Из опыта работы
Хасановой Юлии Нурулхаковны, учителя - логопеда высшей квалификационной  категории МДОУ № 33 г. Оренбурга

Выполнила: методист кафедры педагогики и психологии Галикеева Е.Г.
Дата выполнения: 21.04.09
Для учителей-логопедов, а также родителей, имеющих детей с нарушениями речи.

I. Сведения о учителе-логопеде. : МДОУ компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитие ребенка № 33

Хасанова Юлия Нурулхаковна – учитель-логопед, высшей категории с 2008 года МДОУ №33 с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитие ребенка г.Оренбурга. Работает в данной должности 11 лет. Общий педагогический стаж Юлии Нурулхаковны 15 лет. Последние три года Хасанова Ю.Н. активно работает над проблемой : «Развитие произвольной моторики у заикающихся дошкольников посредствам логопедической ритмики».

ll. Теоретическое обоснование опыта.

В последнее время значительно возросло количество детей с различными патологиями. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляется на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи. А в свою очередь нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют как на их умственное, так и на физическое развитие.

В настоящее время ощущается дефицит сенсорного воспитания детей, когда гораздо более важным считается обучить ребенка 3-4 лет грамоте, чем эстетическим навыкам. С нейропсихологической точки зрения, тенденция ранней стимуляции функций чтения, письма, счета обедняет правополушарный нервно-психический потенциал ребенка, столь необходимый для его гармонического развития и, главное, приводит к потерям, невосполнимым в будущем.

Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания, логопедами - практиками предлагается эффективный метод преодоления речевых нарушений - логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Вопросом диагностики и развития моторики  заикающихся,  занимались такие ученные, как Г.А. Волкова, И.А. Поварова, Н.А. Рычкова. Г.А. Волкова разработала содержание логопедической ритмики как одной из форм активной терапии в коррекции разной речевой патологии.

 

III. Технологические процедуры в границах данного опыта.

Обобщение собственного опыта работы по коррекции произвольной моторики заикающихся детей и включение его в систему коррекционных занятия. А так же включение в систему логоритмических занятий здоровьесберегающих технологий: кинезиологические упражнения, биоэнергопластика, алфавит телодвижений.

Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания, логопедами - практиками предлагается эффективный метод преодоления речевых нарушений - логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

По мнению Г. А. Волковой, важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики как одного из звена логопедической коррекции, является формирование и развитие у людей с речевой патологией сенсорных и двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений.

IV. Методический инструментарий опыта.

Новизной  нашей работы явилось включение в систему логоритмических занятий здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений, упражнений по биоэнергопластике и алфавита телодвижений), разработка структуры логоритмического занятия и творческо-поэтапного плана с учетом этапов коррекционной работы и совместно с музыкальным руководителем . Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции. В том числе детям с задержкой речевого развития, нарушением звукопроизношения, ринолалией, общим недоразвитием речи. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений. Кроме того, логопедическая ритмика полезна и детям, не имеющим особенности в развитии. Для них это положительный эмоциональный  и эстетический опят, опыт групповой ритмичной деятельности, форма развития двигательной функции своего тела.

V. Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данном опыте

Для определения уровня развития произвольной моторики заикающихся дошкольников нами были использованы следующие методы: наблюдение, опрос родителей, тесты.

Наблюдение за ребенком ведется на музыкальных и физкультурных занятиях, на прогулках и в свободной деятельности детей.

В беседе с родителями по анамнестическим данным уточняются: речевое развитие от рождения до трех лет, особенности развития моторно-статических функций и манипулятивной деятельности, характер игровой деятельности, наличие навыков самообслуживания (в соотношении с возрастными нормами).

Два раза в год (в сентябре и в мае) проводится обследование произвольной моторики (общей, речевой, мимической и тонкой) детей с помощью тестов Озерецкого-Гельнитца и Л.А. Квинта, а также общепринятыми в логопедии приемами. Для обследования детей от 4 до 6 лет используются тесты, адаптированные Рычковой Н. А. к разным возрастам.

Данные о состоянии произвольной моторики детей оцениваются по трехбалльной системе и обрабатываются в процентном соотношении.

Обследование проводится в два этапа, отражающие динамику состояния моторной сферы на начало и конец учебного года.

Обследование уровня произвольной моторики проводится по следующим параметрам:

  • произвольная мимическая моторика (качество и объем движений мышц лба, глаз, щек);
  • речевая моторика (сила, точность, объем, переключаемость движений губ, языка, щек);
  • общая произвольная моторика (статическая и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений);
  • тонкая моторика пальцев рук (качества и степени дифференцированности движений);
  • возможность действий с предметами;
  • развитие чувство ритма.

VI. Культура освоения технологии.

По статистическим данным сейчас  большое количество  детей рождается с различными патологиями развития. В дальнейшем таким детям необходима специализированная медицинская и педагогическая помощь.

Отдельную категорию составляют дети с речевыми нарушениями: алалией, дизартрией, ринолалией, заиканием. Часто речевые нарушения носят сочетанный характер. Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. В нашей стране заикающихся от 1,5 до 2, 2 % населения.

По мнению Г. А. Волковой заикание оказывает негативное влияние на формирование моторной функции заикающихся, а в дальнейшем и на развитие личности в целом. Поэтому существует необходимость развития моторных функций с раннего возраста. Методом успешной коррекции нарушений моторной сферы детей стала логопедическая ритмика.

Об эффективности логоритмического воздействия ученные говорят давно, однако логопеды не всегда включают занятие по логопедической ритмике в коррекционную систему своей работы. На наш взгляд существует острая потребность во внедрении логопедической ритмики в систему дошкольной коррекционной работы. Актуальность данной проблемы подтвердили и такие ученые, как Г.А. Волкова, И. А. Поварова; ранее о ней говорили  Н. С. Самойленко и В. А. Гринер. 

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации