Информационное письмо о включенных в Федеральный перечень 2012 – 2013 г. учебниках математики для 5 – 9 классов издательства  «Просвещение»

Представила:  Л.С. Селезнева, методист кафедры ДиЧМ
Дата: 19.12.11

 

Издательство « Просвещение информирует о том, что в 2011г. следующие учебники математики для  5 - 9 классов  прошли экспертизу  по ФГОС в РАН и РАО и в  соответствии с регламентом, принятом Министерством образования и науки РФ, включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ:

  1. Г.В. Дорофеев и др. Математика. 5 класс ( выход март 2012)
  2. Г.В. Дорофеев и др. Математика. 6 класс ( выход  декабрь 2012)
  3. С.М. Никольский и др. Математика. 5 класс ( выход январь 2012)
  4. С.М. Никольский и др. Математика. 6 класс ( выход  февраль 2012)
  5. Ю.М. Колягин и др. Алгебра. 7 класс ( выход февраль 2012)
  6. Ю.М. Колягин и др. Алгебра. 8 класс ( выход  январь 2013)
  7.  Ю.М. Колягин и др. Алгебра. 9 класс ( выход  октябрь 2013)
  8.  Ю.Н. Макарычев и др. Алгебра. 7 класс ( выход февраль 2012) 
  9.  Ю.Н. Макарычев и др. Алгебра. 8 класс ( выход  ноябрь  2012) 
  10.  Ю.Н. Макарычев и др. Алгебра. 9 класс ( выход  ноябрь  2013) 
  11.  А.Д. Александров и др. Геометрия. 7 класс ( выход март 2012)
  12. А.Д. Александров и др. Геометрия. 8  класс ( выход  ноябрь 2012)
  13. А.Д. Александров и др. Геометрия. 9  класс ( выход  ноябрь  2013)
  14. Л.С. Атанасян и др. геометрия. 7-9 классы ( выход  ноябрь 2012
  15.  В.Ф. Бутузов и др.  Геометрия. 7 класс ( выход  февраль 2012)
  16. В.Ф. Бутузов и др.   Геометрия. 8  класс ( выход  март  2012)
  17. В.Ф. Бутузов и др и др. Геометрия. 9  класс ( выход  Январь  2013)
  18.  А.Г.Погорелов. Геометрия. 7 – 9 классы ( выход ноябрь 2012 )

Доработанное математическое содержание всех учебников позволяет достичь планируемых результатов обучения, предусмотренных ФГОС. Кроме того, в соответствии с ФГОС в учебники внесены следующие структурные  изменения:

 

Г.В.Дорофеев и др. Математика 5 – 6 классы.

Все содержание учебников разбито на главы. Каждая глава открывается небольшим введением, которое вводит учащихся в круг рассматриваемых вопросов, создает определенную мотивацию. Объяснительный текст пункта разбивается на законченные смысловые фрагменты вопросами и заданиями, которые позволяют проверить, понято ли прочитанное, акцентировать внимание на главном; их задача – организовать работу учащихся с учебным текстом.

Основные упражнения к пункту разбиты на группы А ( базовый уровень) и  Б ( более высокие уровни); диапазон сложности  заданий широк и достаточен для работы с учащимися, имеющими разные уровни подготовки. Ряд заданий снабжен « указателями», которые выделяют в системе упражнений сквозные рубрики, например, наблюдаем, рассуждаем, работаем с символами, ищем закономерность, действуем по алгоритму, практическая ситуация, верно или неверно и др. Это позволяет ученику стать активным субъектом учения в плане освоения универсальных учебных действий.  К некоторым упражнениям даются советы, подсказки, указания, образцы решений, что помогает включению ученика  в учебную работу. Кроме того, в конце каждого пункта помещены задачи для повторения, обозначенные буквой П.

Заключительный структурный элемент каждой главы – фрагмент « Чему вы научились», который позволяет учащемуся проверить, насколько он овладел обязательными знаниями и умениями, и оценить зону своего актуального развития. С целью воспитания  культуры работы с книгой, обучению поиску необходимой информации в конце учебника дается предметный указатель.

Учебники выходят в новом современном оформлении, многокрасочные, с большим иллюстративным рядом. Издание других доработанных пособий УМК будет осуществлено в 2012 – 2013гг. Книги для учителя будут также размещены на сайт издательства, прежние издания тоже можно использовать.

 

С.М. Никольский и др. Математика. 5 и 6 классы

В начале каждого учебника  приводится вступительная статья авторов, в которой рассказывается о происхождении науки арифметики, о цели ее изучения и роли математики и арифметики в практической деятельности  людей.  В статье говориться также о структуре учебника и о правилах работы с ним. Перед каждой главой имеется преамбула, задающая цель работы с новым материалом. В этих небольших вводных текстах рассказывается о новых понятиях, раскрывающих в данной главе, об их связи с пройденным ранее материалом и с материалом других школьных предметов.

В каждом пункте учебников после теоретического материала имеются вопросы для самоконтроля  в виде упражнений для устной работы, выделенных специальными значками. Также специальными значками отмечены задания на построение, задания повышенной трудности и старинные задачи, играющие большую роль в ознакомлении учащихся с бытом разных народов,  единицами измерения различных величин.

В задачный материал включены новые по форме задания под рубриками  ищем информацию, доказываем,  придумываем задачи, исследуем вместе, которые помогают ученикам ориентироваться в способах деятельности. Задания рубрики ищем информацию  на поиск информации в справочной, учебной литературе и в Интернете способствуют развитию мотивов познавательной деятельности учащихся. Выделение в задачном материале  рубрик  исследуем  и придумываем задачи  предполагает учебно – исследовательскую и творческую деятельность ученитков.

Учебники выходят в новом современном оформлении, многокрасочные. Доработанные книги для учителя будут выходить в 2012-2013 гг., а также будут размещены на сайте издательства. Другие пособия УМК используются без изменений, кроме рабочей тетради для 5 класса, которая выйдет в мае 2012г.

 

Ю.М.Колягин и др. Алгебра 7, 8 и 9 классы

Данные учебники являются переработанными вариантами учебников Ш.А. Алимова и др. При переработке учебников добавлены новые разделы и рубрики.

Перед каждой главой дана рубрика  «вступление к главе», из нее учащиеся узнают с какими новыми понятиями они познакомятся, и с какой целью их стоит изучать. В начале каждого параграфа коротко даются основные понятия, правила и алгоритмы, которые изучат учащиеся. Перед основным текстом  параграфа расположена рубрика  «нужно вспомнить» содержащая перечень изученных понятий и правил для актуализации знаний учащихся.

После основного  текста параграфа расположены группы упражнений: устные вопросы и задания позволяют  закрепить теоретические знания изученного параграфа,  вводные упражнения  позволяют учащимся актуализировать знания для выполнения упражнений из раздела  упражнения, Которые разделены на три уровня сложности. В конце глав приведены рубрики « упражнения к главе, старинные задачи, практические и прикладные задачи и проверь себя»  на трех уровнях сложности.

Разъяснение сложных теоретических вопросов осуществляется в форме диалогов учащихся Тема и Светы с Профессором в рубриках:  диалоги о важном, которые позволяют формировать у школьников: интеллектуальную честность, культуру речи, самокритичность, толерантность, вариативность и критичность  мышления.

Логическим заключением каждой главы служат разделы « итог изучения главы и темы исследовательских работ». Их содержание позволяет учащимся самостоятельно обобщить свои знания, а также расширить и углубить их за счет проведения исследовательской работы на предложенную тему.

Книги для учителя будут издаваться вместе с учебником.  Другие пособия УМК Алимова будут переиздаваться без изменений к УМК Колягина.

 

Ю.Н. Макарычев и др. Алгебра 7, 8 и 9 классы.

Учебники начинаются с небольшого предисловия, в котором авторы задают цели изучения алгебры и раскрывают практическое применение формируемых знаний и умений, что способствует выработке интереса к данному учебному предмету и ответственного отношения к его изучению.

Перед каждой главой учебников добавлены небольшие вводные тексты. Из них учащиеся узнают, какой новый материал им предстоит изучить в данной главе, как этот материал связан с изученным ранее и чем поможет при изучении следующих тем.

В учебнике усилена прикладная направленность курса. В задачный материал включены новые по форме задания: задания для работы в парах и задачи – исследования.

Задания для работы в парах нацеливают учащихся на совместное обсуждение условия задачи, составление плана ее решения, распределение работы между членами пары, взаимную проверку правильности выполнения задания и исправление обнаруженных ошибок.

Задачи – исследования направлены на совместную работу учащихся под руководством учителя. В ходе их выполнения формируется умение учащихся прислушиваться к мнению других людей, вести поиск путей решения задачи под руководством учителя в контакте с одноклассниками, делать выводы и обобщения.

При выполнении заданий указанных типов возникает взаимодействие с одноклассниками и учителем, при котором вырабатывается умение учащихся сформулировать свои мысли, аргументировать собственную позицию, критически оценивать мнение других учащихся. В конце каждого учебника приводиться список литературы, дополняющий его.

Пособия УМК используются без изменений.

 

А.Д. Александров и др. Геометрия. 7,8 и 9 классы.

В учебники  включен стереометрический материал и таким образом осуществляется преемственность с курсом « Наглядная геометрия» для 5 -6 классов, предусмотренным ФГОС.

Учебники содержат  справки словесника, в которых даются объяснения геометрических терминов, комментарии с историческими справками,  вопросы для самоконтроля, которые формируют такие общеучебных познавательные  универсальные действия как: поиск и выделение необходимой информации, рефлексия способов и условий деятельности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Каждый учебник завершается краткими  итогами с обзором его важнейшего содержания. Кроме того, в конце учебников приводиться список  дополнительной литературы, включающий научно-популярные и познавательные книги по материалу, рассмотренному в учебниках, а также ссылки на сайты в Интернете.

Богатый задачный материал сгруппирован в 17 рубрик ( например: разбираемся в решении, смотрим, рисуем, планируем, исследуем, применяем геометрию)  по видам деятельности и позволяет формировать различные универсальные учебные действия. Рубрика « применяем компьютер» рассчитан на работу с компьютерной средой  « Живая математика».  К учебнику геометрии 9 класса  в Интернете по адресу : http://school-collektion.edu.ru/   представлен инновационный учебно-методический комплекс « Геометрия. Динамическая геометрия. 9класс».

К данному УМК подготовлена книга для учителя, дидактические материалы, которые будут размещаться на сайте издательства «Просвещение» www.prosv.ru   одновременно с выходом учебников.

 

Л.С. Атанасян и др. Геометрия. 7-9 классы

Учебник открывается предисловием – обращением к учащимся, в котором авторы знакомят их со значением слова « геометрия», историей возникновения этой науки, ее структурой, рассказывают о принятой в учебнике системе задач и том, как работать с учебником.

Система задач в учебнике является трехступенчатой. Первая ступень – это основные задачи и вопросы к каждому параграфу, затрагивающие  как тему данного параграфа, так и ее связь с предыдущими темами. Вторая ступень – дополнительные задачи к каждой главе, среди которых имеются более трудные, чем основные. Эти задачи могут быть использованы учителем как для всего класса, так и для отдельных учеников. И, наконец, третья ступень – задачи повышенной трудности по каждому классу.  Они дают возможность учителю организовать индивидуальную работу с учащимися, проявляющими особый интерес к геометрии, развить и повысить этот интерес. Специальным знаком отмечены задачи, имеющие электронное сопровождение ( в  наборе ЦОР к данному учебнику по адресу  http://school-collection.edu.ru/).

Добавлены новые разделы: исследовательские задачи, темы рефератов, список рекомендуемой литературы. Каждая глава начинается с преамбулы, в которой  дается не только ее краткое содержание, но и мотивация к изучению данной темы. Учебник издается в новом формате, с более разнообразным иллюстративным рядом.
Входящие  в данный УМК рабочие тетради, дидактические материалы, книга для учителя, тематические тесты и вышедшее в 2011 г. «Самостоятельные и контрольные работы» автора М.А. Иченской соответствуют доработанному учебнику.

 

В.Ф. Бутузов и др. Геометрия. 7, 8 и 9 классы

Авторский коллектив под руководством академика В.А. Садовничего подготовил новый УМК по геометрии, в котором основные геометрические понятия вводятся на  основе наглядных представлений, что делает учебник доступным для самостоятельного изучения  школьниками.

Преамбулы к главам призваны вызвать интерес у  учащихся к изучению главы и показать для чего ее надо изучать. Доказательства теорем хорошо иллюстрированы, рисунки снабжены подписями, помогающими ученику разобраться в доказательстве теоремы. Наряду с рисунками имеются слайды, показывающие реальные прообразы тех или иных геометрических понятий. Для многих терминов объяснено их происхождение.

Задачи систематизированы и тщательно продуманы. После параграфов  предлагаются основные задачи ( нечетные номера для работы в классе, четные – дома). В номере сгруппированы задачи, относящиеся к одной теме и расположенные в порядке возрастания сложности. После каждой главы имеются  дополнительные задачи, а в конце учебника  - задачи повышенной сложности, а в конце учебника – задачи повышенной трудности. Они позволяют организовать индивидуальную работу с учениками, проявляющими интерес к геометрии, развить и повысить этот интерес.

В конце учебников даны практические задачи,  показывающие, как геометрия и ее методы могут использоваться в жизни, проектные задачи, выполнение которых предполагает использование компьютера, и исследовательские задачи, нацеленные на развитие  творческих способностей. Учебники снабжены исторической справкой, содержат темы рефератов и докладов и список литературы для учащихся, проявляющих интерес к геометрии.

Вышедшие книги для учителя и дидактические материалы перерабатываться не будут. Планируется выход тематических тестов и рабочих тетрадей в 2013 году.

 

А.В. Погорелов. Геометрия. 7-9 классы

Доработанный вариант учебника иллюстрирован не только чертежами, но и большим количеством фотографий реальных объектов, что позволяет увидеть геометрию в окружающем мире, и показать как геометрия и ее методы могут использоваться в жизни.

Усилена прикладная направленность курса и в задачах. Кроме того, вставлен пункт « Геометрические преобразования на практике».

Для воспитания культуры работы с книгой, обучению поиску необходимой информации  в конце учебника дается предметный указатель, а все термины из предметного указателя  выделены по тексту учебника цветной чертой.

В конце учебников приводиться список дополнительной литературы, включающий научно-популярные и познавательные книги по материалу, рассмотренному в учебниках, а также ссылки на сайты в Интернете.
Входящие в УМК рабочие тетради, дидактические материалы, тематические тексты соответствуют доработанному учебнику. Доработанную книгу для учителя планируется издать в 2013 году.

Учебники С.М. Никольского и др. Алгебра 7,8 и 9 классы и учебники Г.В. Дорофеева и др. Алгебра 7,8 и 9 классы на экспертизу не отправлялись. Доработанные варианты будут отправлены в 2012 году и включены в следующий перечень

 

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации