Особенности содержания и методического аппарата УМК «Сферы. Математика» (5-6 классы) в контексте ФГОС ООО второго поколения.

Селезнева  Л.А., методист
кафедры дидактики и частных
методик ИПК и ППРО ОГПУ

 В соответствии с идеологией нового образовательного стандарта, в которой явно просматривается необходимость усиления общекультурного звучания курса математики и его значимости для формирования личности подрастающего поколения, требуется пересмотр содержания курса математики и методических решений, нацеленных на достижение учащимися основной школы планируемых результатов изучения предмета. Изучение математики в школе обеспечивает выпускника не только важным кругом предметных и межпредметных знаний, но и помогает совершенствованию мышления, выработке мировоззрения, оказывает существенное влияние на развитие личности школьника.

Изучение математики существенно отличается от изучения других учебных предметов тем, что особую и значительную роль здесь играют воображение, интуиция и логическое мышление.

Именно на достижение учащимися личностных, метапредмет-ных и предметных результатов освоения образовательной программы и нацеливает новый стандарт.

Соответствующие результаты сформулированы в стандарте по отношению к этапу завершения обучения в основной школе. Вместе с тем основы формирования соответствующих качеств личности необходимо заложить уже в 5-6-х классах, — конечно же, с учетом возрастных психологических особенностей учащихся и возможностей курса. Важным шагом в создании современной методической системы преподавания математики учащимся 10—12 лет, которая отвечала бы идеологии новых образовательных стандартов, является разработка методически эффективных подходов к способам подачи учебного материала и организации учебной деятельности подростков.

Раскроем основные  положения, которые положены в основу  разработки УМК для учащихся 5-6-х классов (изд. «Просвещение. Сферы»), с целью приведения содержания и идеологии курса математики в соответствие с требованиями ФГОС ООО.

Особенности информационно-образовательной среды «Сферы» по математике

1. Учебно-методический комплекс «Сферы» по математике составляют:
- учебные издания на печатной основе :  учебник, тетрадь-тренажер, задачник, тетрадь–экзаменатор, поурочное  тематическое планирование, поурочные методические планирование, рабочая программа;
- учебные пособия на съемных носителях (CD);
- учебная информация в Интернете (сайт  интернет - поддержки, одна из важнейших задач которого – усилить у учащихся мотивацию, личностное позиционирование).
Компоненты УМК разрабатывались так, чтобы учитель, имея на руках этот комплекс, был спокоен за то, что все возложенные на него задачи он сможет решить. С одной стороны отбирались ресурсы по принципу строго педагогической целесообразности, но с другой стороны, таких отобранных ресурсов  дано большое количество, что дает возможность выстраивать  индивидуальные образовательные траектории.

2. Представление учебного материала на основе разного вида информационных ресурсов. На бумажных основах даны не только текстовые массивы, но и богатый иллюстративный  ряд.. В электронном виде – различные интерактивные объекты: виртуальные лаборатории, флеш - демонстрации  изучаемого материала, интерактивные упражнения, игры и говололомки.

3. Возможность изучения содержания с использованием технологий единой  навигации. Навигационная система быстрого ориентирования обеспечивает единую технологию обучения. Единая навигация работает как внутри одного компонента – учебник, например, содержит сквозные рубрики – особый функционал, обеспечивающий целенаправленную ориентировку в учебном материале и связывающий компоненты на бумажных носителях друг с другом и электронные компоненты, что предполагает комплексное использование всех компонентов УМК при решении конкретных образовательных программ.

4. Направленность на системно-деятельностный подход к организации учебного процесса  реализуется за счет особенностей содержания, структуры и предлагаемых форм организации учебной деятельности.

5.Практико-ориентированная система заданий обеспечивает системную, целенаправленную и эффективную ориентировку в информационном поле предметной области, позволяет использовать полученные знания и умения в реальной, повседневной жизни. Одна из главных задач, стоящих сейчас перед школой, - перевести образование в практико-ориентированную плоскость. 

Информационно- образовательная среда «Сферы» носит системный характер.

Разворот учебника– мини- информационно- образовательная среда, т.е. определенная законченная система, где  соблюдены все требования системного подхода:  один параграф – один разворот учебника, где  выделен  основной текст, выделен дополнительный текст, выделены элементы навигации, элементы работы с этим текстом, дополнительные рубрики.

Учебник (ссылка п.№ 1)это освоение учебного материала. Функция учебника – дать научную основу, базовые компоненты обучения, т.е. создать базу, чтобы ученик мог работать по своим индивидуальным траекториям, проявляя свой индивидуальный интерес.

У тетради- тренажера (ссылка п. № 2иная функция в учебном  процессе: тренажер является основным инструментом формирования универсальных учебных действий.

Задачник (ссылка п. № 3) предназначен для организации дифференциации и индивидуализации процесса обучения.

У  тетради – экзаменатора (ссылка п.№4)– функция контроля и самоконтроля и т.д.

Электронное  приложение к учебнику (ссылка п. № 5) - электронная составляющая УМК является неотъемлемой частью  его содержания  и естественным продолжением. Электронное приложение к учебнику занимает в информационно- образовательной среде особое место, поскольку именно за счет него осуществляется значительное расширение информационного поля путем  вовлечения в учебный процесс широкого набора медиаресурсов.
Первые три компонента используются параллельно в ходе изучения материала главы.

Таким образом заложена технологизация обучения, которая  позволяет минимизировать  риски, связанные с личностью учителя ( если человеку объяснить, какими шагами пройти и какие основные базовые результаты он должен получить, то риски снижаются)

Cистемность структурной организации ИОС в том, что здесь специально отобранные  осмысленные методические и педагогические ресурсы комплексно используются только тогда, когда это целесообразно.

Системный характер воспитательного образовательного эффекта использования ИОС  заключается в ее многообразии, когда множество инструментов (а она построена как избыточная), соединенных в единое целое бумажных и электронных составляющих, продуманное использование компьютерных технологий , где четко понимается, что нужно от каждого компонента, дается возможность получить интегральный эффект. ИОС строится с учетом базовых ценностей, среда избыточна по предмету, и только в этих условиях она может заинтересовать ребенка.

Предметные средства обучения должны быть адекватны сегодняшнему дню, мотивировать учащихся к познанию.

ИОС «Сферы»  изначально проектировалась как избыточная.  С одной стороны, это очень важный принцип современного образования, и только он позволяет конструировать индивидуальные  образовательные траектории. С другой стороны, ИОС – открытая система, строящаяся по принципу открытой архитектуры, т.е.

1. в ней заложен большой  объем информации и можно уже сторонние ресурсы не привлекать;

2. появляются новые виды ресурсов, новая информация (главным образом из Интернета ) и учитель на эту основу, которая создана  информационной образовательной системой, может привлекать новую информацию, новые виды ресурсов, по своему усмотрению может привносить в нее что-то новое, свое.  Открытость ИОС «Сферы» -один из основных замыслов. Избыточность по объему образовательных ресурсов обеспечивает учителю возможность выбора уровня и глубины изучения  учебного материала. Структуру, границы и содержательное наполнение ИОС задают ее субъекты (конкретный ученик или учебная группа и учитель).  Процесс обучения при этом опирается на интерактивное взаимодействие учащегося и содержания образования.  Школьнику это дает, кроме прочего,  возможность самостоятельно получать знания, осуществлять  самоконтроль и самооценку.    Использование ИОС «Сферы» при обучении детей с ограниченными возможностями значительно повышает  эффективность их обучения.

Учителю это дает возможность организации учебного процесса как в урочное, так и во внеурочное время.  Для организации работы  во внеурочное время предназначен целый комплекс ресурсов: материал 2-й части задачника, ресурсы электронного приложения, такие, как материал для 33 занятий кружка,  виртуальные игры и головоломки.

Уровневая дифференциация  и индивидуализация обучения.

Принципиальной методической особенностью учебных  комплексов 5- классов по математике является  возможность  осуществления уровневой дифференциации и индивидуализации в обучении.  Все составляющие комплекса содержат достаточный объем материала  для работы с учениками, имеющими разную подготовку, разные интересы и способности. Упражнения в учебнике и задачнике даны на двух уровнях  и представлены в широком диапазоне сложности. 

Каждая глава  в учебнике завершается разделом «Подведем итоги», а в тетради – тренажере – тестом, которые отражают обязательный уровень усвоения материала,  предусмотренный Стандартом, которого должен достичь ученик.  Заданий избыточное количество, и не нужно стремиться выполнять их все. Такой большой объем представлен для того, чтобы у учителя под рукой был материал для организации работы с учащимися любого уровня знаний и способностей.

Наличие материала для работы с учащимися, проявляющими интерес к предмету, и одновременно достаточный запас упражнений для организации учебной деятельности школьников с невысоким уровнем подготовки дают значительную свободу учителю для осуществления  дифференцированного подхода  к учащимся, для выстраивания индивидуальных траекторий обучения. 

Важно при этом учитывать несколько основных принципов реализации уровневой дифференциации:

- не нужно ставить целью научить всех всему,  следует добиваться безусловного достижения каждым учеником  уровня обязательной подготовки и одновременно создать условия для усвоения материала на более высоких уровнях;
- необходимость дифференциации требований , предъявляемых в ходе контроля, и явном выделении в проверочных  материалах заданий, соответствующих обязательным результатам обучения;
- в  процессе  формирования умений не следует форсировать переход к более сложным задачам тем учащимся, которые еще не овладели базовыми, опорными знаниями и умениями, и в то же время  не надо искусственно задерживать тех, кто уже может идти дальше;
- в учебном процессе ни для кого нельзя ограничиваться лишь знаниями обязательного уровня; необходимо со всеми решать интересные и непростые задачи, в том числе и со слабыми учениками, но с ними преимущественно в ходе совместной работы, а при контроле не требовать умения решать такого рода задачи от каждого учащегося.

Часть материала  можно использовать во внеурочной деятельности. Но в УМК «Сферы» имеется специально предусмотренный материал для организации внеурочной деятельности учащихся: дополнительный материал 2-й части задачника («Дополнительные вопросы»), выходящий за рамки  круга обязательных вопросов и позволяющий учащимся углубить знания, познакомиться с новыми идеями и приемами решения задач. Широчайшие возможности представляет для организации внеурочной работы электронное приложение: это и материал для 33 занятий (на каждую учебную неделю) математического кружка, и виртуальные лаборатории, и тренажеры, и тесты, и математические игры и головомойки.

Главная задумка  информационно-образовательной среды « Сферы» в том, чтобы учителю было проще работать, чтобы он не думал, где взять тот или иной материал, не искал по различным учебникам, множеству методических пособий и сборникам, или не выдумывал сам, чтобы открыл соответствующее учебное пособие, взял оттуда проверенный материал, тот, который ему сейчас нужен. ИОС «Сферы» -это своего рода большой конструктор, из которого учитель сможет конструировать свой урок с небольшими трудозатратами

 ИОС «Сферы. Математика» , созданная по единым методологическим принципам, обеспечивает комплексность и преемственность школьного математического образования от класса  к классу, позволяет рационально  организовывать  учебный процесс в соответствии с современными тенденциями  образования, обладает четкой направленностью каждого своего компонента на решение конкретной педагогической задачи. Итак, ИОС «Сферы» созданы на основе единых методологических, информационных и  дизайнерских подходов,  учитывающих возрастные особенности школьников, обладает единой навигационной системой, обеспечивающей удобство поиска и использования информации, ориентирована на применение в образовательном  процессе современных  образовательных технологий.

Реализуемая в УМК «Сферы» взаимосвязь содержания обучения и способов действий повышает эффективность образования:

- придает результатам социально и личностно значимый характер;
- обеспечивает реализацию требований к метапредметным  результатам обучения математике;
- представляет возможность индивидуальной траектории в изучаемой области и более гибкого и прочного усвоения знаний учащимися;
- существенно повышает мотивацию и интерес к учению;
- дает возможность использовать дифференцированное обучение с сохранением единой структуры теоретических знаний.

Использование компонентов ИОС «Сферы. Математика» качественно изменяет роли учителя и ученика: ученик осуществляет поиск, выбор, систематизацию и презентацию информации, а учитель организовывает деятельность ученика на основе созданной им модели урока.

В информационно-образовательной среде «Сферы» процесс обучения увлекательный и радостный. Ученику интересно учиться, а учителю –учить.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации