Социализация воспитанников интерната как социально-педагогическая проблема
из опыта работы
Сипатовой Валентины Александровны,
воспитателя специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №2 IV вида
города г.Новотроицка

Дата: декабрь 2004год

Сущность опыта. Суть данного опыта заключается в том, что автор разработала и апробировала детальную программу производственной практики обучающихся по профессии «Портной», реализация которой призвана способствовать решению вопроса успешной социализации воспитанников интерната в обществе.

По мнению автора, от качества процесса социализации зависит, насколько успешно воспитанник интерната будет функционировать в обществе. Важную роль, как считает Сипатова В.А., в процессе социализации выполняет трудовое воспитание.

Через выполнение определенных обязанностей, не только закладываются основы трудового воспитания и осваиваются такие качества, как ответственность, трудолюбие, исполнительность, но и идет овладение основами профессии. Это также представляется важным в условиях перехода к предпрофильной подготовке учащихся.

Доступность опыта. Опыт В.А.Сипатовой может быть использован в работе специалистов сферы воспитания, воспитателей образовательных учреждений интернатного типа и т.д. в качестве примера деятельности, направленной на трудовое воспитание школьников, подготовку к самостоятельной жизни, овладение основами профессии, успешную социализацию в обществе.

Главное в опыте то, что педагог рассматривает социализацию воспитанников интернатного типа как важную педагогическую проблему и предлагает к использованию специальную программу, которую могут использовать в своей работе педагоги-воспитатели. Сипатова В.А. предлагает к осмыслению материалы, связанные с проведением эксперимента по внедрению программы «Я строю себя сам».

Описание опыта

Цель: Теоретическая разработка и экспериментальная проверка эффективности методов по трудовому и нравственному воспитанию детей-сирот.

Гипотеза: Использование разнообразных методов и форм воспитательной работы обеспечат успешность социализации воспитанников интерната в обществе.

Задачи:

1. Изучить теорию процесса социализации личности.

2. Определить теоретические и методические приемы, подходы к решению данной проблемы.

3. Проверить опытно–экспериментальным путем эффективность совокупности методов трудового воспитания старших школьников.

Объект исследования: Трудовое и нравственное воспитание детей-сирот.

Предмет исследования: Воспитательный процесс через коллективные творческие дела в условиях группы продленного дня

Автор опыта:

· рассматривает социализацию детей-сирот в обществе как феномен воспитания, акцентирует внимание на важности этой проблемы.

Говорит о том, что обязанность воспитателя интерната - помочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовной культуры, понять ценностные ориентиры в мире человеческого общения, норм бытия. Помочь в самоопределении, самореализации, в том числе, через приобщение к профессии.

В соответствии с этим важным представляется решение следующих задач:

? действовать в положительном направлении, взывая к лучшим инстинктам человека;

? определять и пояснять основные начала, без которых люди не могли бы жить обществом;

? взывать к высшему: любви, мужеству, братству, самоуважению, к жизни, согласной с идеалом;

? не допускать мысли, что возможно жить, не считаясь с потребностями и желаниями других (П.А. Кропоткин).

· Прописывает психолого-педагогические условия системного подхода к воспитанию детей-сирот и предлагает конкретные пути создания условий для их успешной социализации.

Предложенная система органично включена в учебно-воспитательный процесс интерната и представляет целостное образование составляющих её компонентов, направленное на достижение последовательной взаимосвязи и гармонии со всеми школьными структурами жизнедеятельности учеников.

Автор опыта оперирует понятием ц е н н о с т ь, которое является одним из ключевых нравственно-ориентированных понятий, воплощающих в себе совокупность общечеловечески значимых нравственных категорий, выступающих в качестве эталона должного.

Рассматривает следующие аспекты нравственных ценностей:

? аксиологический – как обращение личности к высшим духовным ценностям;

? гносеологический – как включение личности в процесс познания высших ценностей;

? когнитивный – как познание личностью через призму высших ценностей самого себя, своих возможностей;

? ориентационный – как выявление ядра нравственной ориентации человека, его отношения к окружающему миру, людям, самому себе;

? результативный – как механизм становления структуры человеческого Я.

.

Ценностные ориентации личности, согласно психологам (Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, И.С.Кон), выражают ее сознательное отношение к социальной действительности, определяют в соответствии с этим отношением мотивацию поведения и оказывают решающее влияние на все стороны деятельности и индивидуальных проявлений. Ценностные ориентации в соответствии с этим определяют процесс нравственного развития личности.

Данный процесс в системе воспитания основ этической культуры школьников характеризуется формирование приоритетности общечеловеческих ценностей в ценностных ориентациях личности. Здесь мы разделяем утверждение В.А.Сухомлинского, что «мир вступает в век Человека» и что усвоение молодым человеком общечеловеческих норм нравственности – важный этап формирования моральной культуры личности.

· Выделяет структурные компоненты системы воспитания детей-сирот с ориентацией на их успешную социализацию.

Систему воспитания выстраивает с ориентацией на общеколлективную внеклассную деятельность с трудовой направленностью, специально ориентированной на включение воспитанников в совместный труд, общение, взаимодействие.

Логика программы нацелена на постоянное изучение учащихся, на обеспечение педагога воспитывающей методикой изучения.

· Обосновывает принципы реализации системного подхода к воспитанию детей-сирот.
Существенный результат развития детей – их стремление к самоопределению, самосовершенствованию, самовоспитанию. Он обусловлен актуализацией субъектной позиции школьников в процессе трудового воспитания, когда ученикам не только представлена возможность, но и обеспечены педагогические условия для принятия самостоятельного решения, поступка, выбора, оценки, самооценки. Поэтому в занятиях с детьми должны преобладать методики, акцентирующие стремление ребёнка самостоятельно действовать, решать, выбирать. Воспитателю отводится опосредованная роль. Ему важно в педагогической канве трудового воспитания своевременно и грамотно помочь ученику выстроить пути собственного развития, поощрить, одобрить, поддержать его устремления, создать ситуацию успеха.

· Рассматривает процесс социализации личности в системе трудового воспитания в его поэтапном движении.

· Намечает пути изучения развития школьников

· Обосновывает необходимость дифференцированного подхода к воспитанникам в процессе трудового воспитания.

Этот подход особенно актуален по отношению к детям-сиротам в силу их социального положения.

· Организует и описывает опытно – экспериментальную работу.

Для того, чтобы определить результативность опытно–экспериментальной работы, проводится педагогическая диагностика. Без педагогической диагностики невозможно контролировать воспитательный процесс, грамотно формулировать педагогические задачи; одним словом, без педагогической диагностики невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности учащихся.

Педагогическая диагностика – это педагогическая деятельность, направленная на изучение объектов и субъектов педагогического процесса в целях сотрудничества с ними и управления этим процессом.

Разработанная и представленная педагогом программа подготовки детей сирот к самостоятельной жизни создавалась на основе изучения богатого научного и методического наследия в сфере трудового нравственного воспитания, осмысления типичного и особенного в педагогических моделях воспитательных систем, отбора и систематизации методических форм и средств стимулирования нравственного развития ребёнка, а также на основе собственного исследовательского поиска, педагогического опыта, анализа широкого опыта педагогической практики.

Воспитание и развитие личности школьника может эффективно осуществляться в процессе трудового воспитания учащихся в рамках учебно-воспитательного процесса в интернате.

Психолого-педагогический комплекс методов и средств воспитательного влияния на личность позволяет обеспечить субъектный подход к воспитанию, вычленить динамику объектно-субъектной позиции ребенка в процессе его социализации.

Таким образом, полученные в процессе работы результаты и сформулированные на их основе выводы, длительный опыт внедрения позволяют говорить об эффективности предложенной системы работы по программе, ориентированной на подготовку детей-сирот к самореализации, самоактуализации, успешной социализации в обществе.

Ключевые понятия данной программы – личность, социализация, общечеловеческие ценности, образ жизни. Эти понятия рассматриваются в следующем контексте:

Личность – нравственно ориентированный человек, способный взять на себя моральную ответственность за решение или действие, персонифицирующий своё Я в контексте с другими, стремящийся к нравственной самооценке и самосовершенствованию.

Общечеловеческие ценности – гуманистические нормы общечеловеческой морали, в основе которых лежит убеждение в безграничности возможностей человека, его способности к совершенствованию, утверждение достоинства личности.

Образ жизни – устоявшиеся нормы индивидуальной жизни и деятельности личности, характеризующие особенности её поведения, общения, нравственную связь между способом действия и мышления, когда мотивы и стимулы повседневного поведения становятся выражением сознательного нравственного выбора, сориентированного на нравственные ценности.

Социализация – процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, установок, норм, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Сферы социализации – деятельность, общение, самосознание.

Задача программы заключена в построении, теоретическом обосновании и методическом обеспечении целостной системы трудового воспитания воспитанников интерната, выявлении его гуманистического воспитательного потенциала в условиях модернизации российского образования и перехода на профильное обучение.

Педагогическое решение задачи основано на рассмотрении трудового воспитания как феномена, целью которого является социализация личности , что имеет огромное значение на современном этапе общественной жизни.

В силу определенных экономических, социальных, психологических причин задача управления процессом социализации ложится на образовательное учреждение. И здесь роль педагогов-воспитателей интерната нельзя недооценить. Таким образом, от их профессиональной подготовки и опыта сегодня зависит будущее нашего общества.

ЭТАПЫ ЭКСПЕРЕМЕНТА И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ «Я СТРОЮ СЕБЯ САМ»

I. I. Личностный блок.

Цель: Способствовать осознанию себя (своей личности) и пониманию других людей.

Задачи: 1. Формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем.

2. Знакомство с чертами личности – первичными и вторичными способностями.

3. Формирование возможностей распознавать собственные личностные качества и качества других людей.

I. ДИАГНОСТИКА «ПАВЛИН»

НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЕЙ ЦЕННОСТИ, РАНЖИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ.

II. II. Эмоциональный блок.

Цель: Расширение знания воспитанников о чувствах и эмоциях, умение реагировать на эмоции.

Задачи: 1. Формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций. Повышение эмоциональной зрелости.

2. Осознание проявления эмоций.

3. Поиск путей выражения эмоций в социально приемлемой форме.

III. III. Коммуникативный блок.

Цель: Формирование навыков общения.

Задачи: 1. Формирование умения отстаивать свою позицию.

2. Обучение общению.

3. Формирование умений учащихся применять полученные знания в реальном общении.

IV. IV. Блок социальной активности.

Цель: Способствовать успешному взаимодействию воспитанников в различных ситуациях, достижению ими поставленных целей, выстраиванию конструктивных отношений в обществе.

Задачи: 1. Знакомство с различными социальными институтами и социальными ролями.

2. Обучение конкретным социальным навыкам.

V. V. Семейный блок.

Цель: Осознание и принятие своего жизненного опыта для последующего построения собственной жизни.

Задачи: 1. Моделирование образа прошлого.

2. Моделирование образа будущего.

3. Формирование образа избранника (избранницы) старшеклассников.

VI. VI. Интеграционный блок.

Цель: Осваивание новых возможностей в различных сферах жизни: своих способностей, интересов, взаимоотношений с другими людьми, новых возможностей в преодолении конфликтов, ценностей, идеалов.

Задачи: 1. Формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций. Повышение эмоциональной зрелости.

2. Осознание проявления эмоций.

4. Поиск путей выражения эмоций в социально приемлемой форме.




 


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации