Кейс-метод – метод коллективного анализа ситуаций

Представила:  Л.С. Селезнева, методист кафедры ДиЧМ
Дата: 19.12.11

Понятие о кейс-методе и его возможностях в обучении.

Кейс – метод ( Casestudy) –  это техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций ( от англ. Case – « случай»).  Под ситуацией (кейсом)  понимается письменное описание какой – либо конкретной реальной ситуации. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.

Метод « кейс-стади» впервые  был применен в Гарвадском университете в 1924 году. В начале 1990-х годах из России начали посылать стажеров в западные бизнес-школы для обучения преподаванию этого метода.

Кейс-метод – довольно сложная многоаспектная технология обучения, которая  представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.

Он выступает как способ коллективного обучения, важнейшими составляющими которого являются работа в группах и подгруппах, взаимный обмен информацией.

Кейс-метод  можно рассматривать как синергетическую технологию.  Суть ее заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.

Кейс-метод  интегрирует в себя формы развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.

Данный метод представляет собой специфическую разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии процесс разрешения имеющейся проблемы осуществляется  посредством совместной  деятельности учащихся, тогда как в кейс-методе формирование проблемы и путей  ее решения происходит на основании кейса, который является одновременно и  техническим знанием, и источником  информации для осознания  вариантов эффективных действий.

Кейс-метод  концентрирует в себе значительные достижения технологии «  создания успеха». Для него характерна активизация  обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений участников.  Именно  ощущение успеха  выступает  одной из главных движущих сил метода, способствует формированию устойчивой позитивной мотивации  и наращиванию познавательной активности.

По отношению к другим технологиям обучения  кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания.  В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, дискуссии, игровые методы и др.

Необходимость внедрения кейс-метода в практику  образования обусловлена двумя тенденциями:

П е р в а я  вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации.

В т о р а я   обусловлена развитием требований к качествам личности специалиста, который помимо удовлетворения требованиям первой тенденции должен обладать также способностью адекватно вести себя в различных ситуациях, уметь системно и эффективно действовать в условиях кризиса.

Кейс-технологиия позволяет более успешно по сравнению с традиционной методикой обучения развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки  выполнения  сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа  непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы  принятия решения.  Этот метод  также способствует развитию технического мышления, умений свободно ориентироваться  в современном производстве, готовности  к плодотворной профессиональной деятельности, формированию таких качеств, как инициативность и самостоятельность.

Источники и этапы создания кейса

Кейс-метод  выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая  по иному думать и действовать, обновить свой творческий  потенциал.  При этом основными проблемами являются  широкая демократизация и модернизация  учебного процесса,  раскрепощение преподавателей,  формирование у них  прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации  педагогической деятельности
Технологическая  деятельность преподавателя при использовании кейс- метода включает два этапа.

Первый этап  представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется  за пределами аудитории и включает в себя  научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.

Хотя создание кейса имеет творческий , а  поэтому не полностью алгоритмизированный  характер, его все-таки можно представить в виде своеобразного технологического процесса, основными стадиями которого выступают:

- определение того раздела курса, которому посвящена ситуация;
- формулирование целей и задач;
- определение проблемной ситуации, формулировка проблемы;
- поиск необходимой информации;
- создание и описание ситуации.

Источниками формирования кейса  могут  служить

1.Фрагменты из публицистики и оперативная информация из СМИ  значительно актуализируют кейс, повышают интерес к нему со стороны обучающихся.
2. Научность и строгость кейсу придают  статистические данные.
3. Материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий и отчетов, посвященных той или иной проблеме.
4. Реальные события местной жизни также могут стать ценным источником ситуаций для кейса.
5. Неисчерпаемым кладезем для кейса  является  Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается  значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.

Все источники  информации для кейсов представляют собой продукты  человеческой деятельности. В них проявляются интересы людей, их субъективизм. В связи с этим ситуационное  упражнение, нацеленное на принятие решения, должно строиться  на реальных событиях, в центре которых  находиться лицо, принимающее решение.

Проблема  занимает исключительно важное место в кейс– методе. Поскольку  проблема представляет собой  форму существования и выражения противоречия  между уже назревшей  необходимостью в каких-то действиях и  недостаточными условиями для ее реализации, то формулировка проблемы предполагает  определение этого противоречия. При этом в самом кейсе проблема довольно часто присутствует в неявном, замаскированном виде, скрытом в многоплановости сюжета.

Следующим шагом в проектировании кейса является выбор конкретной ситуации, которая могла бы  выступить  в качестве носителя сформулированной проблемы.

Во-первых, при событийном подходе ситуация рассматривается как  некоторая совокупность событий, связанных  в целостность проблемой.

Во-вторых, если рассматривать ситуацию с точки зрения условий деятельности, то она представляется их комплексом, определяющим существование проблемы. Сущность ситуации в этом аспекте изучается теорией деятельности.

В-третьих, ситуация является сложным взаимодействием различного рода факторов, которые либо способствуют разрешению противоречия проблемы, либо препятствуют ему.

Примеры  из жизни являются хорошим средством  наглядного представления теоретических положений. Кроме того, они позволяют  проверить эти положения на основе собственного опыта.

Конкретные примеры лучше сохраняются в памяти, нежели абстрактная информация. Благодаря своему  активизирующему воздействию  они наиболее пригодны для индивидуальной работы или работы в малых группах, поскольку в их  обсуждениях могут принять участие даже  скромные « молчуны».

Таким образом,  конкретная ситуация  объединяет знания и практику,  требует от обучающихся активного интеллектуального и эмоционального участия в анализе и обсуждении, предполагает  нетрадиционную роль преподавателя.   «Продуктом»  обучения  с помощью  анализа конкретной ситуации  является человек,  способный использовать  абстрактные знания на практике.

У с л о в и я,  к о т о р ы е   н у ж н о  у ч и т ы в а т ь  п  р и  с о с т а в л е н и и  о п и с а н и я  к о н к р е т н о й  с и т у а ц и и ( К С)

- КС должна соответствовать  содержанию теоретического курса
- желательно, чтобы ситуация отражала реальный , а не вымышленный сюжет;
- следует вести разработку кейсов  на местном  материале и  «встраивать»  их в текущий  учебный процесс;
- ситуация должна отличаться  «драматизмом»  и проблемностью,  выразительно определять  сущность проблемы и  содержать необходимое и достаточное  количество информации;
- КС должна быть по силам обучающихся, но в то же время не очень простой;
- ситуация должна быть описана  интересно, простым и доходчивым языком;
- текст ситуационного упражнения не должен  содержать подсказок относительно решения поставленной проблемы;
- ситуация должна сопровождаться  четкими инструкциями  по работе с ней.

Вместо  подготовленных текстов можно использовать магнитофонные или видеозаписи,  газетные статьи,  официальные документы или их подборки, рассказы, содержащие описания производственных ситуаций. Ученики могут  предложить  и рассмотреть примеры из собственной практики.

При этом необходимо очень четко сформулировать задание, чтобы учащиеся не поддались желанию  пассивно  воспринимать информацию.

Однако хорошо подготовленного кейса мало  для эффективного проведения занятия. Необходимо еще подготовить методическое обеспечение  как для самостоятельной  работы  обучающихся, так и для проведения  предстоящего занятия.

Второй этап  работы включает в себя  деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и начинает дискуссию, поддерживает деловой  настрой в аудитории,  оценивает вклад учащихся  в анализ ситуации.

Часто бывает целесообразно до анализа кейса  в аудитории встретиться с  несколькими учениками перед занятием,  чтобы  рассмотреть с ними данные, сравнить анализы  и обсудить стратегии.  Это поможет усовершенствовать выбор  стратегий, а также исследовать и обогатить понимание  проблем данной  ситуационной  модели через восприятие  других людей.

Работа над ситуацией в аудитории

Работа с кейсом  представляется этапами:

1.Этап введения в кейс, постановки преподавателем основных вопросов.
Кейсы  могут быть розданы каждому обучающемуся за  день до занятия или на  самом занятии. На ознакомление выделяется 5-7 минут в зависимости от  сложности кейса.
Преподаватель начинает занятие с контроля знаний  знания обучающихся содержания кейса.
Далее участники задают руководителю вопросы  с целью уточнения ситуации и получения  дополнительной информации, которая фиксируется на доске для последующего обсуждения.

2.Анализ ситуации ( индивидуально или в малых группах)
Каждый из участников представляет свой вариант  решения в виде устного доклада ( регламент устанавливается). Если участников много, то группа разбивается на подгруппы, от каждой из которых выступает представитель.
После  деления на микрогруппы  дается определенное время для решения проблемы, подготовки и выступления ( 30-40 мин.).  Жесткое требование – укладываться в установленные сроки. Участники выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовятся к презентации.
Преподаватель, обходя группы и давая некоторые пояснения, должен избегать прямых консультаций. Необходимо представить обучающимся возможность использовать любую литературу, учебники, справочники.
При относительно однородном составе группы  ученики выбирают спикера самостоятельно, однако иногда полезно назначать спикера в самый последний момент «волевым решением» преподавателя.

3.Этап презентации решений по кейсам.
Презентация, или представление результатов анализа кейса и его составляющих, выступает очень важным аспектом кейс-метода. Умение публично представить интеллектуальный продукт, хорошо его прорекламировать, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять  под шквалом критики представляется очень ценным интегральным качеством будущего современного специалиста.
Представляют решение кейса от каждой группы 1-2 участника ( спикера). Время – до 10 – 15 мин.
С о в е т ы  п р е п о д а в а т е л ю:
- следует максимально поощрять использование плакатов, схем, графиков (которые группы должны подготовить на предыдущем этапе);
- необходимо побуждать членов группы дополнять высказывания своего спикера. Но если в качестве дополнения следует решение, отличное от решения спикера, то это означает, что группа не справилась с кейсом.
Участники задают выступающему вопросы, на которые он должен либо ответить, либо внести обоснованное возражение. Преподаватель лишь направляет дискуссию.
Каждый вариант решения фиксируется на отдельном листе бумаги ( для удобства работы и дальнейшего подведения итогов).

4.Этап общей дискуссии.
Как правило, во всех дискуссиях при обсуждении ситуационных упражнений формулируются четыре основных вопроса:

  1. Почему ситуация выглядит как дилемма?
  2. Кто принимал решения?
  3. Какие варианты решения он имел?
  4. Что ему надо было сделать?

Учитывая ответы на эти вопросы, преподаватели должны прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых хотели бы направить обсуждение. При этом нужно быть готовым к тому, что обучающиеся могут высказать точки зрения и решения, не предусмотренные заранее.
На этом этапе важно:
- на ограничивать время;
- дать возможность выступить каждому;
- заострить внимание выступающих на конкретных проблемах данного кейса;
- провести голосование «Чье решение было самым  удачным?».
Во время дискуссий следует избегать лишних споров, не допускать, чтобы лишь некоторые участники доминировали в обсуждении, намеренного ведения дискуссии  к тому решению, которое ведущий предпочел бы сам.

5.Этап подведения итогов, завершающего выступления преподавателя.
Продолжительность – 10-15 минут.
Преподаватель должен  «раскрыть  карты». Для кейсов, написанных на примере реальных конкретных ситуаций, это информация о том, как были решены проблемы, которые обсуждались учащимися или обосновать версию преподавателя.
Следует акцентировать внимание на том, что кейс  может иметь и другие решения, а затем выделить лучшие решения  и расставить акценты поощрительного характера ( рейтинг успеваемости).
Кейс-метод должен использоваться в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе с традиционными, поскольку последние предусматривают обязательное, нормативное знание.  Ситуативное же  обучение учит поиску и использованию знаний в условиях динамичной ситуации, развивать гибкость, динамичность мышления.

В кейс-методе  «мозговой штурм» применяется при возникновении у группы реальных затруднений  в осмыслении ситуации, представляется средством  повышения активности обучающихся, рассматривается не как инструмент поиска новых решений, хотя и такая его роль не исключена, а как своеобразный двигатель познавательной активности.

Моделирование  представляет собой специфический способ познания сложных объектов посредством некоторого их упрощения.

Метод моделирования – это построение и использование модели как некоторого представителя объекта, тождественного ему в существенных основных характеристиках.  Но модель проще оригинала, поэтому и появляется возможность ее изучения.

Деловая игра и кейс-метод являются принципиально родственными методами обучения, что создает благоприятные условия для их сочетания в процессе обучения. Представим  возможные варианты такого сочетания.

1. Деловая игра включается в описание кейса, решение которого предполагает предварительное проигрывание ситуации с целью получения дополнительной информации.
2. В деловую игру обязательно включена ситуация или даже несколько ситуаций. В процессе ее разыгрывания возникает необходимость описания ситуации, т.е. по сути дела применения  кейс- метода. Заранее подготовленный кейс можно использовать в качестве средства, способа введения участников в деловую игру. При этом его осмысление создает своеобразный интеллектуальный, проблемный фон деловой игры.

Дискуссия  занимает центральное место в кейс-методе.

1.При определении лимита времени следует учитывать характер темы. Более сложные темы могут  требовать большего времени на обсуждение, тогда как простые вопросы можно обсудить в течении нескольких минут.
2. Перед началом обсуждения следует переставить стулья, чтобы учащиеся  видели друг друга и им было удобно работать. Наилучшим вариантом считается расположение стульев в виде подковы или по кругу.
3. Помогите группе уточнить тему для обсуждения и выделите достаточно времени на ее исследование и изучение. Таким образом участники смогут формулировать идеи и планировать свои вопросы к ним.
4. Объясните ученикам, как готовиться к обсуждению, чтобы  дискуссионное время использовалось максимально эффективно.
5. Контролируйте, но не тормозите дискуссию. В зависимости от количества времени, которое имеется в вашем распоряжении, можно разрешить исследование вопроса с определенными отступлениями от темы.
6.Эффективно контролируйте поведение лидеров группы. Ими могут быть те, кто ощущает себя свободнее, или те, кто имеет более глубокие знания и опыт в сравнении с другими. Установите для них особый режим работы: например, предложите заранее подготовить вопрос или тезис, поручите вести дискуссию в группе или оценивать навыки ведения дискуссии других. Не тормозите сильных участников, но дайте им возможность научиться уважать и ценить взгляды  и вклад других.
7. Всегда делайте «аванс» для молчаливых участников, стимулируйте их высказывать свои взгляды. Намеренно спрашивайте их, что они думают по поводу обсуждаемого вопроса, или как бы они поступили в той или иной ситуации.
8. Объясните ситуацию там, где дискуссия окажется сложной или зайдет в тупик, но не навязывайте свои взгляды.
9. В благоприятный момент подведите итоги дискуссии. Предложите каждому участнику группы сформулировать короткий итог дискуссии или попросите одного двух участников представить свой вариант перед аудиторией.

Кейс –метод способствует более глубокому усвоению учебного материала, т.к. позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по той или иной теме, практический опыт обучающихся, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения и аргументировано высказать свою. Будучи формой интерактивного обучения, кейс-метод завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем игру, где они имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применить на практике теоретический материал, увидеть неоднозначность решения проблем, найти наиболее рациональное решение.

 

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации