Дополнительная образовательная программа студии раннего развития «Подрастайка»

Автор: Шатохина Татьяна Владимировна, педагог-психолог высшей квалификационной категории  муниципального образовательного автономного учреждения дополнительного образования детей  «Центр развития творчества детей и юношества» г. Новотроицка Оренбургской области

Предоставлено: Андреевой Е.И.

 Актуальность.

В настоящее время для педагогов, психологов, родителей интересна, актуальна, важна тема раннего развития ребенка. Это неслучайно, ведь за каких-то 2-3 года у ребенка происходит огромный скачок в физическом, интеллектуальном, речевом, эмоциональном развитии. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.

Если взрослые на протяжении этого возрастного периода (1-3 года) оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям. Мы, взрослые, несем ответственность за то, какими вырастут дети.

Анализ программ данного направления показал, что с детьми раннего возраста в основном ведется работа, направленная на развитие интеллектуальных способностей, а социальные и коммуникативные умения остаются без должного внимания. В связи с этим возникла необходимость разработать программу, направленную на развитие естественной эмоциональности детей раннего возраста, их коммуникативных способностей, что поможет детям легче адаптироваться к жизненным условиям и жить более активной,  полной жизнью.

Новизна.

  Новизна программы «Подрастайка» заключается  в:

  • создании методики организации совместной деятельности ребенка и родителей, основанной на сочетании организационно – методической  и психологической подготовке взрослых;
  • разработке содержательного аспекта развития  познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка раннего возраста.

 

Главное.

Занятия в студии «Подрастайка» имеют личностную значимость для каждого ребенка, т.к. способствуют установлению более близкого эмоционального контакта в диаде мать – дитя, улучшению речевого развития ребенка, развитию эмоциональной и коммуникативной сфер.

Программа «Подрастайка» предназначена для работы педагога – психолога  с детьми раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) и рассчитана на 2 года.

Занятия в группах студии «Подрастайка» проводятся численностью 5-8 детей, совместно с родителями, так как ребенок раннего возраста «работает на подражание» (копирует действия взрослых: как папа, как мама).  Развитие ребенка  в возрасте от 1,5 до 3 лет идет наиболее активно, если рядом родной взрослый человек делает все вместе с ребенком. Малыш чувствует себя комфортно, защищено и в то же время получает новую информацию, которую ему помогает усвоить взрослый. Причем,  взрослый должен не только присутствовать и наблюдать, но принимать самое активное участие в играх и делах ребенка и все это делать всерьез. Только подражая взрослому, которого он любит, которому доверяет, ребенок может развиваться активно и полноценно. Именно поэтому так важно эмоциональное отношение родителей к ребенку.

Каждое занятие состоит из нескольких блоков. Смена деятельности не дает малышам почувствовать усталость.

Занятия представлены блоками:

  •  Этикет  (здороваемся, прощаемся, учимся вести себя за столом, общаться с окружающими детьми и взрослыми, беречь игрушки и другие вещи);
  • Развитие речи  (показ и обыгрывание сказок, детских стихов, сюжетов из реальной жизни с использованием кукольного театра – кукол «би-ба-бо», мягких игрушек и др.);
  • Элементарные математические представления (развитие способности различать предметы по величине, форме, цвету);
  • Занятия физкультурой  (развитие ловкости, быстроты реакции, силы, координации движений);
  • Изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование);
  • Музыкальные занятия  (разучивание детских песен, движений под музыку, знакомство с музыкальными инструментами).

 

Не все блоки присутствуют на каждом занятии. Они чередуются, по-разному соединяются.  Но на  каждом занятии их не меньше трех.

Обычно все занятие строится на одном сюжете – сказки, мультфильме, стихотворении, жизненном событии (день рождения, поездка куда-либо и т.д.).

Основополагающие принципы работы студии

  • Онтогенетический принцип.
  • Принцип ведущей роли семьи в воспитании и развитии ребенка.
  • Деятельностный подход.
  • Систематичность и последовательность в подаче материала.
  • Принцип постепенного усложнения заданий.
  • Принцип единого тематического планирования занятий.

 

Подготовка воспитанника  в студии раннего развития «Подрастайка» является частью подготовки ребенка к  посещению детского сада.  Занятия организуются так, что в совместной деятельности со взрослыми и другими детьми,  формируются не только познавательные функции, но и эмоциональная и коммуникативная сферы ребенка.

Теоретическая база опыта.
Работы Блонского П.П., Выготского  Л.С., Эльконина  Д.Б.

Результативность.
Результаты диагностики подтверждают, что занятия в студии раннего развития способствуют формированию гармоничных взаимоотношений между родителями и ребенком и разностороннему развитию малыша.

Результаты диагностики психического развития воспитанников студии

Показатель развития

Входная  диагностика

Промежуточная диагностика

Итоговая диагностика

1. Речь

10% - высокий уровень
30% - средний уровень
50% - низкий уровень

40% - высокий уровень
40% - средний уровень
20% - низкий уровень

80% - высокий уровень
20% - средний уровень

2. Сенсорное развитие

60% - высокий уровень
20% - средний уровень
20% - низкий уровень

80% - высокий уровень
20% - средний уровень

100% - высокий уровень

3. Моторные навыки

60% - высокий уровень
40% - средний уровень

90% - высокий уровень
10% - средний уровень

100% - высокий уровень

В конце года проводится анкетирование родителей.

2006-2007: 93,3% родителей отмечают улучшение развития ребенка, 56,7% родителей отмечают положительные изменения в отношениях с ребенком.
2007-2008: 93,3% родителей отмечают улучшение развития ребенка, 86,6% родителей отмечают положительные изменения в отношениях с ребенком.
2008-2009: 96,6% родителей отмечают улучшение развития ребенка, 90% родителей отмечают положительные изменения в отношениях с ребенком.

Результаты анкетирования показали, что большинство матерей отмечают положительные изменения в отношениях с детьми: более близкий эмоциональный контакт с ребенком, спокойное отношение к негативным проявлениям малыша, стремление принимать ребенка таким, какой он есть. Большое значение в установлении позитивных и конструктивных отношений сыграло  для мам получение в ходе занятий психолого-педагогических умений, овладение педагогическими приемами. Практически все мамы отмечают улучшение развития ребенка, появление потребности играть с другими детьми, развитие эмоциональной и коммуникативной сфер; особо выделяют проявление эмпатичности, доброжелательности в общении с мамой и другими людьми.

Для сравнения мы провели анализ развития детей, не посещающих образовательное  учреждение и воспитанников студии «Подрастайка».
Сравнительный анализ детей, не посещающих образовательное  учреждение и воспитанников студии «Подрастайка».

Возраст (месяцы)

Показатели психического развития детей, не посещающих образовательное учреждение

Показатели психического развития детей посещающих студию «Подрастайка»

20 месяцев

 

 

 

 

 

24 месяца

 

 

 

 

30 месяцев

 

  1. Сортируют предметы на 2 цвета с небольшой помощью взрослых.
  2. Чиркает карандашом в рамках листа.
  3. Пробует бегать.

 

  1. Вкладывает геометрические фигуры в рамки методом проб и ошибок.
  2. Сортирует фигуры на 2 -3 цвета.
  3. Называет 2-5 объектов из предложенных  знакомых предметов (бутылка, мяч, кукла и т.п.)
  4. По показу повторяет   вертикальные, горизонтальные линии.

 

 

 

  1. Называет многие картинки из групп: животные, люди, посуда, одежда и мебель.
  2. Самостоятельно влезает и слезает приставным шагом по гимнастической стенке; бросает мячи в горизонтально расположенную цель с расстояния 80-100 см. на уровне груди, не точно выполняя инструкцию взрослых.
  3. Пробует рисовать крест, делая при этом 2 и больше линий.
  1. Сортируют предметы   на 2 цвета самостоятельно.
  2. Чиркает вертикальные и горизонтальные линии.
  3. Бегает значительно лучше.

 

  1. Вкладывает  все геометрические фигуры сразу, ориентируясь на форму отверстия.
  2. Сортирует фигуры на 4 цвета.
  3. Называет все предметы правильно.
  4. По показу выполняет вертикальные, горизонтальные и круглые линии.

 

  1.     Называет все за исключением 1-2 картинок из групп: животные, люди, одежда и мебель.
  2. Влезает и слезает приставным шагом по гимнастической стенке; бросает мячи в горизонтально расположенную цель с расстояния 80-100 см. на уровне груди.
  3. Рисует крест.

 

 

В процессе выполнения диагностических заданий был сделан вывод об опережающем психическом развитии детей, посещающих студию.

Проведенный опрос родителей показал, что большинство воспитанников студии успешно адаптируются к детскому саду.

Успешная адаптация воспитанников в детском саду


Из диаграммы видно, что в 2006-2007 учебном году в детском саду успешно адаптировались 83,3% воспитанников студии «Подрастайка», в 2007-2008 и 2008-2009 годах число успешно адаптировавшихся детей составило 86,6%.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации