Из опыта работы Идкаевой Ильмиры Мидгатовны, учителя-логопеда высшей квалификационной категории  МБДОУ №2 «Сказка» г.Абдулино: «Использование нетрадиционных методов как одно из направлений коррекции речи детей с общим недоразвитием речи»

Автор: Идкаева Ильмира Мидгатовна, учитель-логопед высшей квалификационной категории  Муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения  Детский сад №3 «Сказка» комбинированного вида г. Абдулино Оренбургской области

Предоставлено: Андреевой Е.И.

Актуальность.

Анализ научной литературы по проблеме речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации детей логопатов, статистические данные, свидетельствуют о том, что положение детей в России вызывают тревогу у общественности.

В современных условиях возникла новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей в детском саду, что, в свою очередь требует пересмотра традиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса.

Тема исследования актуальна, так как только своевременность принятых мер позволяет сгладить, скорректировать дефект речи ребенка согласно его компенсаторным  возможностям, что поможет малышу успешно развиваться, обучаться, легко адаптироваться в дошкольной, затем в школьной среде, а впоследствии и в окружающей жизни взрослых.

Предполагаемые результаты заключаются в том, что работа логопеда с применением системы нетрадиционных форм работы способствуют  привлечению интереса детей, развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, памяти, внимания, мышления; совершенствуют координацию движений, очень необходимых для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими ОНР.

Значимость исследования связана с тем, что на сегодняшний момент большая часть детской популяции имеет задержку речевого развития и общее недоразвитие речи, негативно влияющую не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и письменную речь.

Новизна.

Разработана система занятий с детьми дошкольного возраста по коррекции речи с использованием нетрадиционных форм работы, таких как песочная терапия, Су-джок, биоэнергопластика.

 Главное.

Для того, чтобы детям было  интересно, была создана система работы  с детьми подготовительной логопедической группы, которая включает в себя применение «песочной терапии». Эта форма работы применялась как часть фронтальных занятий два раза в неделю.

Приемы биоэнергоплатики использовались на утренней гимнастике (1,5-2 минуты), на фронтальных занятиях (2-3 минуты), на индивидуальных, чередовались в зависимости от этапов логопедической работы и тематики занятий. Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включало 7 этапов.

Использование Су-Джок терапии включало:

- диагностику и стимуляцию точек соответствия зон головного мозга и органов артикуляционного аппарата;
- профилактический ручной массаж;
- терапию с помощью зёрен, семян;
- рисование на большом пальце.

Для создания успешной коррекционно-развивающей деятельности была установлена взаимосвязь логопеда с педагогами, и оно заключалось в логопедизации режимных моментов и занятий.

Результативность.

На основании результатов диагностики можно сделать вывод, что предложенная система занятий  эффективна в работе над коррекцией речи  детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Применение системы нетрадиционных форм работы способствует  привлечению интереса детей, развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, памяти, внимания, мышления; совершенствует координацию движений, расширяет  словарный запас, а так же благотворно воздействует на развитие речевой коммуникации дошкольников в целом.

В ходе проведенного исследования были решены основные задачи;  эффективность процесса коррекции речи у  дошкольников с ОНР существенно повысились, так как  в логопедической работе использовались классические и нетрадиционные методы; создано единое коррекционно-образовательное пространство.

Таким образом, вариативность использования в логопедической практике разнообразных нетрадиционных форм работы в коррекции речи детей с ОНР говорит о явных преимуществах: сократились сроки коррекционной работы, повысилось качество работы,  снизились энергетических затраты, наладилась преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обусловливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. При работе с детьми с ОНР необходим комплексный подход. Это предполагает согласованную работу разных специалистов: логопеда,  психолога, воспитателя,  инструктора по ФИЗО, педагога ИЗО.

Включение в логопедические занятия элементов биоэнергопластики,  Су-Джок  и песочной терапии - это увлекательные и доступные форма работы с детьми; оптимальная возможность коррекции поведения, гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, ведь это  так необходимо для правильной, чистой, грамматически оформленной, выразительной речи, а также для развития и нормализации мелкой и артикуляционной моторики.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации