Взаимодействие логопеда с семьей в реализации задач коррекционно-педагогической работы.
из опыта работы
Смирновой Людмилы Анатольевны
(обобщение опыта работы по коррекции произношения детей,
имеющих нарушения речи)
Выполнила: зав УМК коррекционно-развивающего обучения Маркова С.А.
Дата: 06.02.2004

Для учителей-логопедов, а также родителей, имеющих детей с нарушениями речи.

I. Сведения о педагоге-психологе.

Смирнова Людмила Анатольевна – учитель-логопед, высшей категории с 1998 года Грачевской средней общеобразовательной школы Грачевского района. Работает в данной должности 10 лет. Общий педагогический стаж Людмилы Анатольевны составляет 24 года. Последние три года Смирнова Л.А. активно работает над проблемой : подключение родителей к формированию правильной речи детей, что обусловлено условиями современной жизни и недостаточным вниманием к развитию правильной речи у детей со стороны родителей.

ll. Теоретическое обоснование опыта

Среди множества проблем, находящихся на стыке клинических дисциплин специальной психологии и педагогики, проблема приобщения семьи к формированию правильной речи, тем более актуальна, что все большее число детей страдает нарушениями речи.

Это общечеловеческая проблема, с которой встречались и встречаются родители любой страны мира. Проблема заключается в подключении семьи сформировать правильную речь у ребенка.

К сожалению, такие дети будут и в обозримом будущем.

В последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. По данным МОРФ, 85% детей – воспитанники детских садов, учащиеся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Около 25% детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи, но никто не подсчитывал, сколько еще детей с нарушениями речи в сельских школах, садах.

К логопеду такие дети попадают перед школой, в лучшем случае после пяти лет. Самый значимый для развития ребенка возраст (сензитивный) упущен. Отсюда масса проблем не только с устной, но и с письменной речью. Эти проблемы особенно ярко проявляются у детей при обучении чтению, письму, а в дальнейшем при выборе профессии.

А ведь внимательное отношение к ребенку с первых дней его жизни дает возможность мамам, врачам, особенно педиатрам, своевременно выявить предраспологающие факторы и принять меры к их устранению. В процессе формирования правильной речи детей большое место должна занимать семья, воспитатели, логопеды, психологи. Для включения членов семьи в эту работу они должны пройти специальную подготовку, получить определенные рекомендации.

Поэтому Смирнова Л.А. понимает свою задачу не только как коррекционно-логопедическую, но и как просветительско-консультативную.

В связи с тем, что правильная речь является одной из важных предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса его социальной адаптации, актуальным сегодня помимо коррекционно-логопедической является усиление просветительской работы.

Объектом исследования является процесс развития речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет. Предметом исследования является коррекция речевого развития дошкольников в условиях, обеспечивающих преемственность между работой логопеда и семьи.

Цель исследования: усиления влияния и улучшения качества работы семьи и логопеда по формированию правильного произношения детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи.

Задачи исследования:


· проанализировать литературу по данному вопросу;
· изучить начальный уровень речевого развития;
· осуществить контроль динамики и качества речевого развития;
· разработать методические рекомендации для логопеда и родителей;
· обучить родителей предложенным методикам;
· научить родителей простым, эффективным методам домашней коррекции речи.

Гипотеза исследования: было предположено, что эффективность коррекции речи возможна при наличии следующих условий: осуществление просветительской работы в семье разными специалистами; осуществление преемственности в коррекционно-педагогической работе (семья-логопед); разработка методических рекомендаций по коррекции речи для родителей и логопеда.

Методологической базой исследований являются научные концепции, разработанные НИИ Коррекционной педагогики АПН (Москва), дефектологическими факультетами пединститутов (Москва, Санкт-Петербург), институтом психиатрии Минздрава, в отделе патологии речи Института неврологии АМН.

Теоретической базой исследований явились работы, рассматривающие вопросы коррекции нарушений звукопроизношения (М.Е.Хватцева, Р.Е.Левиной, М.Ф.Фомичевой, К.Н.Ефименковой, С.Н.Шаховской, Е.Ф.Рау, Л.Ф.Спировой и других. )

В процессе работы был использован комплексный метод речевой диагностики, состоящий из диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного блоков с целью подтверждения выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, включающий: теоретический анализ литературы по проблемам изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта, системно-структурный и факторный анализ, интервью, анкетирование, наблюдение, беседы.

Новизна и теоретическая значимость заключается в усилении просветительского аспекта деятельности логопеда, в разработке методических рекомендаций логопедам и родителям, а также – выявлении влияния семьи на формирование правильной речи детей (путем анкетирования).

III. Технологические процедуры в границах данного опыта.

Одной из задач коррекции речи является составление индивидуального плана и его реализации в совместной работе специалиста-логопеда и родителей.

«Индивидуальный план» коррекции звукопроизношения – это, прежде всего, программа совместных действий специалистов и родителей; это дневник результативности работы по отношению к каждому из участников. Он позволяет наблюдать за продвижением и развитием речи ребенка, анализировать результаты каждого этапа совместных усилий и намечать направления деятельности.

При создании модели «индивидуального плана» Людмила Анатольевна исходила из индивидуальных особенностей ребенка, своеобразия психики, ее неповторимости.

Работа по составлению «индивидуального плана» строится в следующей последовательности:


· изучение начального уровня речевого развития;
· определение основных направлений работы логопеда и родителей;
· составление программы согласованных действий специалиста-логопеда и родителей;
· контроль динамики и качества изменений формирования речи.

Выяснение начального уровня речевого развития ребенка – это первый шаг в составлении «индивидуального плана».

Движение всегда начинается с какой-то отправной точки, начального уровня, разного для каждого ребенка.

Источниками информации для определения начального уровня является: сам ребенок, его родители, различные специалисты.

Составление «индивидуального плана» начинается со сбора информации («общие сведения») о ребенке и его семье. Сведения вносятся в «индивидуальный план» во время или после доброжелательной, доверительной беседы специалиста с родителями.

При определении начального уровня развития речи, недостаточно одной беседы с родителями, поэтому необходимо привлечь разных специалистов.

Субъективная информация полученная от родителей, объективные данные, полученные специалистами, целесообразно обсудить на консилиуме специалистов. Это поможет определить основные направления работы с ребенком и его родителями.

На основании информации о ребенке и его родителях, рекомендациях консилиума, специалист-логопед определяет основные направления работы с ними.

При составлении плана работы с ребенком выделяются первоочередные задачи для каждой группы детей, они будут разные в зависимости от индивидуальных особенностей.

Для планирования работы с родителями важно выяснить картину внутрисемейных отношений (в чем поможет психолог) состоятельность родителей оказать помощь ребенку.

Работу целесообразно планировать по следующим направлениям: просвещение родителей специалистами в области психолого-педагогических особенностей детей с нарушениями речи; обучение несложным приемам коррекции в «родительских мастерских»; эмоционально-психологическая поддержка родителей.

Каждый фактор «качества речи» и изменения его составляющих могут оцениваться не только количественно, но и качественно. Целесообразно фиксировать изменения ежемесячно.

В разделе «Оценка изменений…» предлагается фиксировать изменения в цвете, а также давать характеристику продвижений как «значительные», «достаточные», «незначительные». Однако возможны и случаи отсутствия продвижений, или «негативные» изменения, что должно заставить задуматься о причинах таких результатов работы.

В разделе «Дневник наблюдений» (качественные изменения) необходимо фиксировать даже самые маленькие успехи ребенка: выполняет самостоятельно; выполняет при незначительной помощи; выполняет только при помощи взрослого; не может выполнить.

Экспертная оценка каждого «шага» согласованных действий складывается из оценки родителей и специалиста, фиксирующего не только успехи или нерешенные проблемы, но и пути их решения, сопоставляя возможности ребенка, сложность проблем, пути их реализации и результативность согласованных действий. В план могут быть внесены изменения, ориентированные на наиболее реальные задачи.

Эти изменения вносятся в план после совместного решения родителей, логопеда, психолога, консультаций врача.

IV. Методический инструментарий опыта.

Помощь детям с нарушениями речи заключается, прежде всего, в оказании поддержки их родителями. Такая поддержка должна быть направлена на развитие у них уверенности, обеспечение реальными потребностями.

Родители, воспитывающие ребенка с нарушениями речи, страдают от недостатка информации по многим вопросам развития и воспитания. Из опыта работы с родителями видно, что их интересуют вопросы домашней коррекции, возможность общения и обмена информацией между собой.

Родители самостоятельно без помощи логопеда вряд ли смогут правильно организовать процесс воспитания и коррекции речи ребенка в семье.

Цель работы с родителями – знакомство с индивидуальными и возрастными особенностями детей с нарушениями речи, причинами возникновения нарушения, влияние неверной родительской позиции в отношениях с детьми на психическое здоровье ребенка.

Результатом коррекционно-педагогической работы должно стать: знание и понимание ребенка родителями, владение несложными методами коррекции.

Коррекционно-педагогичекий процесс с семьей включает три блока: просветительский, консультативный и собственно коррекционную работу

Задачей просветительского блока коррекционной работы с семьей является ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза.

Для ликвидации психолого-педагогической неграмотности родителей организуются «Родительские лектории», «Клубы семейной педагогики», родительские семинары, «круглые столы».

Консультативный блок представлен индивидуальной формой работ с семьей.

Организация индивидуальных консультаций, «телефонов доверия» должна помочь родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье.

Индивидуальные консультации могут проводить психологи, логопеды, медики, педагоги. Возможно консультирование родителей на совместных консилиумах всеми специалистами сразу.

Собственно, коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных условий для развития ребенка. В данном блоке используются: беседа с каждым членом семьи, с обоими родителями, со всей семьей; групповые занятия с родителями; посещение родителями индивидуальных занятий; эффективные методы домашней коррекции.

В беседах с родителями обсуждается опыт налаживания взаимоотношений на основе устранения таких особенностей родительского отношения, как низкое уважение ребенка: негативизм, агрессия, раздражение. Содержание бесед составляют также следующие вопросы: удовлетворение потребности ребенка в любви со стороны родителей; притязания родителей и возможности ребенка; охранный режим воспитания в семье ребенка с нарушениями речи.

Групповые родительские занятия помогают освоить терапевтический подход родителей к ребенку. Группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними: повышение внимания родителей к ребенку.

Коррекционные группы родителей должны быть постоянными не превышать 5 человек, объединяются общностью проблемы.

Коррекционная работа с родителями в форме «Родительского семинара», позволит обсуждать типичные ошибки родителей в воспитательных воздействиях и установках, вырабатывать конкретные рекомендации по коррекции речи. Наиболее типичными ошибками родителей являются: излишне негативная оценка деятельности ребенка; распространение негативной оценки сторон деятельности ребенка на всю его личность, что может привести к формированию комплекса неполноценности; негативная эмоциональная окраска высказываний (резкий окрик, угрожающие интонации); противопоставление ребенка, его дел и поступков со сверстниками в особенности со здоровыми детьми; резкие переходы от родительских, только положительных оценок к отрицательным, от их наказующего тона к ласковому задабриванию

Ни в коем случае нельзя рассматривать нарушения речи как безнадежное состояние, и ни в коем случае не прекращать борьбу за улучшение речи, воспитание личностных качеств ребенка.

V. Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данном опыт

Реализуя совместную работу родителей, специалистов, логопедов и выполняя перечисленные условия, Смирнова Л.А. добилась улучшения качества речи в экспериментальной группе по сравнению с контрольной на 10-15%.

Дети контрольной и экспериментальной групп через 6 месяцев улучшили свои показатели и перешли из уровня низкого речевого развития на нормальный уровень речевого развития. Однако в экспериментальной группе, где кроме логопеда осуществлялась работа родителей по предложенным методикам, показатель коэффициента речевого развития на 10-15% выше. Это говорит о том, что следует усилить совместную работу логопеда и родителей, а также обеспечить ее всестороннюю преемственность.

VI. Культура освоения технологии взаимодействия логопеда с семьей.

Данный опыт может быть использован в работе с детьми дошкольного возраста (5-6 лет) учителями-логопедами, а также родителями, имеющими детей с проблемами речевого развития. Программа работает при выполнении следующих условий: выявления картины внутрисемейных отношений; осуществления просвещения родителей специалистами; обучения родителей несложным приемам коррекции речи в «родительских мастерских» и осуществления эмоционально-психологической поддержки семьи в виде индивидуальных психотерапевтических бесед и групповых форм общения родителей.