Из опыта работы
Мартыновой С.А., учителя-логопеда МДОУ №115 г. Оренбурга -
Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Выполнила: старший методист УМК коррекционно-развивающего обучения Маркова С.А.

Дата выполнения: 28.10.2005

Для учителей-логопедов, а также родителей, имеющих детей с нарушениями речи.

I. Сведения о учителе-логопеде.

Мартынова Светлана Анатольевна – учитель-логопед, высшей категории с 2000 года МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического,

художественно-эстетического, социально-личностного развития воспитанников» №115 г. Оренбурга. Работает в данной должности 10 лет. Общий педагогический стаж Людмилы Анатольевны составляет 10 лет. Последние три года Смирнова Л.А. активно работает над проблемой : применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

ll. Теоретическое обоснование опыта.

У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня отмечается несформированность связной речи: нарушения композиции и синтак-сической структуры повествования, пропуск смысловых звеньев, отсутствие в речи либо ошибки в построении сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, что создает серьезные проблемы на пути их развития и обучения. В настоящее время возникло реальное противоречие между необходимостью эффективной коррекции связной речи детей с ОНР, объективным ростом требований к развитию связной речи воспитанников в момент поступления в школу, и недостаточностью современных технологий логопедической работы, отсутствием коррекционных методик, раскрывающих алгоритм эффективной коррекции связной речи.

Пропедевтическая значимость своевременной коррекции нарушений развития связной речи вызывает необходимость поиска путей совершенствования логопедической работы. Разработка программы коррекции связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством целенаправленного и систематического обучения построению наглядной модели связного высказывания позволит эффективно осуществлять логопедическую коррекцию связной речи детей с ОНР третьего уровня.

Теоретической базой опыта являются труды Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина, Л.А.Венгера, Т.В. Рябовой, И.А. Зимней, Т.А. Ладыженской, Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина, Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.К.Воробьевой, В.П. Глухова, О.С. Ушаковой, Т.А.Ткаченко и др.

Определение содержания обучения, направленного на коррекцию и развитие связной речи посредством моделирования, введение приемов обучения детей действиям замещения и самостоятельного составления моделей связного высказывания различной структуры.

III. Технологические процедуры в границах данного опыта.

Одной из задач коррекции речи является составление индивидуального плана и его реализации в работе специалиста-логопеда.

Программа коррекции связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня посредством моделирования.

В настоящее время возникло реальное противоречие между необходимостью эффективной коррекции связной речи детей с ОНР, объективным ростом требований к развитию связной речи воспитанников в момент поступления в школу и недостаточностью современных технологий логопедической работы, отсутствием коррекционных методик, раскрывающих алгоритм эффективной коррекции связной речи.

Автором проекта исследуется формирование процесса построения старшими дошкольниками с ОНР третьего уровня связного высказывания посредством моделирования.

IV. Методический инструментарий опыта.

Новым здесь является определение содержания обучения, направленного на коррекцию и развитие связной речи посредством моделирования, введение приемов обучения детей действиям замещения и самостоятельного составления моделей связного высказывания различной структуры.

Программа коррекции связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня посредством моделирования.

Родители, воспитывающие ребенка с нарушениями речи, страдают от недостатка информации по многим вопросам развития и воспитания. Из опыта работы с родителями видно, что их интересуют вопросы домашней коррекции, возможность общения и обмена информацией между собой.

Ни в коем случае нельзя рассматривать нарушения речи как безнадежное состояние, и ни в коем случае не прекращать борьбу за улучшение речи, воспитание личностных качеств ребенка.

V. Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данном опыте

Динамика уровня развития связной речи в констатирующем и контрольном эксперименте составила: у детей экспериментальной группы от 43% к 84%, т.е. – 41%; у детей контрольной группы от 48% к 69% – 21%. Обучение построению наглядной модели развернутого высказывания способствует развитию умений правильно выстраивать сюжетную линию рассказа, формирует элементарные представления о композиции связного высказывания, стимулирует поиск и актуализацию наиболее точных и образных лексических средств, использование разнообразных средств связи между предложениями и смысловыми частями текста.

VI. Культура освоения технологии.

Данный опыт может быть использован в работе с детьми дошкольного возраста (5-6 лет) учителями-логопедами, а также родителями, имеющими детей с проблемами речевого развития. Программа работает при выполнении следующих условий: выявления картины внутрисемейных отношений; осуществления просвещения родителей специалистами; обучения родителей несложным приемам коррекции речи в «родительских мастерских» и осуществления эмоционально-психологической поддержки семьи в виде индивидуальных психотерапевтических бесед и групповых форм общения родителей. Коррекция связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР с использованием метода моделирования будет эффективной, если в процесс обучения будут введены: система подготовительных упражнений, направленных на осознанное усвоение правил организации композиции высказывания; специальные приемы обучения детей действиям замещения; различные модели, схемы, пиктограммы, передающие предметно-смысловую и логическую организацию текста; упражнения по нахождению различных вариативных средств связи предложений, что позволяет решить задачи с усвоением правил смысловой и лексико-синтаксической организации текстовых сообщений.


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации