Интегрированное и инклюзивное образование
Дайджест

Аннотированный список статей и книг

1. Корепанова, И. А. Общение и деятельность – два основания для проектирования интегративных (инклюзивных) пространств / И. А. Корепанова // Психологическая наука и образование. – 2011. - №3. – С. 12-18.

Ключевые слова: инклюзия, Германия, Россия, Конвенция о правах людей с инвалидностью, отношение к человеку с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, совместная деятельность, проектирование, включение, проект путешествий, досуг.
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
В статье представлен опыт Германии по инклюзивному образованию, положительные моменты инклюзии и ее ограничения.
Описаны возможности и эффективность инклюзии, а также ее пределы.
Одна из основных идей статьи – возможность организации и функционирования инклюзии в сфере дополнительного образования и досуга.
В качестве примеров интеграционных (инклюзивных) досуговых проектов в статье рассматриваются два – российский интеграционный проект «Турград» для детей и подростков с особенностями развития и их сверстников и немецкий проект путешествий «Дюнамис».
Рассмотрены возможности включения людей с ОВЗ в трудовую деятельность. Продемонстрировано, что в основание проекта могут быть положены идеи совместной деятельности и активного вмешательства социума в процесс развития человека и идея содействия естественному развитию человека.

2. Ливенцева, Н. А. Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования / Н. А. Ливенцева // Психологическая наука и образование. – 2011. - №3. – С. 114-121.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, особые образовательные потребности, педагоги, профессиональная компетентность, отношение, сверстники, взаимодействие.
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
В статье представлен обзор научных исследований по инклюзивному образованию из периодических изданий США и Европы, которые автор делит на 3 основные группы:
- проблемы профессиональной компетентности педагогов, реализующих инклюзивное образование;
-  проблемы взаимодействия детей с особыми потребностями со здоровыми сверстниками в инклюзивных классах;
- проблемы организации учебного процесса в инклюзивном классе.
Названы факторы/условия/ресурсы, определяющие успех инклюзии:
- профессиональная компетентность педагогов;
- подготовка и профессиональное сопровождение педагогических кадров;
- отношение к феномену инвалидности у педагогов и детей с нормативным развитием;
- изменение структуры учебных планов для удовлетворения потребностей всех категорий детей.

3. Назарова, Н. М. К проблеме разработки теоретических и методологических основ образовательной интеграции / Н. М. Назарова // Психологическая наука и образование. – 2011. - №3. – С. 5-11.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, интеграция, свобода выбора, философия инклюзии, методология инклюзии, модели инклюзии, конструктивистская дидактика, специальная педагогика.
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
Автор статьи рассматривает развитие отечественного инклюзивного образования как простой перенос наиболее удачно зарекомендовавших себя зарубежных моделей образовательной интеграции в неизменяемые условия обучения и воспитания отечественных образовательных учреждений общего типа.
В статье представлен краткий анализ состояния и возможных перспектив изучения и разработки теоретико-методологических оснований инклюзивного обучения: философского осмысления феномена образовательной интеграции, общенаучного и частно-научного уровней теоретических и методологических основ ее развития. Соотнесение опыта отечественной инклюзии с теоретико-методологическими основаниями мировой образовательной интеграции, разработка собственных методологических основ образовательной интеграции, учитывающих как российские реалии, так и общемировые закономерности инклюзивного обучения, должны способствовать корректировке отечественных интеграционных процессов, преодолению сделанных ошибок и их предупреждению в перспективе.

4. Шипицына, Л.М. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха  / Л.М. Шипицына, Л.П. Назарова. -СПб.: Детство-Пресс, 2001, 63 с.

Ключевые слова: интеграция, нарушение слуха, специальная педагогика, специальная школа.
Основные идеи книги (краткая аннотация):
В работе представлены теоретические и практические вопросы интегрированного обучения слабослышащих детей в общеобразовательной школе-гимназии. На примере работы специальной (коррекционной) школы-интерната № 20 для слабослышащих детей и гимназии № 56 Санкт-Петербурга рассматриваются подготовка детей к интеграции в диагностическом классе специальной школы, взаимодействие массовой и специальной школ при сопровождении детей с нарушением слуха в процессе их перевода и обучения в гимназии.

5. Алехина, С. В. Сравнительный анализ профессиональной позиции учителя в разных формах обучения / С.В. Алехина, С.М. Дмитриева // Психологическая наука и образование. – 2011. - №3. – С. 32-40.

 Ключевые слова: профессиональная позиция учителя, фронтальная и индивидуальная формы обучения, приоритетные ценности, самооценка.
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
В статье представлен краткий анализ результатов исследования профессиональной позиции учителя начальных классов в разных формах обучения.
Авторы рассмотрели особенности содержания профессиональной позиции, установки педагогов, выявленные различия в целях педагогической деятельности, представлениях об образе ребенка, в способах коррекции поведения детей.
В данной статье описан механизм функционирования профессиональной позиции учителя во фронтальной и индивидуальной формах обучения.

6. Иттерстад, Г. Инклюзия – что означает это понятие и с какими проблемами сталкивается норвежская школа, претворяя его в жизнь? /  Г. Иттерстад // Психологическая наука и образование. – 2011. - №3. – С. 41-49. 

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивная школа, интеграция, сегрегация, специальное образование, специальная педагогика, учащиеся с особыми образовательными потребностями.
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
В статье представлен краткий анализ опыта норвежской школы в рамках реализации инклюзивного образования.
Автор рассмотрел основные препятствия и проблемы в связи с данной практикой: особые усилия педагогов, связанных с реализацией особых потребностей детей; ряд этических, профессиональных и организационных дилемм, связанных с инклюзией; нарушение принятых государством нормативных актов.

7. Суворов, А. В. Инклюзивное образование и личностная инклюзия / А. В. Суворов // Психологическая наука и образование. – 2011. - №3. – С. 27-31. 

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, интеграция, образование, специальная педагогика, личность.
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
Автор подчеркивает необходимость очень осторожного подхода к инклюзивному и интегрированному обучению, не в ущерб решению собственно образовательных задач.
В статье представлен краткий анализ разработанной автором системы совместной педагогики, реализуемой в рамках деятельности Детского Ордена Милосердия. Эффективная инклюзия и интеграция возможна, по мнению автора, только в системе дополнительного образования, а не основного.

8. Ньюман, Т.М. «Лаборатория Леонардо»: образовательная программа для академически неуспевающих детей с одаренностью в области визуально-пространственных способностей / Т. М. Ньюман // Психологическая наука и образование. – 2011. - №3. – С. 66-79. 

Ключевые слова: дважды особенные дети, одаренность, трудности в обучении, академическая неуспеваемость, образовательные программы,
визуально-пространственные способности.
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
В статье представлен краткий анализ разработанной авторами системы работы с дважды особенными детьми, которые демонстрируют одновременно высокий уровень способностей в одной области и трудности при обучении в другой. Данная категория учащихся, по мнению авторов,  нуждается в комплексной поддержке.
В статье рассмотрено положительное влияние экспериментальной образовательной программы, которая делает упор на сильные стороны ребенка и на развитие целевых образовательных навыков, на уровень их развития, а также на их самооценку.

 9. Гайдукевич, С. Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями  психофизического развития в условиях интегрированного обучения / С.Е. Гайдукевич. – Минск: БГПУ, 2006. - 98 с.

Ключевые слова: интеграция, образовательная среда, дети с особенностями психофизического развития, коррекционно-развивающая работа.
Основные идеи книги (краткая аннотация):
Данная книга представляет собой научно обоснованные рекомендации по организации образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития  в  условиях   интегрированного   обучения.  
Представленные   материалы позволяют осуществлять отбор  средовых ресурсов и их моделирование в коррекционно-развивающие комплексы с учетом особых образовательных потребностей различных категорий детей.

 10. Коноплева, А. Н. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями / А. Н. Коноплева, Н.Г. Еленский, Л.А. Зайцева. – Минск: НИО, 2005. – 259 с.

Ключевые слова: интеграция, образовательная среда, дети с ограниченными возможностями, социальная адаптация.
Основные идеи книги (краткая аннотация):
Данная книга представляет собой научно обоснованные рекомендации по организации образовательной интеграции и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями дошкольного и школьного возраста.  
Представленные   материалы позволяют осуществлять психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями.


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации