Патронат как одна из новых форм устройства детей в семью
(обобщение опыта работы по организации патронатного воспитания)
автор - Параскива Наталья Васильевна,
директор Кирсановского детского дома.
Для педагогов – специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в детских домах и школах-интернатах

Представила: Маркова С.А., зав. УМК коррекционно-развивающего обучения
Дата: 06.10.03

I.                   Сведения о педагоге.

 

Параскива Наталья Васильевна – директор Кирсановского детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей..

Параскива Н.В. является работает в данной должности 5 лет.  Общий педагогический стаж Натальи Васильевны составляет 29 лет, 24 из них она проработала учителем русского языка и литературы.  Последние три года коллектив Кирсановского детского дома, возглавляемый Параскивой Н.В.  активно работает над  проблемой патронатного воспитания и считает данную форму устройства детей  в семью актуальной и  эффективной.

 

ll.                  Теоретическое обоснование опыта

 

В «Концепции предупреждения социального сиротства и развития ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отмечается, что существующая система учреждений для дете-сирот не решает в полной мере задачу по социальной адаптации выпускников интернатных учреждений. Даже более того, недостаточеые контакты в социально-культурной сфере усугубляют социальную депривацию, снижают степнь готовности воспитанников к вступлению в самостоятельную жизнь.  Система Российских сиротских учреждений , по мнению специалистов, является резервацией, не позволяющей детям научиться жить в сложном мире отношений, жить нормальной человеческой жизнью, быть к ней адаптированными.

 По мнению Розмари Мак- Крири , дети в сиротских учреждениях теряют половину своего потенциала. Сейчас уже ни для кого не секрет, что 10-20 % выпускников российских детских домов смогут стать полноценными членами общества, большая же часть обязательно вернется в госучреждения, только в новом качестве: в психиатрические лечебницы, в тюрьмы и т.д. Старая детдомовская система изжила  себя.  Единственная альтернатива – воспитание детей, оставшихся без попечения, и сирот в приемных семьях разных типов.

  Теоретическую базу данного опыта составляет «Закон Оренбургской области о патронатном воспитании.» и  «Разработка и практическая апробация технологии работы службы по устройству детей на воспитание в семьи патронатных воспитателей» Бухмана Е.В.

 .Новизна опыта заключается в том, что форма патронатного устройства расширяет круг детей, которые могут расти и воспитываться в семье, а не в детском учреждении; выполняет предварительный профессиональный отбор и подготовку граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью; оказывает профессиональное сопровождение семьи после принятия ребенка.

Ведущая педагогическая идея опыта - дойти до сути окружающей действительности и изменить ее к  лучшему. Только через  семью, через постижение семейных ценностей ребенок может стать сыном своего Отечества, дочерью своего Рода.

Цель:

- помочь ребенку в настоящем, и тем самым повлиять на его будущее;

- обеспечить право ребенка жить и воспитываться в семье.

Достижение этой цели возможно через решение главной задачи: найти патронатную семью для ребенка, добиться того, чтобы он в ней прижился.

II.                 Технологические процедуры в границах данного опыта

 

  Многие не лишены стереотипов, что коллективная работа, форма воспитания в госучреждении – наиболее эффективна. Общество боится честно разделить ответственность между «родными родителями», «исполняющими профессиональный долг» и государством. Во- вторых, созданная система государственных учреждений для детей-сирот обладает немалым консерватизмом.

Главной особенностью патронатной семьи является соединение 2-ух начал: государственного (органы опеки и попечительства) и личностного семейного, которые олицетворяют собой сами патронатные воспитатели и вся инфраструктура патронатной семьи.

Патронатная семья, обеспечивая индивидуальный подход, заботу, социальную адаптацию , дает ребенку то, что называется «нормальной жизнью», в то время как решение социальных и житейских проблем остается за государством. Такое   «разделение труда» позволяет взять лучшее из наработанного каждой из этих сфер и свести к минимуму неизбежные издержки.

При этом главная ответственность за ребенка, переданного на воспитание патронатным воспитателям, возложена на государство.

 Многие патронатные родители рассматривают патронатный вариант как альтернативу усыновления и опеке. С одной стороны, ребенок, живя в семье, имеет все льготы детдомовца – например, государство должно предоставить ему квартиру после совершеннолетия, с другой, патронатные родители уверены, что их не оставят наедине с проблемой, если возникнут какие-то сложности.  Помогут с консультацией психолога и врача, в случае чего – защитят права ребенка в суде.

Желающие взять ребенка знакомятся с детьми не сразу. Кандидатов в родители готовят несколько месяцев. С ними работают психологи, педагоги, социальные работники и педиатры. Знакомят с прошлым ребенка, обсуждают возможные трудности. Все должно быть без тайн. Люди часто думают, что берут ребенка себе, на самом деле – это чей-то ребенок. Он продолжает любить своих родных, может вернуться к ним, если захочет.

При любом виде патронатного воспитания всегда присутствуют 2 основные функции патронатного воспитания: родительская и профессиональная. С одной стороны патронатный воспитатель выполняет родительскую функцию по отношению к ребенку, вне зависимости  от  срока размещения ребенка в его семье. Как родитель он любит ребенка, испытывает к нему привязанность, связывает с ним свою судьбу. С другой стороны, патронатный воспитатель является профессионалом. Он использует специальные навыки, является членом коллектива профессионалов, выполняет поставленные перед ним задачи.

Технология работы службы в Кирсановском детском  доме была разработана на основе опыта работы детского дома №19 г. Москвы. В настоящее  время она состоит из следующих этапов:

- информационная компания;

- телефонные переговоры;

- информационная встреча;

- индивидуальное интервью;

- психологический тренинг;

- посещение семьи;

- планирование помещения ребенка в семью;

- знакомство с ребенком;

- заключение контракта.

III.                Методический инструментарий опыта.

 

 Определение критериев отбора патронатных воспитателей во многом зависит от целей и задач работы службы. Необходимо понять, что важнее, устроить как можно скорее, как можно большее количество детей или минимизировать риск неудачного устройства. В зависимости от целей критерии отбора могут существенно различаться.

Очень важно выяснить мотивацию кандидатов в патронатные воспитатели.

Исходя из имеющегося опыта, мотивы можно разделить на 3 группы:

1.                                     желание изменить структуру семьи (отсутствие собственных детей, желание иметь больше детей, желание изменить половозрастной состав семьи, синдром «пустого гнезда»);

2.                                     самореализация (желание любить кого-то, профессиональная самореализация, экзистенциальные мотивы);

3.                                     общегуманистические мотивы помощи (желание помочь обездоленному ребенку, изменить несправедливое устройство общества и т.д.)

На всех этапах подготовки патронатных воспитателей сотрудники службы решают следующие задачи:

- наблюдение, оценка, отбор кандидатов;

- образование и укрепление доверительных отношений с кандидатами;

- информирование кандидатов о системе патронатного воспитания;

- участие в профессиональной подготовке кандидатов;

- помощь в принятии кандидатом осознанного решения в реальной оценке своих возможностей как патронатного воспитателя;

- психологическая поддержка кандидата в процессе принятия им решения;

- выполнение запроса на подбор семьи для конкретного ребенка.

Идея патронатного воспитания является новой для нашей страны и нуждается в разъяснении. Поэтому работа по привлечению патронатных воспитателей начинается с доведения идей патронатного воспитания до общественного сознания. Для этого детский дом регулярно проводит информационные компании.

Психологический тренинг – наиболее важная часть подготовки патронатных воспитателей. Это наиболее эффективная возможность кандидатов осознать свои ресурсы, принять взвешенное решение, подготовить себя и членов своей семьи к проблемам, которые могут возникнуть после принятия ребенка. Тренинг дает возможность психологически подготовиться к выполнению работы воспитателя. Тренинг состоит из 8 занятий по 3- 3,5 часов каждое.

Обследование семьи – это необходимый этап подготовки, который не может быть пропущен. На этом этапе социальные работники посещают семью кандидата и наблюдают взаимодействие между членами семьи в естественной обстановке. Время, требующееся для обследования семьи от 3 до 8 часов. Основное условие при посещениях – необходимость присутствия всех членов семьи кандидата, проживающих вместе с ним, и индивидуальная беседа с каждым из них.

После подписания договора начинается совместная работа с семьей и ребенком, как системой. Патронатный воспитатель становится полноправным членом коллектива детского дома. С этого момента он взаимодействует не столько со службой по устройству в семью, сколько со специалистами, работающими с его патронатным ребенком. Все эти специалисты совместно обеспечивают профессиональное сопровождение семьи. Детский социальный работник, курирующий ребенка, регулярно посещает семью. Он отслеживает  выполнение индивидуального плана развития ребенка. Он поддерживает постоянный контакт с ребенком и способен выявить проблемы ребенка на ранней стадии. В случае необходимости он направляет ребенка на консультацию к детскому психологу.

Детский психолог продолжает проведение плановой психологической работы с ребенком.

Кроме того, в кризисных ситуациях , он оказывает экстренную помощь семье и ребенку, проводит  профилактику подобных ситуаций.

Социальный работник службы по  устройству в  семью продолжает поддерживать контакты с патронатным воспитателем для оказания ему психологической поддержки. Задачи «взрослого» социального работника – поддерживать позитивный настрой патронатного воспитателя, вовремя выявить проблемы членов семьи. В случае необходимости социальный работник направляет патронатного воспитателя на консультацию к «взрослому» психологу.

Работа в команде, профессиональное сопровождение, взаимопомощь и поддержка – это явное преимущество системы патронатного воспитания перед другими формами устройства ребенка на воспитание в  семью.

 

IV.                Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данном опыте

 

За  6  лет работы патронатной службы г. Москвы в семьи патронатных воспитателей устроено 150  детей.

 В Оренбуржье пока создано 7 семей, в которых воспитываются и живут 11 детей. Разработанная модель апробируется в 12 российских регионах. В Оренбургской области до 2003 г. по этой модели работало 2 детских дома, с 1 февраля начали работу еще 2 территории. Прогнозируется сокращение детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, и  закрытие части учреждений, сократится преступность, т.к. эти дети будут социализированы и адаптированы в обществе.

Форма патронатного устройства расширяет круг детей, которые могут расти и воспитываться в семье, а не в детском учреждении.

Экономия бюджетных средств в патронатном детском доме, по сравнению с обычным, составляет около 35%.

 

 

V.                  Культура освоения технологии патронатного воспитания.

 

Итак, одним из главных факторов, обеспечивающим устойчивые положительные результаты  при освоении технологии патронатного воспитания, является наличие стремления и политической   воли в регионе при самой широкой общественной поддержке устроить жизнь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей таким образом, чтобы право на воспитание в семье было ими  реализовано.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации