РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ 8-9 лет

из опыта работы
ЕРШОВОЙ МАРИИ НИКОЛАЕВНЫ

Выполнила: зав УМК коррекционно-развивающего обучения Маркова С.А.
Дата выполнения: 22.11.04

Для специальных психологов, учителей психологии, а также педагогов, работающих в специальных (коррекционных) ОУ VIII вида

I. Сведения об учителе психологии.

Ершова Мария Николаевна – учитель психологии высшей категории Государственной специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 33 г. Орска Общий педагогический стаж Марии Николаевны составляет 26 лет. Последние три года Ершова М.Н. активно работает над проблемой : «Развитие и коррекция зрительного восприятия умственно отсталых школьников 8-9 лет».

ll. Теоретическое обоснование опыта

В настоящее время наиболее изученным является зрительное восприятие умственно отсталых школьников. Это обусловлено тем, что зрение более, чем какой-либо другой анализатор, позволяет получать широкую, многоаспектную и разнообразную информацию об окружающем мире. Определенное значение имеют также относительная разработанность и апробированность экспериментальных психологических методик.

Сложность протекания процесса зрительного восприятия умственно отсталых школьников начальных классов, их плохая адаптированность к окружающему миру и, вследствие этого, плохая социализация позволила Марии Николаевне разработать специальный курс «Развитие и коррекция психомоторных и сенсорных процессов». Для школьников 8-9 лет.

Данный опыт предоставляет возможность развить («довести») до уровня потенциальных возможностей всех и каждого из умственно отсталых школьников экспериментальной группы

Разрабатывая теоретическую базу по данной проблеме Ершова М.Н. по вопросам общей психологии использовала следующую литературу:

1.Возрастная и педагогическая психология / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В.Гамезо и др.

2. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. / Под ред. Гамезо М.В.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. материалы к курсу «Общая психология» и др.

По вопросам специальной психологии использовала следующую литературу:

1. Рубинштейн. Психология умственно отсталого школьника.

2. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников.

3. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка.

4. . Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых детей.

5. Кузьмина-Сыромятникова Н.Ф. Воспитание познавательных интересов учащихся вспомогательных школ.

6. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей и др.

Целью исследования является выявление уровня развития зрительного восприятия умственно отсталых учащихся 8-9 лет путем использования специальной диагностики, апробация методики его развития у детей данного возраста.

Объектом исследования является процесс развития психомоторных и сенсорных процессов умственно отсталых школьников 8-9 лет.

Предметом исследования является процесс развития и коррекции зрительного восприятия умственно отсталых школьников 8-9 лет.

Гипотеза – процесс развития и коррекции зрительного восприятия умственно отсталых школьников 8-9 лет будет эффективным при условии:

предварительной диагностики уровня развития зрительного восприятия умственно отсталых школьников 8-9 лет для организации дифференцированной и индивидуальной работы по коррекции недостатков зрительного восприятия с каждым из них;
наличия и использования специальной Программы по развитию и коррекции психомоторных и сенсорных процессов у умственно отсталых детей 8-9 лет;
применения программных специальных коррекционно-развивающих игр и упражнений на развитие зрительного восприятия умственно отсталых школьников 8-9 лет не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме.

2. Разработка Программы по развитию психомоторных и сенсорных процессов умственно отсталых школьников 8-9 лет.

3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности этой Программы.

4. Разработка методических рекомендаций для воспитателей и родителей по применению этой программы.

Зрительное восприятие детей определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение считываемого с доски материала, а также с учебника и других пособий. От уровня зрительного восприятия учащихся зависят методы работы учителя: количество и характер наглядных пособий, правильный их подбор, время и место их применения на уроке.

Формированию и развитию основных структур восприятия умственно отсталых детей может способствовать правильное применение методов психолого-педагогического исследования. Поэтому одним из важнейших методов исследования, способствующих развитию восприятия детей, является использование специальных обучающих игр, заданий и упражнений, а также метод диагностического обследования.

III. Технологические процедуры в границах данного опыта

Исследовательская работа была начата в сентябре 2002 г. и продолжалась до мая 2003 г. База исследования: ГСКО школа-интернат № 33 VIII вида города Орска Оренбургской области. В экспериментальном исследовании приняли участие школьники 2 «А» класса – экспериментальная группа испытуемых, школьники 2 «Б» класса – контрольная группа испытуемых.

Чтобы подтвердить выдвинутую гипотезу, была проведена следующая работа:

- Изучили психологическую и педагогическую литературу по данной проблеме.

- Подобрали различные методики для диагностики уровня развития зрительного восприятия умственно отсталых школьников 8-9 лет;

- Диагностировали уровень развития зрительного восприятия испытуемых экспериментальной и контрольной групп на начало исследования.

- Разработали Программу по развитию психомоторных и сенсорных процессов у умственно отсталых школьников 8-9 лет.

- Опытно-экспериментальным путем проверили эффективность данной программы;

- Провели диагностику уровня развития зрительного восприятия испытуемых экспериментальной группы и контрольной группы с констатацией достигнутых результатов на конец исследования (май 2003 г.);

- Выработали методические рекомендации для учителей, воспитателей и родителей по применению Программы развития психомоторных и сенсорных процессов у умственно отсталых школьников 8-9 лет.

На 1 этапе исследования (сентябрь 2002 г.) мы провели констатирующий эксперимент. Сначала мы провели предварительную диагностику уровня зрительного восприятия испытуемых с целью последующей организации дифференцированной и индивидуальной работы с каждым из них.

Для этого мы подобрали диагностический пакет методик по оценке уровня развития зрительного восприятия испытуемых экспериментальной и контрольной групп. В него вошло пять методик:

1. проба «Назови фигуры»;

2. методика оценки уровня развития восприятия величины предмета;

3. методика поиска информации для диагностики особенностей восприятия (точности и скорости) – 100-клеточная таблица с набором геометрических фигур;

4. методика поиска информации для диагностики особенностей восприятия (точности и скорости) – 100-клеточная таблица с набором букв;

5. методика для диагностики уровня развития наблюдательности «Найди отличия».

Затем определили принципы интерпретации уровней развития зрительного восприятия испытуемых . Затем исследовали зрительное восприятие испытуемых обеих групп (экспериментальной и контрольной).

Скорость и точность являются основными показателями развития восприятия. Поэтому мы провели исследование и этих показателей. А чтобы результаты были более достоверными, использовали не одну, а две методики.



Констатирующий эксперимент дал возможность сравнить уровни развития зрительного восприятия испытуемых экспериментальной и контрольной групп на начало исследования по пяти методикам В результате этого сравнения мы делаем следующий вывод: испытуемые экспериментальной и контрольной групп на момент констатирующего эксперимента имели одинаковые уровни развития зрительного восприятия.

IV. Методический инструментарий опыта.

На этапе формирующего эксперимента Ершова М.Н.

- Разработала Программу по развитию и коррекции психомоторных и сенсорных процессов у умственно отсталых школьников 8-9 лет;

- Опытно-экспериментальным путем проверила эффективность данной Программы;

- Провела диагностику уровня развития зрительного восприятия испытуемых экспериментальной группы и контрольной группы с констатацией достигнутых результатов на конец исследований (май 2003 г.);

- Выработала методические рекомендации для учителей, воспитателей и родителей по применению программы развития психомоторных и сенсорных процессов у умственно отсталых школьников 8-9 лет.

Программа предлагает систему игровых занятий для комплексного психического развития умственно отсталых школьников 8-9 лет. Основной целью коррекционно-развивающей программы является развитие («доведение») до уровня потенциальных возможностей всех и каждого из школьников группы посредством использования специальных заданий двух видов:

- коррекционно-развивающие задания, построенные на учебном материале;

- коррекционно-развивающие задания, построенные на неучебном материале.

Задания первого вида предполагают усиление развивающего эффекта предполагаемого для усвоения учебного материала путем его определенной методической инструментовки. Такие задания предлагаются обычно при фронтальной работе с классом (группой) в тех случаях, когда из данных диагностики следует, что большинству детей требуется специальная помощь по развитию того или иного психического процесса или коррекция их недостатков. Наиболее часто в этом ключе реализуются программы развития зрительного восприятия, пространственной ориентации и коррекции их недостатков или программы развития и совершенствования тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук, зрительно-двигательной координации.

Второй вид заданий также включается в ткань уроков и, кроме того, используется при организации детской деятельности во вторую половину дня (самостоятельная игровая деятельность школьников в группах интерната, самоподготовка, воспитательский час, коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, развивающие занятия с родителями в условиях семьи и др.). Эти задания также зарекомендовали себя как действенное средство «подтягивания» развития детей.

Частота обращения к тому или иному виду заданий диктуется типичными для класса трудностями и индивидуальными потребностями умственно отсталых школьников.

Программа составлена в определенной последовательности: первоочередное развитие тех процессов, которые являются базовыми для других, и постепенное увеличение нагрузки на психические процессы в результате усложнения заданий. Игры, задания и упражнения для уроков подбирались из различных источников, некоторые Мария Николаевна разрабатывала сама. В ходе работы с детьми программа (ей уже 4 года) неоднократно корректировалась. Программа прошла практическую проверку и показала свою эффективность.

В работе над программой использовались принципы, методы и приемы традиционной системы обучения с элементами метода М. Монтессори использовались методы и приемы развивающего обучения, игровых технологий, ТРИЗ. Главным принципом обучения был принцип коррекционно-развивающей направленности.

Составляя данную коррекционно-развивающую Программу, коллега опиралась на принципы:

- системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

- единства диагностики и коррекции;

- приоритетности коррекции причинного типа;

- деятельностный принцип коррекции;

- учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей школьника;

- комплексности методов психологического воздействия;

- активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной Программе;

- опоры на разные уровни организации психических процессов;

- программированного обучения;

- возрастания сложности;

- учета объема и степени разнообразия материала;

- учета эмоциональной окрашенности материала.

Реализация программы по развитию и коррекциии сенсомоторных и сенсорных процессов умственно отсталых школьников 8-9 лет происходила не только на уроках психологии, но и на предметных уроках (как часть коррекционно-развивающей работы в школе 8 вида), во внеурочное время: самоподготовки, воспитательские часы, режимные моменты в интернате и в выходные и каникулярные дни с родителями дома. Для этого была организована тесная взаимосвязь учителя-психолога с учителями начальных классов, воспитателями интерната, логопедом и родителями. Воспитателями организовывались игровые тренинги для развития восприятия и наблюдательности школьников. На родительских собраниях (в сентябре и ноябре 2002 г.) для родителей были проведены следующие тематические беседы:

1. Особенности восприятия умственно отсталых школьников 8-9 лет и его роль в учебной деятельности.

2. Совместная работа педагогов и родителей по развитию восприятия у школьников.

Были рекомендованы конкретные игры из Программы для занятий с ребенком дома (приложение № 13).

Для педагогов школы-интерната и родителей были разработаны методические рекомендации по применению Программы и созданию условий для формирования и развития зрительного восприятия умственно отсталых школьников:

- Учителям, воспитателям и родителям необходимо постоянно, как в учебное, так и во внеурочное время, использовать специальные коррекционно-развивающие игры и упражнения Программы, направленные на развитие и коррекцию зрительного восприятия умственно отсталых детей. В Программе есть специальные игры, задания и упражнения для использования их в домашних условиях и в группах интерната;

- Для отслеживания динамики уровня развития зрительного восприятия, необходимо проводить диагностику. Время проведения обследования не должно превышать одного урока (или 40 минут). Обследование желательно проводить индивидуально или в подгруппе из 2-3 школьников;

- Частота обращения к тому или иному виду заданий диктуется типичными для группы (или одного ребенка, если это индивидуальное занятие) трудностями и индивидуальными потребностями школьников;

- Для проявления у ребенка самостоятельности во время проведения игр и упражнений необходимо дать возможность выбора того или иного коррекционного материала;

- Для усидчивости детей применять наиболее действенные приемы (игровой тренинг, сюрпризные моменты, элементы соревнования, физминутки, поощрения детей и т.д.).

- Эффективность применения Программы будет особенно высокой, если взрослый будет учитывать актуальный уровень развития и потенциальные возможности всех и каждого из школьников группы;

- Оптимально, если реализация Программы развития и коррекции зрительного восприятия будет проводиться одновременно учителем-психологом, учителями начальных классов, учителем-логопедом, воспитателями и родителями.

Успешности коррекционно-развивающей программы способствовали: высокая мотивация школьников, наличие предметно-развивающей среды в кабинете учителя-психолога, в группах интерната и заинтересованность воспитателей, учителей и родителей.

Для подведения итогов формирующего эксперимента был подобран диагностический пакет методик для оценки уровня развития зрительного восприятия испытуемых экспериментальной и контрольной групп. В диагностический пакет вошли 5 методик:

1. Методика для оценки уровня развития восприятия величины предмета.

2. Методика: «Чего не хватает?» (Немов Р.С.).

3. Методика: «Какие предметы спрятаны в рисунке?». (Немов Р.С.).

4. Методики для поиска информации для диагностики особенностей восприятия (точность и скорость) – 100-клеточная таблица с графическими изображениями и 100-клеточная таблица с геометрическими фигурами разного размера и разного цвета.

5. Методика для диагностики уровня развития наблюдательности у школьников.

V. Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данном опыте

На протяжении 3-х лет фиксировалась положительная динамика развития зрительного восприятия умственно отсталых школьников.

И в результате проведенного исследования мы убедились в том, что развитие восприятия у школьников не происходит само собой. Здесь велика роль учителя, который специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. В развитии восприятия учащихся немалую роль могут сыграть воспитатели интерната и родители, организуя занятия с детьми. Такой всесторонний подход к развитию восприятия умственно отсталых школьников даст, несомненно, положительный результат. К которому и следует стремиться.

VI. Культура освоения технологии коррекции восприятия умственно отсталых школьников 8-9 лет.

Данный опыт может быть использован в работе с умственно отсталыми школьниками 8-9 лет педагогами-психологами, а также педагогами начальной школы, работающими с умственно отсталыми детьми и имеющими высокую психолого-педагогическую подготовку. Программа работает при соблюдении следующих условий

1. предварительной диагностики уровня развития зрительного восприятия умственно отсталых школьников 8-9 лет для организации дифференцированной и индивидуальной работы по коррекции недостатков зрительного восприятия с каждым из них;

2. наличия и использования специальной Программы по развитию и коррекции психомоторных и сенсорных процессов у умственно отсталых детей 8-9 лет;

3. применении программных специальных коррекционно-развивающих игр и упражнений на развитие зрительного восприятия умственно отсталых школьников 8-9 лет не только в учебной, но и во внеурочной деятельности.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации