Обобщение опыта работы Семеновой Галины Анатольевны, учителя-логопеда высшей квалификационной категории  МДОАУ Детский сад №4 «Золушка» Ясненского района: «Использование арттехник в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи»

Автор: Семенова Галина Анатольевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории  Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения  Детский сад №4 «Золушка» комбинированного вида Ясненского района Оренбургской области

Предоставлено: Андреевой Е.И.

Актуальность.

Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению, а время и общество предъявляют высокие требования. В свете новых требований ФГОС и ФГТ культурно-деятельностное направление в работе педагогов становится одним из ведущих. Средства арттерапии не только позволяют улучшать качество коррекции речи детей, но и достигать состояния физического, душевного и социального благополучия.

Новизна.

Речь и комплекс педагогических мероприятий, направленных на коррекцию ОНР в логопедической группе, рассмотрели, применяя системный подход.

Главное.

Реализуя поставленную нами цель: систематизировать работу по коррекции речи дошкольников с ОНР с учетом социального заказа общества, (связь с системой высшего порядка), мы уточнили содержание, чему учить; методы, взятые из  артпедагогики и арттерапии (кинезиотерапии и сказкотерапии); и выделили для каждой  учебно-познавательной деятельности свою форму организации, которая стала удобной для решения специфических задач своего раздела.

Такая система процесса обучения направлена на результат при условии укрепления всех связей в системе и подчинения цели. 

Мы систематизировали работу логопеда по коррекции речи дошкольников с ОНР  через использование арттехник - кинезиотерапии и сказкотерапии, выделив их в отдельные формы проведения: коррекционную музыкально-ритмическую  гимнастику (ежедневно) и интегрированные психолого-логопедические развлечения (1 раз в месяц).

Следуя этой модели, мы можем назвать все элементы получившейся системы:

Цель процесса обучения детей с ОНР в логопедической группе: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Содержанием нашей работы будет не только коррекция речевых навыков детей, но и формирование музыкально-ритмических способностей, базирующихся на универсальном характере проявления чувства ритма, использования интермодальных связей при взаимодействии музыки, движения и речи, а также гармонизация личности детей с ОНР через развитие способностей самовыражения и самопознания при соприкосновении со сказкой.

Методы обучения не должны противоречить форме обучения. Формы обучения мы определили – наряду с логопедическими занятиями проводить ежедневную  коррекционную зарядку, как основную форму организации обучения средствами кинезиологии; и ежемесячное интегрированное развлечение – как основную форму организации обучения средствами сказкотерапии.

Каждая система сильна своей структурой, связями. Прямую связь конструирует педагог, обратная связь всегда показывает результат. Логопед отбирает метод, форму, и если они правильные, то результат обязательно будет. Если нет результата, или он неудовлетворительный, то мы готовы проверять, соответствует ли цели содержание учебного материала, метод обучения формам организации учебно – познавательной деятельности.

Теоретическая база опыта.

Положения о ведущей роли деятельности в формировании личности (Леонтьев А.Н, Выготский JI.C.); системный подход к анализу речевых нарушений и принципов обучения детей с общим недоразвитием речи (Левина Р.Е. , Филичева Т. Б.); теория Выготского Л.С. о первичности и вторичности дефекта, работы Л.С.Медниковой, Н.В.Микляевой, О.А.Полозовой, Ю.Н.Родионовой  по формированию универсальной ритмической способности;И.Ю.Левченко по арттерапии.

Результативность.

С помощью арттехник в первую очередь закладываются базовые предпосылки для коррекции речи: тождественные и нетождественные для речи системы. А, памятуя теорию Выготского Л.С. о первичности и вторичности дефекта, мы знаем: быстрее корригируются вторичные дефекты, чем первичные, значит, изменения в деятельности, работе межанализаторных связей, личности у детей с ОНР будут происходить в первую очередь, а в речи – во вторую.

Первые результаты арттерапевтического воздействия в измененной системе коррекционно-образовательной работы: улучшились показатели здоровья детей - физического, духовного и личностного.

Показатели физического здоровья:

  • улучшилась работоспособность детей, ведь мы стали использовать больше практических методов, которые проходят, затрагивая эмоции детей и оформляются в их жизненный опыт, это их «багаж», какой-то эталон, который они могут использовать в разных видах деятельности. Это облегчает им выполнение текущих обязанностей без излишней усталости, помогает быстрее восстанавливаться после нагрузки;
  • наметились первые признаки улучшения умения детей выполнять пальчиковые и общие моторные действия ритмичнее, координированнее, легче;
  • в учебной деятельности сократились занятия, мы стали укладываться в отведенное режимом время, высвободилось больше времени на индивидуально-подгрупповую форму работы; 

Показатели психоэмоционального здоровья:

  • улучшение познавательных интересов, у детей чаще «зажигается» и дольше сохраняется  «огонек» в глазах не только при проведении зарядки и развлечений, но и в других учебных и режимных ситуациях;
  • раскрепощение личности, повышение самооценки, проявления смелости у робких детей, особенно с мутизмом;
  • большая активность, творчество каждого ребенка, после первого проведения развлечения - даже сложнее в организационном плане стало проводить занятия: дети в каждом моменте стали стремиться к самовыражению, а воспитателям пришлось подбирать новые методы и приемы в работе;
  • с другой стороны, улучшились процессы переключения внимания, видов деятельности, достаточно определить, чем они сейчас занимаются и какие правила в этой ситуации действуют: сказочные, учебные, игровые или трудовые…- это ведь тоже определенный ритм!;
  • по опросам детей им нравятся новые формы работы, они чаще стали делиться своими личными переживаниями или событиями из своей жизни;

Показатели личностного здоровья:

  • наблюдаются изменения в содержании игровой деятельности: знания сказок и сказочных героев обогащает сюжет игр и бытового общения;
  • появляются изменения в поведении, его регуляции: у отдельных детей вначале был всплеск какой-то разболтанности в поведении, а затем стало легко направлять энергию в позитивную деятельность.

При условии постоянного контроля за достижением цели у детей, основанном на соответствии цели содержания учебного материала, методов обучения формам организации учебно – познавательной деятельности и при условии позитивного настроя педагога, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации