Научно-методические вопросы экономического образования и воспитания учащихся:
проблемы и перспективы развития региона

Представили: В.А. Коротина, О.Н . Скрынникова
Дата: 28.05.02

 

В настоящее время в стране качественно изменилась экономическая ситуация, что обусловило интерес многих к профессии экономиста и необходимость изменения подхода к их подготовке. Формы экономического образования должны отвечать духу времени и требованиям новой экономической политики.
Экономику принято считать гуманитарной дисциплиной. На самом деле эта наука оперирует количественно измеряемыми величинами ( экономическими показателями) и функциональными или статистическими связями между ними (расчетными формулами и экономическими законами).
Современная экономическая наука характеризуется широким использованием математики. Понимание и объяснение новых экономических процессов, прогнозирование и активное управление их развитием - вот некоторые из задач, стоящих перед теоретиками. Если попытаться коротко ответить на вопрос: " Каким образом современная математика применяется к изучению экономических явлений?", то ответ будет таким :" С помощью построения и анализа математических моделей изучаемого явления".

Математическая модель- это специфический способ приближенного описания некоторой проблемы, позволяющий при ее анализе применять формально-логический аппарат математики. Математическое моделирование - важнейший метод познания, используемый в естествознании. Оно является одним из методов изучения сложных явлений, позволяет проникнуть в существо изучаемого процесса, вскрыть логику его развития.

Использование языка математики позволяет точно и компактно излагать положения экономической теории, формулировать ее понятия и выводы.
Современная экономическая теория включает, как естественный, необходимый элемент математические модели и методы. Примерами математических моделей являются модели потребительского выбора, модели фирмы, модели экономического роста, модели равновесия на товарных и финансовых рынках и многие другие. Формализация основных особенностей функционирования экономических объектов позволяет оценить возможные последствия воздействия на них и использовать такие оценки в управлении.

Математические модели использовались еще Ф. Кене (1758г., "Экономическая таблица"), А. Смитом ( классическая макроэкономическая модель), Д. Рикардо ( модель международной торговли). Многие экономические проблемы, например, проблемы внутренней увязки планов, их оптимизации, выбора наиболее эффективных решений и другие, могут быть успешно решены с помощью математических методов. С использованием математических методов связаны практически все работы, удостоенные Нобелевской премии по экономике (Д. Хикс, Р. Солоу, В. Леонтьев, П. Самуэльсон и другие).

История развития отечественной школы связана в той или иной степени с вопросами экономического образования и воспитания учащихся.
Естественно, что в зависимости от социального заказа меняются цели обучения, уточняются и конкретизируются объем и содержание экономического образования и воспитания учащихся. Известно, что экономическая образованность и экономическое мышление формируется не только при изучении курса экономики, который включен в региональный компонент, но в не меньшей степени - на основе всего комплекса предметов, изучаемых в школе. В общей задаче насыщения школьных дисциплин экономическим содержанием математике принадлежит особая роль. Это объясняется тем, что многие экономические проблемы поддаются анализу с помощью того математического аппарата, который излагается в курсе алгебры 7-11 классов: это задачи с дробями, процентами, пропорциями, прогрессиями, уравнениями и неравенствами и их системами. Широко используются графики и функции, комбинаторика и логика. Каждый из экономико-математических методов имеет свою область применения.

Темы курса экономики

Разделы курса математики

Кривая производственных возможностей

Составление и решение уравнений и систем уравнений. Анализ функций.

Спрос, предложение, равновесие

Построение и анализ серии графиков в одной системе координат. Составление и решение уравнений. Определение наибольшего значения функции на отрезке. Анализ функций.

Выручка, издержки, прибыль, рентабельность

Составление и решение уравнений и систем уравнений. Определение наибольшего значения функции на отрезке.

Банки: проценты по вкладам и проценты за кредит

Составление и решение уравнений. Прогрессии.

Показатели экономической динамики (приросты, темпы роста и прироста)

Составление и решение уравнений.

Темп инфляции; расчеты в текущих и приведенных ценах

Составление и решение уравнений.

Количественная теория денег. Уравнение Фишера.

Составление и решение уравнений и систем уравнений.

Сравнительное преимущество: обмен, внешняя торговля

Составление и решение уравнений.

Наряду с элементарной математикой рассматриваются также задачи, требующие применения теории вероятностей и математической статистики, линейного программирования, теории игр, теории массового обслуживания, сетевого планирования и другие.

Перед учеными и методистами Оренбургской области стоит задача разработки методики преподавания основ экономических знаний в школе. Эта методика, очевидно будет иметь общие черты с технологией обучения естественнонаучным дисциплинам, а с методикой обучения математике она просто должна быть схожа. Поэтому весьма эффективно широкое применение математических задач на уроках экономики.

Зарубежная технология преподавания начал экономики ориентирована на метод тестирования. С помощью тестов учащиеся могут вспомнить те положения, которые они изучали, а преподаватели- быстро оценить их успехи.

Российская школа также использует эту технологию. Однако описанный в методической литературе опыт преподавания курса экономики говорит о том, что для российских школьников работа лишь с тестами оказывается простой. Отечественная средняя школа имеет хорошие математические традиции, и дети приучены самостоятельно решать небольшие научные проблемы - школьные задачи. Использование математических задач практического характера превращает обучение в творческий процесс, способствуя более глубокому осмыслению и усвоению материала.
Подключение математиков к решению проблемы становления регионального школьного математического образования является делом полезным и перспективным.

В настоящее время в Оренбургской области экономика является обязательным для изучения школьным предметом. Но при этом, к сожалению, хороших школьных учебников по экономике очень немного. Нет квалифицированных учителей-экономистов, обладающих высокой математической культурой. Поэтому необходимо привлечь математиков к разработке и составлению школьных программ и учебно-методических пособий по экономике.
Перед педагогической общественностью области стоит задача подготовки соответствующего кадрового состава и научно-методического обеспечения.

Эта работа может идти по двум направлениям.
Одно из них сводится к поручению преподавания школьной экономики как точной науки математикам. При таком подходе от математика требуется глубокое освоение новой научной дисциплины, которое позволило бы создать полную программу обучения, включая как теорию, так и совокупность практических заданий для учащихся. На наш взгляд, этот путь реален, так как достаточного количества профессиональных методистов и учителей экономики в регионе еще долгое время будет не хватать. Однако он не будет массовым.
Возможен другой путь. Учителя математики могут, предварительно освоив те или иные разделы экономической науки, принять участие в разработке экономико-математических задач. Заметим, что задачи с экономическим содержанием традиционно присутствовали в российских и советских задачниках по арифметике и алгебре. Известны дореволюционные задачки о купцах, продающих аршины сукна. В советские времена ученикам предлагались задачи, связанные с производительностью труда.
Для успешного преподавания экономики нужно много задач, и они должны быть разнообразными и по экономической тематике, и по необходимому для их решения математическому аппарату. При этом должны быть задачи самого разного уровня сложности: от простейших до олимпиадных.

Проблема школьного экономического образования региона будет решена, если будут объединены усилия экономистов и математиков различных видов образовательных учреждений Оренбургской области ( вузов, высших профессиональных колледжев и лицеев, школ).

Литература:
1. Винокуров Е.Ф. Школьное экономическое образование и учитель математики. //Математика в школе. - 2001.-№2
2. Инютина Е.В., Симонов А.С. Геометрическая прогрессия в экономике. //Математика в школе. - 2001.-№5
3. Коршунова Н., Плясунов В. Математика в экономике. - М.: Вита - Пресс, 1996
4. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. - М.: Вита, 1997
5. Симонов А.С., Игнатьева Н.П. Об одном приложении производной к решению экономических задач. //Математика в школе. - 2001.-№9
6. Симонов А.С. Некоторые применения геометрической прогрессии в экономике. //Математика в школе. - 1998. - №3
7. Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты. //Математика в школе. - 1998. - №4
8. Симонов А.С. Сложные проценты. //Математика в школе. - 1998. - №5
9. Симонов А.С. Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей. //Математика в школе. - 1998. - №6
10. Симонов А.С. Экономика на уроках математики. -М.: Школа - Пресс, 1999

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации