«Взаимодействие логопеда с семьёй в целях реализации задач ранней диагностики и коррекции речи»

Автор: Смирнова Людмила Анатольевна, учитель – логопед высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Грачёвская средняя общеобразовательная школа»  Грачевского района Оренбургской области

Предоставлено: Андреевой Е.И.

Актуальность.

Подавляющее большинство детей с нарушениями речи при правильном воспитании и обучении способны полностью восстановиться и адаптироваться в обществе. Но при условии, если будет осуществлено медико-психолого-педагогическое сопровождение с первых дней жизни ребёнка.

В процессе обучения и реабилитации детей с нарушениями речи большое место должна занимать семья, педагоги, психологи и врачи.

Современное направление работ отечественных и зарубежных специалистов предусматривает построение новых отношений между личностью ребёнка, его семьи и общества, а также поиск оптимальных путей коррекции и адаптации. Предполагается создание единой системы раннего выявления и коррекции отклонений развития детей. Это позволит своевременно с учётом сензитивный периодов оказать адекватную медико-психолого-педагогическую помощь детям и тем самым предупредить появление вторичных и третичных нарушений, снизить степень социальной недостаточности детей с речевыми нарушениями.

Проблема ранней помощи детям с особыми потребностями в настоящее время является чрезвычайно актуальной, так как доля здоровых новорожденных в последнее время снизилась с 48,3 % до 36,5 %.   Сегодня до 80 % новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70 % имеют перинатальную патологию. К сожалению, такие дети будут и в обозримом будущем.

Существует необходимость сформировать у ребёнка правильную речь, что обусловлено условиями современной жизни и недостаточным вниманием к развитию правильной речи со стороны родителей.

Результаты выявления уровня информированности  людей, проживающих в Грачёвском районе, о детях с нарушениями в речи, говорят о том, что большинство респондентов заметило, что количество детей с нарушениями речи за последнее время возросло. Однако, 69 % опрошенных визит к логопеду переносит на 6 лет, упустив самый значимый для развития речи возраст 3 года. Таким образом, общество недостаточно информировано о значении ранней диагностики и коррекции при работе с младенцами.

К школьному логопеду ребёнок попадает в семь лет. Самый значимый для развития речи ребёнка возраст (сензитивный) упущен. Отсюда масса проблем не только с устной и с письменной речью. Эти проблемы особенно ярко проявляются у детей при обучении чтению и письму, а в дальнейшем и при выборе профессии. А ведь внимательное отношение к ребёнку с первых дней его жизни даёт возможность врачам, особенно педиатрам, своевременно выявить предрасполагающие факторы риска и принять меры к их устранению.

В процессе формирования правильной речи детей большое место должна занимать семья. Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Правильная речь – это заслуга не только логопеда, но и родителей. Для включения членов семьи в работу по формированию правильной речи, необходимо пройти специальную подготовку, получить определённые рекомендации.

Поэтому мы понимаем задачу работы логопеда не только как коррекционно-логопедическую, но и как просветительско-консультативную.

В связи с тем, что правильная речь является одной из самых важных предпосылок дальнейшего полноценного развития ребёнка, процесса его социальной адаптации, актуальным сегодня помимо коррекционно-логопедической является усиление просветительской работы.

Новизна.

Новизна и теоретическая значимость заключается в усилении просветительского аспекта деятельности логопеда, в разработке методических рекомендаций логопедам и родителям, а также – выявлении влияния семьи на формирование правильной речи детей раннего возраста (путем анкетирования).

Главное.

Направления исследования психомоторного развития  детей с ПЭП:

  1. Изучение анамнестических данных - течение беременности, состояние ребёнка при рождении, особенности крика, наличие и характер асфиксии, врождённые безусловные оральные рефлексы, обеспечивающие возможность сосания и глотания, учитывается время появления ориентировочных  реакций на оптические и звуковые раздражители, время появления и характер улыбки.
  2. Изучение двигательного развития детей - возможность удержания головы, что необходимо для развития ориентировочно-познавательной деятельности; умение поворачиваться, сидеть, пользоваться руками, что также расширяет возможности познания окружающего мира, предметную деятельность и  контактность, состояние кисти, положение первого пальца, возможности зрительно-моторной координации, манипулятивной и предметной деятельности, общий мышечный тонус ребёнка, выясняются возможности ребёнка опираться на ноги и ходить (совместно с неврологом).
  3. Изучение состояния речевого аппарата - наличие патологии в строении артикуляционного аппарата, состояние тонуса мышц артикуляционного аппарата, возможности движения губ, языка, особенности приёма пищи: сосания, глотания, характер голоса, крика и дыхания (совместно с врачом).
  4. Исследование голосовой и доречевой активности ребёнка - характер крика, его интонационно – выразительную окраску и коммуникативную функцию, время появления гуления.

Данные заносятся в шкалу психомоторного развития по Гриффетс, которая позволяет количественно и качественно оценить психомоторное развитие детей с ПЭП в возрасте 1 месяца до года.

Данная система бальной оценки развития функций позволяет определить стадию развития ребёнка в соответствии с онтогенезом наиболее отстающие функции. На основе этих данных строится система коррекционного воздействия, в дальнейшем прослеживается динамика и оценивается эффективность коррекционной работы. 

Форма работы с ребенком – индивидуальная.

Совместно с родителями и специалистами планируется коррегирующий режим для ребёнка, направленный на стимуляцию данных функций, который находит свое отражение в «Программе согласованных действий специалиста и родителей».

Целью коррекционно-логопедической работы является последовательное развитие функций доречевого периода, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребёнка.

Мы используем комплексное медико-педагогическое воздействие. Это и педагогические мероприятия, и медицинские мероприятия,  направленные на восстановление нарушенных функций. Коррекционно-педагогическая работа проводится через день в присутствии мамы.

Основные принципы системы коррекционно-педагогической работы.

  1. Раннее начало коррекционной работы с детьми с ПЭП.
  2. Поэтапное развитие всех нарушенных функций доречевого периода.
  3. Использование кинестетической стимуляции в развитии моторики артикуляционного аппарата, сенсорных и речевых функций.
  4. Принципы отечественной дидактики: индивидуальный подход, систематичность, последовательность, наглядность.
  5. Организация занятий в рамках ведущей деятельности ребёнка.
  6. Комплексное медико-педагогическое воздействие, предусматривающее проведение как педагогических, так и медицинских мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций.

Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися

  • на I доречевом уровне развития является стимуляция голосовых реакций, увеличение объёма вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха (дыхательная гимнастика);
  • на II доречевом уровне  развития является стимуляция гуления;
  • на III доречевом  уровне развития является стимуляция интонированного голосового общения и лепета (дыхательные упражнения).
  • на IV уровне доречевого развития является развитие общения со взрослым посредством интонационных звуков лепета и лепетных слов.

Мы работаем по основным направлениям:

  • нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата
  • стимуляция эмоционального общения
  • стимуляция лепетных слов
  • стимуляция зрительного восприятия
  • развитие слухового восприятия
  • развитие зрительно-моторной координации
  • развитие импрессивной речи.

Логопедические занятия проводились в виде игры, так как игра является важнейшим средством познания окружающего мира.

Одним из важных факторов успешности проводимых логопедических занятий является создание положительного эмоционального отношения ребёнка к занятиям и  к логопеду. Большое значение для развития активности ребёнка имеет выбор соответствующей его возрасту игрушки. Занятие проводится индивидуально. В силу того, что дети этого уровня понимают обращённую к ним речь, особое внимание уделяется привлечению самого ребёнка к выполнению задания.

Одной из задач ранней диагностики и коррекции речи является составление индивидуального плана и его реализация в совместной работе  логопеда и родителей.

Индивидуальный план коррекционно-логопедической работы с детьми от 0 до года – это программа совместных действий специалистов и родителей, дневник результативности работы по отношению к каждому из участников. Он позволяет наблюдать за продвижением и развитием речи ребёнка. Анализировать результаты каждого этапа совместных усилий и намечать направления деятельности. При создании модели «индивидуального плана» мы исходили из индивидуальных особенностей ребёнка, своеобразия психики, её неповторимости.

Работа по составлению «индивидуального плана» строится в следующей последовательности:

  • изучение начального уровня доречевого развития;
  • определение основных направлений работы логопеда и родителей;
  • составление программы согласованных действий врача, логопеда, родителей;
  • контроль динамики и качества изменений формирования речи.

При определении уровня доречевого развития, недостаточно одной беседы с родителями, поэтому необходимо привлечь разных специалистов. Субъективная информация, полученная от родителей, объективнее данные, полученные специалистами, целесообразно обсудить на консилиуме специалистов. Это поможет определить основные направления работы с ребёнком и его родителями. При составлении плана работы с ребёнком выделяются первоочередные задачи, они будут разные в зависимости от индивидуальных особенностей.

Для планирования работы с родителями важно выяснить картину внутрисемейных отношений (в чём поможет психолог), состоятельность родителей оказать помощь ребёнку.

Работу мы планируем по следующим направлениям: просвещение родителей специалистами в области психолого-педагогических особенностей детей  с ПЭП; обучение несложным приёмам коррекции в «родительских мастерских»; эмоционально-психологическая поддержка родителей.

Каждый фактор «качества речи» и изменении его составляющих могут оцениваться не только количественно, но и качественно. Изменения мы фиксировали ежемесячно.

В разделе «Оценка изменений» фиксировали изменения в цвете, давали характеристику продвижений как «значительные», «достаточные», «незначительные». Однако возможны и случаи отсутствия продвижений, или «негативнее» изменения, что должно заставить задуматься о причинах таких результатов.

В разделе «Дневник наблюдений» необходимо фиксировать даже самые маленькие успехи ребёнка: выполняет самостоятельно;   выполняет при незначительной помощи; выполняет только при помощи взрослого; не может выполнить.

Экспертная оценка каждого «шага» согласованных действий складывается из оценки родителей и специалиста, фиксирующего не только успехи или не решенные проблемы, но и пути их решения, сопоставляя возможности ребёнка, сложность проблем, пути их реализации и результативность согласованных действий. В план могут быть внесены изменения, ориентированные на наиболее реальнее задачи. Эти изменения вносятся в план после совместного решения родителей, логопеда, психолога, консультаций врача.

Родители, воспитывающие ребёнка с нарушениями речи, страдают от недостатка информации по многим вопросам развития и воспитания. Из опыта работы с родителями видно, что их интересуют вопросы домашней коррекции, возможность общения и обмена информацией между собой.

Цель работы с родителями – знакомство с индивидуальными и возрастными особенностями детей с нарушениями речи, причинами возникновения нарушения, влияние неверной родительской позиции в отношениях с детьми на психическое здоровье ребёнка.

Результатом коррекционно-педагогической работы должно стать: знание и понимание ребёнка родителями, владение несложными приёмами коррекции.

Коррекционно-педагогический процесс с семьёй включает три блока: просветительский, консультативный, и собственно коррекционную работу.

Задачей просветительского блока коррекционной работы с семьёй является ознакомление с основными закономерностями развития ребёнка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза. Для ликвидации психолого-педагогической неграмотности родителей организуются «Родительские лектории», «Клубы семейной педагогики», родительские семинары, «круглые столы».

Консультативный блок представлен индивидуальной формой работ с семьёй. Организация индивидуальных консультаций, «телефонов доверия» должна помочь родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье. Индивидуальные консультации могут проводить психологи, логопеды, медики, педагоги. Возможно консультирование родителей на совместных консилиумах всеми специалистами сразу.

Собственно, коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных условий для развития ребёнка. В данном блоке используются: беседа с каждым членом семьи, с обоими родителями, со всей семьёй; групповые занятия с родителями; посещение родителями индивидуальных занятий; эффективные методы домашней коррекции.

Содержание бесед составляют также следующие вопросы: удовлетворение потребности ребёнка в любви со стороны родителей; притязания родителей и возможности ребёнка; охранный режим воспитания в семье ребёнка с нарушениями речи. 

Групповые родительские занятия помогают освоить терапевтический подход родителей к ребёнку. Группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними: повышение внимания родителей к ребёнку. Коррекционные группы родителей должны быть постоянными не превышать 5 человек, объединяются общностью проблем.

Коррекционная работа с родителями в форме «Родительского семинара», позволит обсуждать типичные ошибки родителей в воспитательных воздействиях и установках, вырабатывать конкретные рекомендации по коррекции речи. Наиболее типичными ошибками родителей являются: излишне негативная оценка деятельности ребёнка; распространение негативной оценки сторон деятельности ребёнка на всю его личность, что может привести к формированию комплекса неполноценности; негативное эмоциональная окраска высказывания (резкий окрик, угрожающие интонации).

Таким образом, разработанные нами методические рекомендации «Индивидуальный план коррекции психомоторного развития детей с ПЭП» адресованы родителям с целью активизации участия матери в процессе воспитания ребёнка, динамического наблюдения за развитием ребёнка, соотнесения показателей психомоторного развития ребёнка с нормативными показателями. Методические рекомендации содержат практический материал, направленный на стимуляцию психомоторного развития ребёнка.

Представлена программа согласованных действий специалиста и родителей.

Реализуя совместную работу родителей, специалистов, логопедов и выполняя перечисленные условия, мы добились улучшения психомоторного развития. Это даёт возможность сделать вывод о необходимости усиления совместной работы, а также о роли преемственности в работе специалистов и родителей.

Теоретическая база опыта.

Теоретической базой исследований явились работы, рассматривающие вопросы диагностики доречевого развития ребёнка, скрининговые методики обследования детей первых трёх лет жизни (Архипова Е.Ф., Козлова Е.В., Шматко Н.Д., Малофеев Н.Н., Стребелева Е.А, Разенкова Ю.А. и других. )

Методологическойбазой исследований являются научные концепции, разработанные НИИ Коррекционной педагогики АПН (Москва), дефектологическими факультетами пединститутов (Москва, Санкт-Петербург), институтом психиатрии Минздрава, в отделе патологии речи Института неврологии АМН.

В процессе работы был использован комплексный метод речевой диагностики, состоящий из диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного блоков с целью подтверждения выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, включающий: теоретический анализ литературы по проблемам изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта, системно-структурный и факторный анализ, интервью, анкетирование, наблюдение, беседы, скрининговые методики обследования детей первых трёх лет жизни.

Результативность.

Осуществляя преемственность в работе логопеда и родителей можно получить устойчивые положительнее результаты

Эффективность коррекции психомоторного развития ребёнка возможна при наличии следующих условий: осуществление просветительской работы в семье разными специалистами; осуществление преемственности в коррекционно-педагогической работе (семья-логопед); разработка методических рекомендаций по коррекции речи для родителей и логопеда.

Спланированный коррегирующий режим позволил привести психомоторное развитие ребёнка к норме в течение 4 месяцев.

Данный опыт может быть использован логопедами и родителями для ранней коррекции речевого развития ребенка.


 

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации