  №1 г. Оренбурга

Составитель ИПМ: Бланк Наталья Васильевна
Дата: сентябрь 1996 год

СУЩНОСТЬ ОПЫТА. Специфика работы учителя математики гимназии предполагает:
- выявление и создание предпосылок для развития  способностей к предметам естественного, физико-математического и гуманитарного профилей (1-7кл),
- создание  условий  для овладения детьми различными способами учебной  и коммуникативной деятельности,
- обеспечение свободы самостоятельного выбора учащимися профиля  обучения (8-11кл),
Знание в области психологии натолкнули О.А. на идею развития у каждого ребенка математических способностей на основе  учета их индивидуальных особенностей, помогающих приобретать учебные навыки.
ГЛАВНОЕ в системе  обучения и воспитания заключается в решении учителем следующих вопросов:
- зачем учить математику?
- чему учиться на уроках математики?
- какие приемы усвоения  математики необходимо знать и какие умственные и практические действия необходимо производить.
НОВИЗНА. Мастерство Лесковой О.А. проявилось в:
 - оригинальной компоновке учебного материала  и его оформления,
 - отборе устных упражнений по геометрии и алгебре,
 - широком использовании методов работы с учебниками на любом этапе обучения.
Учитель апробирует  новые  учебники из серии "Математика, психология, интеллект", которые являются необходимым современным средством в реализации ведущей идеи опыта: формирование математических способностей учащихся на основе постоянного развития интереса к предмету и учета индивид - психологических особенностей.
 ПРОДУКТИВНОСТЬ работы Лесковой О.А. в том, что у учащихся развивается устойчивый интерес не только к математике как учебному предмету, но и как к науке. Система работы обеспечивает интеллектуальный рост каждого ученика.
ДОСТУПНОСТЬ опыта для  учителей несомненна, но быстрее им могут овладеть учителя,  знающие основы психолого-дидактической методики обучения и возрастные особенности учащихся.
ВНЕДРЕНИЕ системы предполагает обеспечение учебного процесса  учебниками серии "Математика, психология, интеллект".

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА предполагает сочетание традиционных и нетрадиционных форм организации учебного процесса.

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ
1. Уроки закрепления изученного (традиционно).
2. Уроки обучения приемам решения задач.
3. Уроки формирования навыков выбора метода решения задач.
4. Практические занятия.
5. Уроки-бенефисы (урок одной задачи).
6. Уроки повторения (традиционно).
7. Урок знаний  (1 сентября)
8. Уроки размышления.

УРОКИ  ОБУЧЕНИЯ  ПРИЕМАМ  РЕШЕНИЯ  ЗАДАЧ
1. Актуализация знаний, необходимых для обучения приемам.
2. В процессе решения упражнений выявление состава нового приема.
3. Формулировка нового приема путем введения его алгоритма.
4. Адаптивная самостоятельная работа, по применению приема.
5. Подведение итогов урока:
- выделение главной мысли урока
- повторение алгоритма изученного приема.
 

УРОКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВЫБОРА МЕТОДА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

I урок.
1. Постановка перед учащимися  цели:  изучив условия задачи, назвать возможные методы ее решения.
2. Устные упражнения с целью повторения необходимой для решения формулы.
3. Фронтальная беседа с учащимися по выделению  основ состояния математических модулей для решения задач.
4. Фронтальная работа по решению задачи одним из модулей.
5. Самостоятельное решение задачи другой модели (проверка по образцу).
6. Устный анализ нескольких  решений задачи, сравнение их с позиции целесообразности и эффективности.

II урок.
1. Выполнение домашних заданий ( плашки с номерами задач, которые необходимо решить к заданному сроку).
2. Проверке учителем выполненных заданий.
3. Классификация учащимися на уроке задач по способам решения.
4. Выделение из каждой группы задач таких, которые можно решить и другими способами.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Проводятся в конце изучения 2-х  тем.  Класс делится на 3 группы,  по количеству видов практических занятий. Каждая группа  получает задание на один урок.
1 группа - выполняет практическую работу по I теме.
2 группа - выполняет практическую работу по II теме.
3 группа сдает устный зачет по темам.
За 3 урока  каждым учеником решено множество практических задач, каждый ученик пройдет через собеседование с учителем.
Пример практического занятия (взять из работы).
Практические занятия по своему содержанию и структуре очень различны.
Учитель продумывает:
1. Цели и задачи занятий.
2. Задания каждой группе.
3. Дидактическое оснащение  занятия (инструкция по выполнению работы, памятки, карточки-консультанты).
4. Формы проведения.
5. Формы промежуточного контроля.
6. Итог занятия.

УРОК - БЕНЕФИС (урок одной задачи).

1. Подбор учителем задачи для урока.
Например: Доказать, что (а3 - b3) делится на 9, если (а-b) делится на 3.
                                                                 (7 кл.)
2. Домашнее задание (за неделю до урока):
  решить задачу несколькими способами, используя "дело о делимости" и дополнив его недостающими материалами.
Примечание: с 5 класса учащиеся ведут блокноты, один из которых "Дело о делимости", с признаками делимости, делителями и кратными, пропорциями.
3. Актуализация теоретического материала:
- просмотр на уроке домашних заготовок.
 4. Выяснение путей поиска решения задачи:
а) представление выражения в виде суммы, каждое из слагаемого которого делится на 9 при условии, что (а-b) делится на 3.
в) в виде произведения двух множителей;
- один из которых делится на 9.
- каждый делится на 3.
5. Применение  предложенных  способов для решения задачи (рассматриваются удачные и неудачные способы).
6. Предложение учителем всех возможных способов решения данной задачи:
выдвигается идея и предлагаются способы ее реализации (их может быть несколько).
7. Подведение итогов урока "Чему научила данная задача".
8. Домашнее задание по осмыслению итогов решения задач.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации