Организация и методика проведения занятий физической культуры с учащимися специальной медицинской группы
из опыта работы
Плотникова Сергея Викторовича
учителя физической культуры, школы №3 г. Сорочинска

Представила: зав УМК коррекционно-развивающего обучения Маркова С.А.

Дата выполнения: 21.02.2005

Для учителей массовых и специальных (коррекционных) школ, работающих с учащимися специальной медицинской группы

I. Сведения о учителе

Плотников Сергей Викторович – учитель физической культуры высшей категории, с 2004 года средней общеобразовательной школы №3 г. Сорочинска. Работает в данной должности 17 лет. Общий педагогический стаж Сергея Викторовича составляет 19 лет. Последние три года Плотников С.В. активно работает над проблемой: «Организация и методика проведения занятий физической культуры с учащимися специальной медицинской группы.».

ll. Теоретическое обоснование опыта

В настоящее время Плотников С.В. работает над проблемой «Организация и методика проведения занятий физической культуры с учащимися специальной медицинской группы».

Данная проблема возникла не случайно, а как актуальная потребность, которая могла быть реализована в связи с тем, что повышение качества физического образования, индивидуализация учебного процесса, необходимость создания в каждом учебном заведении групп учащихся для занятий физической культурой, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе стало потребностью сегодняшнего дня. Для решения именно этой проблемы в средней школе №3 г. Сорочинска, как и во многих других имеются предпосылки. Учебно-воспитательный процесс школы нуждается в перестройке в целях обеспечения условий для личностного самоопределения выпускников, их безболезненной адаптации к современным социально-экономическим условиям

Актуальность и перспективность представленного опыта в том, что данный курс – это перспективная и редкая форма проведения занятий, и является на практике методическим пособием для работы в данном направлении с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ.

Теоретическую базу опыта составляют проанализированные и проработанные программы по физической культуре для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам.

Здесь рассматривается коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры как средство социальной адаптации учащийся. Автором разработано разнообразное методическое обеспечение процесса физического развития учащихся на уроке и во внеурочное время. Результаты диагностического исследования свидетельствуют об эффективности предложенного подхода.

Новизна опыта заключается в разработке программы курса по физической культуре для учащихся, состояние здоровья которых не позволяет им осваивать программы основной группы.

Основой теоретического сопровождения курса послужили современные представления Л.П. Матвеева (19830, В.А. Пономарчука (1991),В.И. Столярова (1990), С.В.Молчанова (1991), свидетельствующие о необходимости и методологических основах изменения биологических и социальных начал личности с целью формирования соответствующего личностным и социальным потребностям состояния ее физической культуры.

Концепция взаимосвязи физических качеств и двигательных умений и навыков в настоящее время является одной из основополагающих в современной теории и практике физической культуры и спорта и показана М.М.Боген (1985), А.Б.Гандельсманом, К.М.Смирновым (1970), В.М.Зациорским (1970), Л.П.Матвеевым (1976, 1991), Н.Г.Озолиным (1988), В.П.Филиным (1974), В.П.Филиным, Н.А.Фоминым (1980), Д.Харре (1971) и другими авторами. Очевидно, что сопряженность воздействия на физическую и техническую подготовленность обеспечивала столь позитивные сдвиги в состоянии готовности учащихся к выполнению более сложных заданий.

III. Технологические процедуры в границах данного опыта

На основе изученного материала разработана авторская программа. Предложены формы, методы организации учебного процесса на занятиях по физической культуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ.

Сформированность определенных элементов личности ребенка с ослабленным здоровьем достигается при соблюдении преимущественной направленности прикладной физкультурной деятельности:

- спортивные игры – на формирование комплекса психофизиологических и физических способностей (распределение внимания, точность движений, подвижность нервных процессов, соотношение двигательной и вегетативных функций, быстрота, ловкость), а также коммуникабельность, межличностные отношения;

- спортивная и атлетическая гимнастика – на формирование физических и психофизиологических качеств (статическая и силовая выносливость, вестибулярная устойчивость, сила, координация движений, скоростно-силовые качества, быстрота, гибкость, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость);

- лыжная подготовка и плавание – на статическую и силовую выносливость мышц спины, рук и ног, общую выносливость, устойчивость к гипоксии, закаленность, настойчивость, терпеливость, систему отношений к труду и физкультурной деятельности;

- легкая атлетика – на преимущественное воздействие на функциональные возможности и скоростно-силовую подготовленность, быстроту, терпеливость;

- ритмическая гимнастика – на формирование функциональных возможностей, избирательное воздействие на все физические качества и их специальные компоненты, культуру движений, пластичность, осанку, физическое развитие.

IV. Методический инструментарий опыта

Данный курс является основным и более целенаправленным в деле обеспечения физической подготовленности; обязателен для реализации в полном объеме; содержит материал из различных разделов физкультурной деятельности.

2. Процесс введения данного курса осуществляется преимущественно в форме специализированных уроков с использованием разнообразных средств и методов.

3. В ходе специализированных уроков широко используются нетрадиционные средства: ритмическая гимнастика, организованные и проведенные в соответствии с научно-методическими требованиями специальной литературы.

4. Значительное внимание уделяется внедрению в уроки физической культуры специальных упражнений, возможно не связанных с традиционными видами физкультурной деятельности, но эффективных для воспитания физически ослабленных детей важных качеств и свойств.

5. Соблюдение ярко выраженной развивающей направленности специализированных уроков физической культуры.

6. Использование в процессе обучения вводной гимнастики (общеподготовительный и прикладной характер); физкультминуток.

7. Соблюдение основ дифференцированного подхода в уроках физкультуры.

8. Выполнение требований к структурному построению уроков (части, элементы и компоненты); основными элементами урока считались обучение прикладным двигательным умениям и навыкам, воспитание прикладных качеств, свойств и функций.

9. Аэробика в уроках физкультуры носила развивающий характер; место включения – подготовительная основная часть.

10. Широко использовались в ходе уроков подвижные игры с целью воспитания чувства коллективизма, дружбы, товарищества для совершенствования важных физических и личностных качеств; место включения – конец основной части урока.

V. Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данном опыте

Результаты достаточно положительны. Следовательно, методика проведения занятий с данными учащимися является качественной и рекомендована для использования на практике.

Медицинское обследование устанавливает степень отставания в физическом развитии и намечает пути их устранения медицинскими средствами, оздоровительной и спортивной, коррекционно-воспитательной работой.

Один раз в месяц в ОУ проводятся промежуточные консилиумы, на которых обсуждаются достигнутые результаты и разрабатываются пути дальнейшего обучения, воспитания и лечения каждого ребенка. Повторный консилиум после окончания курса, для принятия окончательного решения, где даются подробные рекомендации по обучению и воспитанию.

Психодиагностика школьного коллектива выявила основные факторы, порождающие психо-эмоциональные проблемы в условиях массовой школы. Наметили пути решения проблемы:

1. дети нуждаются в специфической помощи, необходимо перестроить систему отношений к ним со стороны родителей, педагогов, медицинского, обслуживающего персонала;

2. основы профессионального контакта: дистанция, позиция, пространство, языки общения;

3. прочищение коммуникаций «учитель-ученик»;

4. использование метода «поглаживания», физического, эмоционального, вербального контактов.

Предложенный путь комплексного, всестороннего, динамического обследования позволяет получить наиболее полное и адекватное представление о состоянии ребенка, правильно оценить степень физического отставания, выявить потенциальные возможности и предложить систему реабилитационных мероприятий, позволяющих адаптировать ребенка к полноценной жизни в обществе.

VI. Культура освоения опыта

Основными видами профессионально-прикладной физкультурной деятельности, смоделированными и насыщенными специальным содержанием, являются спортивно-игровой (психофизиологическая направленность), гимнастический (физическая направленность), легкоатлетический и ритмико-гимнастический (функциональная направленность), лыжный и спортивно-гимнастический (направленность на общую и статическую выносливость), нетрадиционно-физкультурный (личностная, восстановительная и психорегулирующая направленность), теоретико-образовательный (личностная направленность).

Названные виды физкультурной деятельности в структуре учебно-воспитательного процесса обеспечивают необходимые аксиологические, образовательные, потребностно-мотивационные и физические воздействия в формировании профессиональной культуры личности.

Данный опыт может быть использован в работе с детьми начальной школы учителями физической культуры, начальных классов, а также родителями, имеющими детей с ослабленным физическим здоровьем. Программа работает при выполнении следующих условий:

Необходимо сформировать потребность в приобретении знаний, умений и навыков по физической культуре;
Обеспечение движения по индивидуальной образовательной траектории.
Диагностика личностных достижений учащихся;
Строгий контроль со стороны учителя и медицинского работника школы.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации