СРЕДОВАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ПРОБЛЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Из опыта работы
Черкасовой Н.П.
(социальный педагог высшей категории «СОШ №1 с углубленным изучением математики, физики, литературы, русского языка, иностранных языков» г.Оренбурга.)
Выполнила: Маркова С.А., методист кафедры педагогического мастерства ИПКиППРО
Дата выполнения: 31.03.06.

Для социальных педагогов, педагогов - психологов, а также педагогов, имеющих высокую социально-психологическу подготовку.

I. Сведения о социальном педагоге.

Черкасова Наталья Петровна – социальный педагог высшей категории «СОШ №1 с углубленным изучением математики, физики, литературы, русского языка, иностранных языков» г. Оренбурга. Последние три года Черкасова Н.П. активно работает над проблемой: Средовая адаптация подростков как проблема деятельности социального педагога.

ll. Теоретическое обоснование опыта.

Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся, прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности. Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

История изучения роли и значения среды как существующей реальности, оказывающей воздействие на ребенка, уходит корнями в дореволюционную педагогику. Еще К.Д. Ушинский считал, что для воспитания и развития важно знать человека “Каков он есть в действительности со всеми его слабостями и во всем величии”, надо знать “человека в семействе, среди народа, среди человечества… во всех возрастах, во всех классах…” Другие выдающиеся психологи (П.Ф.Лесгафт, А.Ф.Лазурский и др.) также показывали значимость среды для развития ребенка. В начале XX века (20-30 годы) в России складывается целое научное направление – так называемая “педагогика среды”, представителями которого были также выдающиеся педагоги и психологи, как А.Б.Залкинд, Л.С.Выготский, М.С.Иорданский, А.П.Пинкевич, В.Н.Шульгин и многие другие. Главным вопросом, который обсуждался учеными, было воздействие окружающей среды на ребенка, управление этим влиянием.

Однако в 30-е годы научные исследования в этой области были запрещены . Новый интерес к проблемам среды возобновляется в 60-70-е годы нашего столетия (В.А.Сухомлинский, В.А.Караковский и др.), а в конце 80-х- начале 90-х годов исследованиям среды, в которой живет и развивается ребенок, был дан новый импульс.

В социальной педагогике социальная среда (социум) рассматривается, прежде всего с точки зрения процесса включения ребенка в нее и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. Среда – это не просто улицы, дома и вещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя достойно.

Среда – это еще и самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе. Каждый человек как бы вынужден играть в жизни определенную роль – социальную. Важная социальная роль – быть гражданином своего отечества, любить свою родину, гордиться ею, быть патриотом своей Родины. Эти роли являются позитивными социальными ролями. Но есть и негативные социальные роли, как бродяга, чаще всего это беспризорные и безнадзорные дети.

Социально – психологическим содержанием адаптации социальной является сближение целей и ценностных ориентаций группы и во входящего в него индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. В западной психологии проблема адаптации социальной разработана в рамках специального направления, возникшего в 30-х-40-х годах XX века на базе необихевиоризма (Н.Миллер, ДЖ.Доллард, Р.Сирс и др.) и ответственной психоаналитической психологии. При этом интересы личности и социальной среды рассматриваются как изначально противоположные, главное внимание уделяется патологическим явлениям (невротическим и психосоматическим расстройством, наркоманиям и т.п.). Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и сознания. В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности; в сфере общения происходит расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе. В сфере сознания – формирование образа “ собственного Я ” как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки. В процессе социализации, и в частности социальной адаптации ребенка, проявляется объективная потребность человека быть “как все”. Однако параллельно с этим у ребенка постепенно формируется потребность проявить себя, свою индивидуальность, в результате чего происходит его индивидуализация.

Процесс социализации ребенка по каким-либо объективным или субъективным причинам осложняется. Так, вхождение ребенка в общество может быть затруднено вследствие особенностей его физического или психического развития. Или усвоение социальных норм и ценностей ребенка искажается в результате негативного влияния среды, в которой он живет и т.д. В результате ребенок “выпадает” из нормальных социальных отношений и поэтому нуждается в специальной помощи для успешной интеграции в общество.

В целом усилия специалистов должны быть направлены на социальную адаптацию ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации. Если же степень утраты или несформированности социально значимых качеств столь высока, что это препятствует успешному приспособлению ребенка к условиям социальной среды, т.е. происходит социальная дезадаптация, то в этом случае необходимая социальная реабилитация.

III. Технологические процедуры в границах данного опыта.

Исследование по заявленной проблеме проводилось в три этапа:

- первый этап был посвящен диагностике, определяющей дезадаптированных подростков;

- на втором этапе исследования была проведена коррекционная работа с дезадаптированными детьми;

- заключительный, третий этап, включая в себя повторную диагностику (по тем же методикам), а также анализ и обобщение результатов.

Использовались методики:

1. Социометрия для определения статуса подростка в коллективе;

2. «Методика значимого круга общения» для выявления значимых для подростка людей;

3. Методика «Оценки себя», позволяющая определить самооценку исследуемых подростков;

4. Анкетирование родителей с целью выявления контакта между родителями и подростком;

5. Методика для изучения социализированности личности учащегося, позволяющая выявить уровень социальной адаптированности, активности и нравственного воспитания учащегося;

6. Карта Стотта с целью изучения личности подростка.

Беседы с учителями, обсуждения с ними наблюдений за поведением каждого подростка в исследуемых классах позволило уже в сентябре – октябре выделить группу учащихся, вызывающих тревогу своим поведением и отношением к ним их же сверстников.

В выбранных классах (два восьмых и один седьмой) была проведена социометрическая методика, которая позволила определить положение подростка в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит. Данная методика проводилась в трех классах (7 «Б» - 25 человек, 8 «Б» - 26 человек, 8 «Г» - 24 человека), уже сформировавших коллективы. С помощью этой методики можно выявить лидера в группе, принятого группой, изолированного или отверженного члена группы. Общеизвестно, что подростковый возраст богат драматическими переживаниями, трудностями, кризисами. В этот период складываются, формируются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Эта пора стремительного наращивания знаний, становления «Я», обретения новой социальной позиции. Вместе с тем это возраст потерь детского мироощущения, когда появляются чувства тревожности и психологического дискомфорта, что зачастую приводит подростка к замыканию к себе, изолированности от сверстников и родителей, от окружающих вообще.

Результаты социометрии подтвердили предположения об «изолированности» некоторых подростков, что позволило выделить группу подростков для целенаправленного изучения причин дезадаптации с целью коррекции их поведения. В 7 «Б» классе выявлено два человека (1-отверженный, 1-изолированный), в 8 «Б» классе – один изолированный, в 8 «Г» классе – четыре человека (1-отверженный, 3-изолированных), что наглядно представлено схематически в диаграмме.

Таким образом, далее была продолжена работа с группой (7 человек), которой была предложена «Методика исследования значимого круга общения подростка»(см. Приложение ). Эта методика позволила сделать анализ показателей, характеризующих сферу общения, содержания общения через выявление критериев отношений.

Было выявлено, что для трех подростков значимыми людьми являются родители (мать), один подросток отдал предпочтение бабушке, два подростка – старшему брату и сестре, а один подросток доверяет все свои секреты подруге из класса. Результаты можно увидеть в таблице.

Нужно отметить такие критерии отношений, как «уверен поймет», «хочу подражать», «советуюсь», «дорожу мнением» слабо проявляются в отношении родителей и бабушки.

Такие критерии ,как «интересно проводить свободное время», «уверен поймет», «советуюсь» активно проявляются в отношении подруги из класса и сестры. Проанализировать показатели, характеризующие сферу общения, было определено, что в основном у диагностируемых подростков класс является референтной группой, следовательно можно предположить, что причины изолированности лежат в самих подростках.

Отсюда следует сделать вывод, что у исследуемых подростков в общении с окружающими активно проявляется стремление к интересному проведению свободного времени, но существенным недостаткам можно отметить проявление таких критериев, как «советуюсь», «могу довериться», «уверен поймет», класс является значимым для ученика, но активное общение не набирает высокие баллы, значит, подросток испытывает дефицит в общении.

Итак, мы определили, что причины изолированности лежат в самом подростке. Это может быть эгоцентрическая направленность (грубость, замкнутость, застенчивость). Поэтому следующим шагом нашей работы является проведение диагностики «Оценки себя».

В подростковым возрасте самооценка неустойчива, то и дело колеблется от предельно высокого уровня до крайне низкого; подросток склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством – третьего для него не существует. Дети этого возраста обычно не различают оценки отдельных сторон своей личности и себя в целом, их самооценка «сверхобобщена» - любая мелочь может в корне изменить отношение к себе. Подросток должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным и т.д. и т.п. А если он вынужден признать, что хоть что-нибудь у него не так, не на высшем уровне, то мнение о себе падает сразу и по всем пунктам. Неверие в себя может порождаться и другими причинами, являя собой то, что психологи называют принудительной скромностью. И в этом случае за застенчивостью, бросающейся в глаза низкой самооценкой, скрываются очень высокие притязания. Все это приводит к трудностям в общении с окружающими, так как нередко общение выливается в конфликт либо подросток просто отказывается от общения, прячась в «раковину».

Предложенная методика «Оценки себя» представляла собой две таблицы (см. Приложение ), в первой перечислены положительные качества личности, черты характера, во второй – отрицательные. Исследуемые подростки оценивали качества по пятибалльной системе. Результаты можно увидеть в таблице.

Данной методикой было определено, что у 14% подростков самооценка завышенная, 53% имеют активную самооценку, 33% подростков с заниженной самооценкой. Учитывая тот факт, что исследования, проводимые в последнее время, показывают, что наиболее продуктивными следует считать высокую или даже очень высокую самооценку, высокий или очень высокий уровень притязаний, которые могут даже превышать реальные возможности подростка, можно сделать вывод: исследуемые подростки (большая их часть – 86%) не верят в свои силы, невысокого мнения о себе, с которым, пожалуй, уже успели смириться. Это вызывает тревогу, так как на подобной самооценке основываются средние (так и хочется написать «серые» или «никакие») притязания. Такие подростки ничего не хотят, ни к чему не стремятся, ни на что никак не реагируют. А, следовательно, оказываются, по существу отрезанными от окружения и также испытывают дефицит в общении.

Это предложение подтвердила анкета, проведенная среди родителей исследуемых подростков. Родители этих детей считают, что у их детей отмечается преобладание таких черт характера, как пассивная подчиняемость, упрямство, несамостоятельность. Ими уже отмечается, что отношение данных подростков к школе отрицательное или безразличное (72%).

По мнению родителей, их дети проявляют стремление проводить свободное время в компании друзей (90%), а вот на общение со своим ребенком, как правило, времени у родителей не хватает (42%) или они общаются от случая к случаю (46%). В связи с тем, что родители мало уделяют времени своему ребенку, отсюда вытекает следующее: некоторые родители (12%) затруднились ответить на вопрос: «Чем увлекается ваш(а) сын(дочь)?».

Значит, родители не всегда могут (или хотят) найти подход к ребенку, установить доверительные отношения, чтобы ребенок – подросток мог найти «отдушину» в семье, если этого, в силу каких-то обстоятельств, он не может найти в подростковой среде. Следовательно, родители мало общаются с детьми, тем самым не воспитывают мощный фактор адаптации детей. Такие черты характера, отмеченные родителями, как негативизм, упрямство, самоуверенность либо пассивная подчиняемость, несамостоятельность еще раз подтверждает предположение о том, что такие дети часто вступают в конфликтную ситуацию либо замыкаются в себе, отдаляясь от окружающих, что делает этих детей изолированными.

Проанализировав полученные данные из анкет родителей, показалось важным и необходимым увидеть подростка глазами учителя, классного руководителя. Поэтому учителям-предметникам и классным руководителям исследуемых подростков была предложена карта наблюдения Стотта. Результаты наблюдения по данной методике показали, что у всех подростков отмечается тревожность по отношению к взрослым. Это проявляется в беспокойстве и неуверенности в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его. По этой причине у них чаще всего наблюдается открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении. Такое поведение проявляется в эгоистичности по отношению к другим детям. Например, двое из исследуемых подростков, стоят на учете в ПДН, все имеют слабую успеваемость. Работают такие дети тогда, когда перед ними стоят или когда их заставляют.

Отмечена также тревожность по отношению к другим детям. Эта тревога за принятие себя другими детьми временами принимает форму открытой враждебности в виде недоброжелательного отношения к тем детям, которые не принадлежат к их кругу общения, в виде приставаний к более слабым детям. Другие дети их не любят или даже не терпят. Это подтверждается и социометрическим измерением. Все эти подростки являются либо изолированными, либо отверженными.

Данная методика еще раз подтвердила, что причина дезадаптации подростков кроется в самих подростках, так как они испытывают дефицит в общении как со сверстниками, так и со взрослыми (включая родителей). Поэтому была предложена исследуемым подросткам еще одна методика для изучения социализированности личности учащихся с целью выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Социализация – процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе, той или иной общности людей. Социализация осуществляется в трех основных сферах: деятельность, общение и самосознание. В первой главе нами отмечалось, что непременным условием и результатом успешной социализации ребенка является социальная адаптация, поэтому показалось важным предложить именно вышеназванную методику. Ведь процесс социализации по каким-либо причинам может осложняться. Так, вхождение ребенка в общество может быть затруднено вследствие особенностей его физического или психического развития, либо усвоение социальных норм и ценностей ребенка искажается в результате негативного влияния среды, в которой живет. В результате подросток «выпадает» из нормальных социальных отношений и поэтому нуждается в специальной помощи для успешной интеграции в общество, в этом случае необходима социальная реабилитация.

«Методика для изучения социализированности личности учащихся» (см. Приложение)подтвердила полученные результаты по проведенным методикам, названным выше, а именно социальная адаптированность – средний уровень – 43%, нижний – 57%, автономность – средний уровень – 71%, низкий уровень – 29%. Это можно увидеть в таблице.

Исходя из полученных результатов, можно сделать следующий вывод: большинство исследуемых подростков являются дезадаптированными в среде потому что испытывают дефицит в общении как со сверстниками, так и со значимыми для них взрослыми людьми.

Причины дефицита общения названных подростков скрываются либо в характере подростков (т.е. в них самих), либо в недостаточном внимании взрослых по отношению к детям.

Учитывая, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение, а дезадаптация связана с нарушением общения с кем-то из значимых для них людей, коррекционная работа направлена на установление контакта со значимыми для ребенка людьми, на то, чтобы научить подростка общаться.

IV. Методический инструментарий опыта.

В своей работе мы исходим из предложения, что коррекционная работа в группе оказывает положительное влияние на создание психолого-педагогических условий по формированию успешной адаптации подростков в среде. За основу коррекционной работы был взят опыт работы кандидата педагогических наук Прутченкова А.С., чтобы проверить наши предположения. Программа направлена на коррекцию проблем, возникающих у индивида, не умеющего общаться в обычной жизни, которая сегодня заставляет его отказываться от многих привычек и ломает установившиеся стереотипы. Во время занятий каждый подросток окружен вниманием и заботой, проявляет искреннюю заинтересованность к людям, помогает им рассчитывать на их помощь. Он учится активно экспериментировать различные стили общения, усваивать и отрабатывать совершенно иначе, не свойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. И, пожалуй, самое главное такие занятия – это интенсивная подготовка личности к той активной и полноценной жизни в обществе.

Тренинг коммуникативных умений «Среди людей» состоял из шести занятий. Перед каждым занятием ставилась определенная цель:

- создать благоприятные условия для работы группы, ознакомить участников с основными принципами проводимого тренинга, принять правила работы, начать освоение активного стиля общения;

- закрепить активный тренинговый стиль общения, способствовать самоанализу участников, раскрыть качества. Важные для эффективного межличностного общения, ввести общегрупповые игровые процедуры, помогающие формированию коммуникативных навыков;

- способствовать дальнейшему сплочению группы и углублению процессов самораскрытия, развитию умения самоанализа и преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;

- расширить представления участников о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения;

- продолжить работу по самоанализу, совершенствованию умений эффективного общения, коммуникативных навыков;

- закрепить коммуникативные навыки и умения участников, завершить работу тренинговой группы, оказать необходимую психологическую поддержку и настроить на будущее.

V. Культура освоения технологией совершенствования деятельности социального педагога по средовой адаптации подростков.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Для каждого подростка характерны возрастные особенности.

2. В зависимости от взаимоотношений подростка в классе ребенок может быть отверженным или изолированным, испытывая при этом дефицит в общении.

Причинами дезадаптации подростков могут быть недостаточное внимание к ребенку со стороны родителей, педагогов, различные нарушения самооценки подростка, что ведет к низкому уровню социальной адаптированности.

3. Проведенная диагностика помогает выявить дезадаптированных детей и провести с ними коррекционную работу – тренинг коммуникативных умений КПД А.С. Прутченкова с целью помочь им адаптироваться в среде.

4. Коррекционная программа – тренинг коммуникативных умений кандидата педагогических наук Прутченкова А.С. оказала положительное влияние и способствовала успешной адаптации подростков в среде.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации