ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ШКОЛЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Из опыта работы
Козловой О.И.,
учителя начальных классов МОУ СОШ №62 г. Оренбурга

Выполнила: зав УМК коррекционно-развивающего обучения Маркова С.А.
Дата выполнения: 18.10.2004

Для учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы, работающих в классах КРО в условиях массовой школы, а также для педагогов-психологов и родителей.

I.Сведения о педагоге-психологе.

Козлова Ольга Ивановна – учитель начальных классов высшей категории, с 2004 года МОУ СОШ №62 г. Оренбурга. Работает в данной должности 17 лет. Общий педагогический стаж Ольги Ивановны составляет 24 года. Последние три года Козлова О.И. активно работает над проблемой : формирование навыка чтения у детей с задержкой психического развития в условиях массовой школы как основа развития личности.

ll. Теоретическое обоснование опыта

Проблемы навыка чтения продолжает оставаться недостаточно изученной, в частности остается нерешенным важнейший вопрос об организации коррекционной работы по формированию навыков чтения учащихся с задержкой психического развития в условиях массовой школы.

Профессионально-педагогическая деятельность предполагает хорошие знание учителем современной психологии, умение использовать ее достижения в своей повседневной работе. Только изучая природу и закономерности процессов учения и воспитания, Ольга Ивановна смогла достичь положительных результатов.

Так, выбирая методы и приемы работы для формирования навыка чтения, ей пришлось сначала кропотливо изучить закономерность самого процесса овладения навыком чтения, суть которого заключается в том, что каждый ребенок в процессе овладения навыком чтения вначале читает послоговым способом, затем целиком, а более сложные все также - по слогам. Далее большую часть слов читает слитно и только некоторые послоговым способом. И наконец, использует синтетический способ чтения, то есть целым словом и группами слов.

Данный опыт является актуальным и перспективным, а также практически значимым для педагогов, стремящихся повысить качество учебно-воспитательного процесса. Низкий уровень навыка чтения свойственный детям с задержкой психического развития, проявляющийся в узости объема и низком качестве устойчивости, концентрации и нарушения в области распределения, переключения внимания препятствует успешному обучению детей с задержкой психического развития, а также развитию их личности в целом.

Проблемой начального образования на современном этапе является недостаточная степень развития устной и письменной речи учащихся, хотя этот вопрос хорошо разработан в теоретическом плане, в частности такими крупными учеными, как С.Выготский, А.Леонтьев, Л.Занков и другими. В своих трудах они писали о том, что объективно существует связь между языком и мышлением, между уровнем развития речи и степенью умственного развития ученика, развитием его мыслительных способностей, так существует и органическая связь между устной и письменной речью. Педагогической практикой проверены положения психологов о значении работы по развитию речи для развития мышления и работы по развитию мышления для развития речи. Полноценное и эффективное развитие речи невозможно без развития навыков и умений чтения.

Много лет работая над этой проблемой, Ольга Ивановна поняла, что нужно перестраиваться, ведь овладение навыками и умением чтения является условием овладения любыми предметами, входящими в содержание как среднего, так и высшего образования, а также полноценной профессиональной и учебной деятельностью в последующий период. Используются разные приемы, накопленные методикой чтения. Работы Н.В.Нечаевой «Изучение результативности развития речевой деятельности школьников», «Как учить грамоте читающих и не читающих детей», Л.Н.Засориной «Развивающее чтение как педагогическая технология», Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии». Неоценимую помощь в этой работе оказывают книги С.Н.Костроминой, Л.Г.Нечаевой «Как преодолеть трудности в обучении чтению» - практические психологи дают ответы на многие вопросы, связанные с развитием способностей ребенка к чтению; Р.И.Лалаевой «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников». Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем, так как они оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. Впервые на эти нарушения указал А.Куссмауль еще в 1817 году. Затем появилось много других работ, в которых давались описания с различными нарушениями чтения и письма. В.Морган, Керр рассматривали эту проблему с точки зрения врачей-окулистов, Ф.А.Рау, Р.М.Босклс, Р.Е.Левина определяли связи между нарушениями чтения и деффектами устной речи и слуха, К.Локай, М.Куцем считают, что нарушение чтения не является изолированным нарушением, а представляет собой только один из симптомов, с которыми ассоциируются нарушения устной речи, моторики, пространственной ориентации, М.Захалкова, Б.Хальгрен, Рейнхольд отмечали наследственную отягощенность, Ингрэм устанавливает корреляции между нарушениями чтения и задержкой развития, В.А.Ковшиков, Ю.Т.Демьянов объясняют нарушение чтения с недостаточностью ряда психических функций и др.

В своей практической работе Козлова О.И. руководствуется учебным пособием Р.И.Лалаевой «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников», используя примеы технологии совершенствования общеучебных умений в начальной школе В.И.Зайцева.

В процессе работы были использованы методы повышения культуры поведения и общения детей, что само по себе является важнейшей педагогической задачей. Одним из путей решения данной проблемы явилась организация обучения учащихся нормативному и эффективному общению. В связи с этим в школе №62 разработана программа спецкурса «Общение».

Новизна и теоретическая значимость заключается в том, что педагог в своей практической деятельности учитывает причины, тормозящие скорость чтения: природный темп деятельности, регрессии, отсутствие антиципации, артикуляции, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти. А также важнейшей своей задачей ставит определение данных причин у ребенка и формирование пакета рекомендаций родителям и упражнений для работы над проблемой, если она существует.

III. Технологические процедуры в границах данного опыта.

Эффективная помощь учащимся может быть оказана на путях психолого-педагогического подхода к анализу и устранению возникших у них в процессе обучения трудностей. Чтобы достичь положительных результатов на уроках, индивидуальных, коррекционных занятиях предлагать специальные задания не только учебного характера, которые на первом этапе имеют диагностическую направленность с целью выявления психологических причин, вызывающих те или иные конкретные трудности школьников. На втором этапе, исходя из принципа единства диагностики и коррекции, эти же задания можно использовать в качестве средства психолого-педагогической коррекции.

Создание положительного эмоционального состояния посредством комплексной медико-психолого-педагогической поддержки детей привело к достижению положительных результатов. Оказывалась медицинская помощь, предполагающая для детей с хронически тревожным отрицательным настроением необходимость врачебной помощи по реабилитации их психосоматического здоровья. Школьный психолог использовал арсенал психотреннинговых технологий для психокоррекции настроения учащихся, их познавательной сферы. Учителем были использованы педагогические технологии, направленные на успешное усвоение учебного материала, развитие познавательной сферы учащегося. Совершенствование технологии обучения: насыщение учебного процесса и учебной среды эмоциональными стимуляторами - игрой, соревнованием, иллюстрациями, образностью изложения, положительными эмоциями уверенности, успеха. Преподнесение учебного материала небольшими дозами, использование дополнительных способов облегчения трудных заданий, оценивание всех этапов в усвоении изучаемых тем. В коррекционной работе устной речи Ольга Ивановна фиксирует внимание детей на уточнении смысла слова, на возможности смысловых связей между словами, своевременно предупреждает неточное или ошибочное употребление какого-либо слова, упражняет в многократном использовании новой лексики, в разнообразных контекстах. Она организует педагогическую поддержку детей с ослабленным вниманием, памятью: микроалгоритмическая организация деятельности учащихся, смена деятельности на другую, более легкую, использование красочного наглядного материала, оречевление учеником своей деятельности, учет и опора на ведущий зрительный или слуховой тип памяти, многократное повторение и др.

Коррекция недостатков развития детей предполагает объединение усилий школы и семьи, где консультации являются одной из форм этой совместной работы. В организации и проведении консультаций учитель ставит своими задачами педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры, а главное – он целенаправленно стремится вызвать у родителей интерес к собственному ребенку, помочь в формировании подхода к нему, способствовать с позиции интересов ребенка нормализации его учебной деятельности. Рассмотрим вопрос на примере одного из главных трудностей - трудности обучения навыкам чтения.

Дети с пониженной обучаемостью характеризуются слабой осознанностью своего мыслительного процесса, умственной пассивностью, неустойчивостью ума. Осознание для них выступает особой задачей и в этом случае требуется помощь в освоении программного материала: более развернутое объяснение с опорой на наглядность, выполнение большего количества упражнений с очень медленно, постепенно повышающейся трудностью, многократный возврат к уже изученному. В практике эффективным является применение тетради с печатной основой по математике, русскому языку, «Игровой словарик», где идет отработка, тренинг материала; используются приемы, которые содействуют формированию учебной деятельности и коррекции ее недостатков.

IV. Методический инструментарий опыта.

Одной из основных причин труднообучаемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое получило название «задержка психического развития». В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятие, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы.

Следовательно, учителю необходимо строить индивидуально-коррекционную работу с детьми по этим направлениям в целях достижения положительных результатов. А именно:

– общая коррекционная направленность всего процесса обучения, обеспечивающая соответствуюший учебный план, а именно, увеличенное число часов на трудные разделы программы; индивидуальные коррекционные занятия по восполнению пробелов в знаниях;

– использование опор, позволяющих приучать к аналитической обработке информации, к логической последовательности, к рациональным способам деятельности;

– создание микропроблемной ситуации, вместе с учащимися поиск нового задания, помогающего решить эту ситуацию; такая работа стимулирует познавательную активность и самостоятельность мышления, помогает активизировать инертные мыслительные процессы;

– оречевление умственных действий ( цели, плана, способа, результат деятельности или коментирование );

С ослабленным вниманием, памятью предлагаются следующие методические рекомендации учителю:

- микроалгометрическая организация деятельности учащихся на уроке, то есть выслушать устное задание еще раз;

- при признаках истощения внимания смена деятельности на более легкую;

- использование разнообразных видов занятий, игровых моментов;

- применение красочного наглядного дидактического материала, вместо инструкций требующих переключения внимания на последовательную постановку одноцелевых заданий;

- организация самопланирования и самопроверки;

Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей. Учителю необходимо построить свою работу по восполнению пробелов в речевом развитии по трем основным направлениям:

- коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи;

- уточнение, обогащение и активизация словаря;

- коррекция грамматического строя речи;

Рекомендации учителю по коррекционной работе устной речи могут быть следующие:

- постоянно следить за качеством произношений звуков детьми, требовать от них утрированного, четкого произношения корригирующих звуков;

- фиксировать внимание на артикуляционных ощущениях при произношении;

- формировать навыки звукового анализа;

- фиксировать внимание детей на уточнении смысла слов, предупреждать неточное или ошибочное употребление какого-либо слова, упражнять в многократном использовании новой лексики в разнообразных контекстах;

- использовать алгоритмы составления связного высказывания;

- к ответам детей следует относиться бережно, каждого выслушивать до конца;

У детей с ЗПР также наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации, страдает у детей моторика кистей и пальцев рук. Необходимо учителю проводить специальный курс «Моторика», во время урока, на занятиях группы продленного дня рекомендовать:

- упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений;

- упражнения на развитие динамической координации движений;

- упражнения на развитие ритмической организации движений, переключаемость;

- упражнения с предметами;

- графическая работа;

Учитывая ослабленность мотивационной сферы учителю необходимо проводить работу по формированию: активной позиции школьника, положительного отношения, познавательного интереса. В этих целях рекомендуется:

- заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, снижать тревожность детей;

- создавать ситуацию успеха в учебной деятельности;

- шире опираться на игру как ведущую деятельность ребенка с ЗПР, включая интеллектуальные игры с правилами;

- целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, возбуждать интеллектуальные эмоции – удивления, новизны, сомнения, достижения, формировать внутренний оптимистический настрой у детей;

Успех коррекционного обучения во многом определяется также и тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя и родителей. Необходимо отметить роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий:

А) единство требований к ребенку

Б) контроль за выполнением заданий

В) помощь в оформлении тетрадей ребенка, игр, дидактического материала

Г) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в школе, в классе.

Коррекция недостатков развития детей предполагает активное участие родителей, по этому поводу можно дать следующие рекомендации:

1. Поверьте в уникальность своего ребенка.

2. Принимайте его таким , какой он есть.

3. Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь. Дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.

4. Постарайтесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты.

5. Не спешите прибегать к наказаниям.

6. Чаще разговаривайте с ребенком.

7. Выполнять рекомендации учителя, посещать родительские собрания, принимать самое активное участие в школьной жизни ребенка.

V. Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данном опыте

Реализуя свою работу совместно с родителями, другими специалистами, и выполняя перечисленные условия, Козлова О.И. добилась положительной динамики в формировании навыков чтения; а также положительной динамика личностных изменений ребенка с ЗПР.

Совместная работа с родителями, тесный контакт и взаимопонимание дают положительный результат в работе. Совместно со школьным психологом был проведен мониторинг психических процессов учащихся, показавший положительную динамику.

2003-2004 Мышление Воображение Память Внимание Зрительное восприятие
Октябрь 47% 56% 50% 30% 50%
Декабрь 63% 74% 75% 40% 75%

Изучение мотивации показало следующие результаты:

60% - высокий уровень мотивации;

20% - средний уровень мотивации;

20% - положительное отношение к школе.

Проверка навыка чтения показала, что 40% учащихся читают выше нормы, 50% читают в норме и лишь 10% - ниже нормы. Однако и эта группа детей показывает положительную динамику в чтении, но в силу объективных причин не укладывается в норму (заикание, ОНР). С такими детьми проводится индивидуальная коррекционная работа, которая осуществляется в тесном контакте с родителями. В результате выравнивается техника чтения, наращивается его темп.

Программа индивидуального маршрута с детьми с задержкой психического развития включает составление речевой карты, карты характеристик особенностей познавательной деятельности ученика. Данная программа позволяет целенаправленно выявлять свойства и специфические особенности личности, которые наиболее значимы для оценки ее состояния; отражать основные доминанты развития личности учащихся, индивидуальную структуру дефекта и динамику развития на протяжении обучения в школы. Здесь нашла отражение индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения ребенка с фонетико-фонематическом недоразвитием речи, дизартрии средней степени тяжести. На основании речевой карты составляется индивидуальный маршрут коррекционной работы, который условно делится на несколько этапов: подготовительный; формирование произносительных умений и навыков; совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения; систематические упражнения на развитие внимания и памяти, мышления на отработанном в произношении материале; развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

Индивидуальное изучение детей, проведенное по определенной программе, позволяет собрать достаточно представительный материал и создать маршрут, который становится для учителя надежной формой обратной связи, помогающей ему в реализации коррекционно-развивающей, диагностической и обучающей функций нового типа обучения.

VI. Культура освоения технологии взаимодействия логопеда с семьей.

Данный опыт может быть использован в работе с детьми начальной школы учителями начальных классов, учителями русского языка и литературы, учителями-логопедами, а также родителями, имеющими детей с проблемами в овладении навыками чтения. Программа работает при выполнении следующих условий:

• умение увидеть отклонения в развитии ребенка и поставить предварительный педагогический диагноз этому отклонению;

• провести педагогическую диагностику отклонения, спрогнозировать пути дальнейшего развития ребенка с учетом наличия дефекта и его последствий;

• определить общие и конкретные задачи коррекционного обу­чения и воспитания данной группы детей;

• планировать отдельные виды коррекционной работы;

• критически оценивать и эффективно использовать в целях
коррекции и компенсации научную и научно-педагогическую ин­формацию;

• учитывать в учебно-воспитательном процессе характерные
психолого-педагогические факторы компенсации, использовать
их в коррекционной деятельности;

• отбирать и применять необходимые для решения коррекционных задач методы, приемы и средства обучения, воспитания,
диагностики, коррекции, компенсации;

• создавать коррекционные условия воспитания, обучения, раз­
вития и социальной адаптации детей для усвоения ими интеллектуального и нравственного опыта;

• владеть специфическими средствами обучения и адекватно
ими пользоваться;

• формировать положительную мотивацию участия в коррекционной работе у детей с недостатками в развитии и воспитывать у
них оптимизм, видение жизненной перспективы, ощущение успеха;

• выполнять различные виды социальной деятельности, направленные на оказание помощи в их социальной адаптации;

• определять результативность коррекционной работы во всех
средах и на всех этапах педагогической деятельности;

• перестраивать свою профессионально-педагогическую деятельность в соответствии с ситуацией;

осознанно и критично управлять своей коррекционной деятельностью.

Учитель, по мнению Козловой О.И., занимает значимое место в системе коррекционно-педагогической деятельности. Хочется видеть педагога XXI века как учителя-предметника, учителя-организатора, учителя-интеллигента и просветителя, учителя-коммуникатора

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации