Возможности социально-психологического тренинга общения
в формировании положительной Я-концепции личности старшеклассника
(обобщение опыта работы по проведению тренинга общения для старшеклассников)
автор:
ФранцузоваЛюдмила Александровна
(для педагогов - психологов,
а также педагогов, имеющих высокую психолого-педагогическую подготовку
)
Выполнила: зав УМК коррекционно-развивающего обучения Маркова С.А.
Дата выполнения: 10.11.03

I. Сведения о педагоге-психологе

Французова Людмила Александровна – педагог-психолог высшей категории средней общеобразовательной школы №71. Работает в данной должности 10 лет. Общий педагогический стаж Людмилы Александровны составляет 23 года. Последние три года Французова Л.А. активно работает над проблемой : Возможности социально-психологического тренинга общения в формировании положительной Я-концепции личности старшеклассника.

ll. Теоретическое обоснование опыта

Развитие личности – это становление самосознания ребенка, позитивной Я-концепции. Возможность реализовать свои способности, эффективно использовать свои ресурсы, связанные с определенной формой самосознания, которую К.Роджерс назвал позитивной Я-концепцией.

В своей работе психологу часто приходится сталкиваться с проблемой сложного протекания процесса адаптации старшеклассников. Анализируя ситуацию, Людмила Александровна пришла к выводу, что одна из причин – это низкая внутренняя активность и отрицательная Я-концепция личности старшеклассника. Стремление к коррекции внутренней активности личности и формирование позитивной Я-концепции привело к модификации социально-психологического тренинга общения.

Тренинг является наиболее эффективной формой обучения, он существенно ускоряет и облегчает процесс осознания себя, ценностных ориентаций, снятия внутренних конфликтов и напряжений, развития навыков рефлексии, нахождения способов личностного развития. Тренинг способствует форсированной оптимизации полноценного, продуктивного взаимодействия в практической деятельности и межличностных отношениях, создает возможности для более полного самопознания, самоопределения исамосоверщенствования.

Изучая проблему, убедились, что формирование самосознания и положительной Я-концепции, является ключевым в формировании и развитии личности.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость и необходимость ее решения определили выбор темы исследования: «Возможности социально- психологического тренингаобщения в формировании положительной Я-концепции личности старшеклассника».

Объектом исследования является формирование Я-концепции личности старшеклассника. Предметом исследования является влияние социально-психологического тренинга общения на формирование положительной Я-концепции личности старшеклассника.

Цель исследования: модификация программы социально-психологического тренинга, позволяющая эффективно формировать позитивную Я-концепцию личности старшеклассника.

Задачи исследования: рассмотреть теорию Я-концепции с точки зрения отечественных и зарубежных ученых; определить влияние некоторых интегральных качеств личности на развитие Я-концепции; разработать прогамму диагностики и коррекции Я-концепции личности старшеклассника в условиях социально- психологического тренинга общения.

Гипотеза исследования: было предположено, что если целенаправленно организовать групповые тренинговые занятия, то существенно ускоряется и становится более эффективным процесс формирования позитивной Я-концепции; существует зависимость между некоторыми интегральными особенностями личности (самооценка, уверенность в себе, уровень притязаний на признание) и формированием Я-концепции личности.

Методологической базой исследований являются научные концепции личности и ее развития, концепции формирования самосознания.

Теоретической базой исследований явились работы, рассматривающие закономерности становления Я-концепции личности (Р.Бернс, Э.Фромм, Э.Эриксон, З.Фрейд, Л.С.Выготский, Я.Колберг); групповая психотерапия (К.Рудестам, Е. Мелибруда, А.Б. Добрович, Т.А.Ковалев); основы технологии группового тренинга (И.Вачков, А.С.Прутченков, Н.И.Козлов).

В процессе работы был использован комплекс методов исследования с целью подтверждения выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, включающий: теоретический анализ литературы по проблемам изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта, системно-структурный и факторный анализ, интервью, анкетирование, наблюдение, беседы.

Использовался апробированный и валидный психологический инструментарий: методика самооценки Рубинштейна С.Я.и Дембо Т.В., ДМО - автор Л.Собчик, тест уверенности в себе Рейзаса, САН, тест СПСК.

Новизна и теоретическая значимость состоит в том, что: за счет определенной поэтапности тренинговых занятий и нового порядка упражнений более эффективно формируется положительная Я-концепция личности.

III. Технологические процедуры в границах данного опыта

Существуют два основных направления деятельности ведущего в группе: работа с личностью и работа с группой.

Работа с «Я» (как совокупностью представлений человека о самом себе) начинается с первой встречи группы. Все более глубокое осознание себя, осмысливание своих особенностей, проявляющихся в общении, является и сутью и эффектом социально-психологического тренинга.

Понимание своего «Я» может происходить на нескольких уровнях:

· осознание участником того, как он воспринимается другими, каким он представляется в межличностных ситуациях (каким меня видят другие?);

· осознание собственных стратегий и тактик, применяемых в общении длительное время (каким я воспринимаю себя?);

· осознание мотивов, лежащих в основе того или иного стиля поведения (почему я общаюсь именно так?);

· понимание человеком того, как на протяжении его жизни складывались присущие ему способы поведения (каковы глубинные причины, лежащие в основе моего поведения?).

Такая поэтапность в понимании своего «Я» лежит в основе построения программы тренинга.

Работа с «Я» участников ведется в течение всего тренинга. Все упражнения тем или иным образом направлены на осмысление своих особенностей. Сначала участники изменяют фактическую информацию о себе и своих сильных и слабых сторонах. Затем участники могут быть откровенны, затрагивая такие темы, как внутренние позиции, отношения, планы на будущее.

Выражая личностно значимые мысли и чувства, получая обратную связь, члены группы имеют возможность исследовать себя как бы со стороны. Способами роста осознания себя являются: освоение рефлексии, понимания, эмпатии и др. Для того, чтобы члены группы смогли начать глубоко анализировать себя, они должны быть уверены в том, что группа их принимает, понимает и окажет поддержку. Поэтому необходимо работать по развитию группы.

На сплочение группы влияет совместная деятельность по решению задач, личностно значимых для участников. Работа над совершенствованием своих способов общения, над улучшением самовоспитания в тренинге объединяет участников. В сплоченной группе участники открыто разбирают конфликты. Группа нуждается в конфронтации, конфликтах, взаимной критике, которая приводит к изменениям в поведении и позициях участников группы. Конфронтация дает результаты, если атмосфера в группе носит доверительный характер и участники открыты для обратной связи.

Можно выделить три фазы развития группы:

1. Фаза ориентации и зависимости.

2. Фаза конфликта.

3. Фаза сотрудничества и целенаправленной деятельности.

Основными функциями ведущего в социально-психологическом тренинге:

1. Руководящая функция. В тренинге ведущий задает программу обучения, правила, цели работы, осуществляет методическое обеспечение занятий.

2. Экспертная функция – заключается в помощи участникам объективно оценить свое поведение, увидеть, как оно действует на других.

3. Аналитическая функция – обобщение и комментарий происходящего в группе.

4. Посредническая функция – организация групповых процессов.

IV. Методический инструментарий опыта

Групповая дискуссия – способ организации общения, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устранить эмоциональную предвзятость. Метод позволяет обучить анализу реальных ситуаций, прививает умение слушать и взаимодействовать с другими участниками, показывает многозначность возможного решения большинства проблем.

Можно выделить три типа ориентации групповых дискуссий:

a. биографическая ориентация;

b. тематическая ориентация;

c. ориентация на взаимодействие.

Для активизации участников групповой дискуссии можно использовать процедуры: высказывание по кругу, метод эстафеты – каждый передает слово тому, кому считает нужным, высказывание за определенный промежуток времени (например, каждому дается 10-15 секунд).

Анализ ситуаций – стимулирует обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы. Используются ситуации двух видов:

· «здесь и теперь» - что и почему произошло в группе или с ее отдельными участниками;

· «там и тогда» - случаи из личной жизни, имеющие значимость для участников или группы.

Ролевая игра – метод, суть которого заключается в «разыгрывании ролей». Участники играют роли, позволяющие им полностью выражать свои реальные чувства и мысли. Осознание приводит к действию, а его выполнение приводит к расширению осознания самого себя.

Психодрама – цели метода: устранение неадекватных эмоциональных реакций, отработка умений социальной перцепции, углубленное самопознание.

Психодраматические приемы:

a. Монолог – высказывание своего истинного отношения к происходящему.

b. Исполнение собственной роли.

c. Обмен ролями.

d. Зеркало.

Информирование- проводится через раскрытие в доступной форме психологических понятий и их обсуждение (например: эмпатия, защитное поведение, обратная связь и др.), через описание случаев из собственной практики, анализ материала, возникающего «здесь и теперь». Тренировка эффективного поведения состоит из следующих этапов:

· определение поведения, которое нуждается в тренинге;

· инструктаж и обучение участника эффективному поведению;

· повторение поведения;

· моделирование желательного поведения;

· получение желательной информации о поведении участника вне группы.

Проективное рисование – вспомогательный метод групповой работы, дающий основание для диагностики и интерпретации затруднений в общении.

Приемы, использованные в проективном рисовании:

· свободное рисование – каждый рисует то, что хочет;

· тематическое рисование – все рисуют на тему, выбранную групповой или предложенный ведущим;

· дополнительное рисование – рисунок посылается по кругу, один начинает рисовать, другой продолжает;

· совместное рисование – несколько человек или вся группа рисует что-то на одном листе;

· разговорное рисование – члены группы работают с выбранным партнером в паре. У каждой пары 1 лист бумаги, и они общаются на нем с помощью образов, линий и красок.

Психогимнастика – вспомогательный метод работы в группе, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика может обеспечить следующие цели:

· диагностическую – в пантомиме проявляются слабости, нарушения в поведении, скрытые импульсы и позиции участников;

· коррекционную – психогимнастика служит формированию определенных навыков и типов поведения, помогает корректировать неадекватные эиоции и дает материал для интерпретации и установления обратной связи;

· социометрическую – дает информацию о взаимоотношениях в группе и положении в ней отдельных участников.

Можно разделить темы для психогимнастики на 4 сферы:

a. Привычные жизненные ситуации.

b. Группа общечеловеческих конфликтов.

c. Группа специфических проблем отделдьных участников.

d. Интерперсональные отношения.

Музыкотерапия – благодаря этому методу между участниками возникает взаимопонимание и доверие, интенсифицируется групповая динамика. Музыка может снять напряжение и усталость у участников.

Диагностические процедуры – используются в тренинге:

· для отбора участников в группу;

· как средство самопонимания и самораскрытия;

· как средство получения психологической информации о себе.

Домашняя работа - ведение дневниковых записей, благодаря чему опыт, получаемый в группе, анализируется и осмысляется дома.

V. Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данном опыте

Группы учащихся, в которых проводятся тренинговые занятия, имеют стойкие положительные результаты – повышается уровень самооценки, уровень притязаний, отмечается рост успеваемости, значительно повышается уровень функциональных состояний (САН). При сравнении результатов учебной деятельности испытуемых до занятий и после отмечается рост успеваемости. Взаимоотношения у испытуемых стали более конструктивными. Учащиеся эффективно используют полученные на занятиях навыки, умения – это еще раз доказывает влияние положительной Я-концепции на эффективность деятельности, успех.

VI. Культура освоения технологии патронатного воспитания

Данный опыт может быть использован в работе со старшеклассниками педагогами-психологами, а также педагогами, имеющими высокую психолого-педагогическую подготовку. Программа работает при соблюдении предложенных этапов тренинговой работы, структуры тренинговых занятий, стратегической линии программы и гуманистической позиции ведущего, направленной на осознание участниками себя, ценностных ориентаций, роста личности, утверждения потребностей в самоактуализации.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации