Автор: Савинова Н.Б.
Дата: 21.12.98

Дискуссия как форма учебной деятельности

Игнатьева Татьяна Алексеевна- учитель английского языка лицея № 3 города Оренбурга, учитель высшей категории.

Одним из наиболее успешно и широко применяющихся приемов работы учителя по обучению общению является дискуссия.
Это особая форма  коллективного сотрудничества, вызывающую активную напряженную мыслительную деятельность.
С помощью дискуссии учитель умело включает учащихся в значимые для них, разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить и общаться и предоставляет  возможность  высказать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса.
Дискуссия, как форма учебной деятельности не всегда достаточно успешно осваивается учителями на родном языке.
Вот почему  особенно  важно определить способы, приемы, условия, обеспечивающие успех  там, где высказывания учащихся строятся на иностранном языке.
Дискуссия предполагает прежде всего хорошую нравственную атмосферу понимания, которая на уроках иностранного языку у Игнатьевой Т.А. достигается благодаря разработке и тщательному соблюдению следующих правил, применимых к высказыванию учащихся на английском языке:
1. Любую мысль можно высказать без боязни.
/учащиеся не боятся того, что их высказывание будет подвергнуто критики, сочтут  не достаточно глубоким и  т. д /
2. Высказывающемуся прощается самое необузданное ассоциирование /чем неприемлемие кажется высказывание, тем лучше/
3. Количество предлагаемых идей должно быть как можно больше
4. Высказанные идеи разрешается как угодно комбинировать, а также видоизменять/ т.е. улучшать идеи, выдвинутые другими членами группы или другими учащимися/

При подготовке к дискуссии учитель использует следующие методы в работе с учащимися:
1. Связное сообщение учебного материала
2. Метод беседы учителя с учащимися в разнообразных режимах
3. Рационально организованная самостоятельная работа  с ее последующей активизацией
4. Hаглядные методы /использование опорных лексико-семантических, лексико-грамматических конспектов и схем/
5. Творческая работа учащихся/ устные и письменные творческие переводы стихов и прозы, сочинения по ассоциации, рефераты и итоговые работы по темам, аннотирование текстов из книг для чтения/
6. Эвристические методы, включающие проблемный, поисковый, частично-поисковый, исследовательский
Для того, чтобы вызвать у учащихся желание говорить Татьяна Алексеевна, из объема надуманных и безжизненных тем учебника выбирает те, которые наиболее интересны учащимся, вызывают у них желание общаться, содержат наиболее жизненные ситуации.
Эти темы становятся коммуникативным ядром последующей совместной речемыслительной деятельности.
Примерный перечень тем, используемых на уроках иностранного языка при развитии навыков говорения:
Летние каникулы:
1. Путешествие по воздуху
2. Путешествие по морю
3. Вылазка на природу
4. Лето- любимое время года
5. Помощь в сельскохозяйственных работах
6. Любимые занятия летом
Знания-сила
1. День знаний
2. Любимые школьные предметы
3. Роль иностранного языка в жизни человека
4. Английский язык в современном мире
5. Профессии, связанные с иностранным языком
6. Образование человека в современном мире
Что формирует личность человека?
1. Считаю ли я себя личностью?
2. Проблема выбора будущей профессии
3. Проблема отцов и детей
4. Я -сейчас и через 10 лет
5. Я и мои друзья
6. Хорошо ли я знаю себя?
Успеху в  работе с учащимися способствует и широкий арсенал учебно-методической литературы, который используется учителем в работе с учащимися:
-учебники английского языка для школ с углубленным изучением иностранного языка под редакцией В.H. Богородицкой и Л.В.Хрусталевой;
-УМК под редакцией  В.В.Сафроновой и И.П. Твредохлебовой для 10-11 классов с углубленным изучением иностранного языка;
-учебники английского языка под редакцией Т.Б. Клементьевой "Счастливый Английский-2";
-учебник для 10-11 классов под редакцией Л.Г.Денисовой "Снежный ком" и др.
Именно в этих учебниках/ а не едином, используемым на уроке/ учитель находит интересные задания, творческого, проблемного характера. Предлагаемые учащимся, специально отобранные тексты вышеперечисленных учебников насыщены современной информацией, дают пищу для размышления, вызывают познавательный интерес у учащихся.
Татьяна Алексеевна всегда дает учащимся возможность высказать и аргументировать свою точку зрения, какой бы абсурдной она ни казалась. Особенно успешно это осуществляется на уроках диспутах, тематику для которых учитель выбирает вместе с учащимися посредством анкетирования.
Представляем темы дискуссии, выбранные с помощью анкетирования:
1. 1-ое  сентября -это праздник или разочарование?
2. Скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе кто ты
3. Встречают по одежке, а провожают по уму....
4. Если бы я был волшебником/президентом страны, фирмы, банка.....
5. Вечером я выхожу на улицу......
6. Твой брат или сестра/не/ очень талантливые люди, считаешь ли ты, что это наследственность?
7. Твои друзья постоянно просят тебя дать списать домашнее задание. Твоя реакция?
8. Телевидение- это монстр или лучший друг и советник?
9. Предпочитаешь ли ты прочитать книгу в оригинале или увидеть экранную версию произведения?
10. Представь себя кинозвездой, Санта Клаусом, полицейским, репортером.
11. "За" и "против" проживания в городе Оренбурге и в сельской местности
12. Что в твоей жизни играет большую роль? и др.

Формы проведения подобного рода дискуссии учитель варьирует от простого обсуждения интересующей учащихся проблемы - до серьезной пресс - конференции по экологическим проблемам, от ролевых и групповых игр- до защиты проектных заданий.
Татьяна Алексеевна стремиться так организовать учебный процесс, чтобы он способствовал поисково-познавательной деятельности учащихся.
Однако, дискуссирование возможно только при наличии определенного лексического и грамматического фона. Вот почему в разработку каждой разговорной темы закладывается большой объем лексического материала, т.к. именно лексика гибко и оперативно реагирует на все изменения социальной, культурной и общественной жизни, поскольку она является мерилом, показателем общего уровня развития учащихся, его кругозором.

Чем больше лексический запас учащихся, тем шире  его возможность для самореализации, раскрытия своего творческого потенциала посредством иностранного языка. Продемонстрируем  систему работы учителя  по организации дискуссии на тему "Школа".
Прежде всего учитель тщательно отбирает лексику по теме, учитывая самые различные ситуации.
 
To be successful in one's studies
to work hard
to be respected by everybody
to listen to the teacher's explanations
to give quick and correct answers
to know the subject matter
 и одновременно
to spend a lot of time on useless things
to be falling behind
to read between lines
to let somebody down
to learn against will
to force to learn
Отбирая материал учитель представляет его в лексических ассоциативных группах, которые вводятся с микротекстами, ситуациями.   Так например сначала вводится блок выражений со словом knowledge
extansive knowledge
profound knowledge
thorough knowledge
superficial knowledge
To hunger for knowlege
to acquire a good knowledge
to satisfy  one's thirst for knowledge
the knowlege of different subjects
the knowledge of geography

Учащимся известно слово knowledge  о значении  целого выражения со этим они догадываются или определяют его из микротекстов и ситуаций используемых учителем.
Далее следует  фронтальная работа на закрепление и отработку введенной лексики. С этой целью используются следующие задания:
1. Answer the folloiwing questions using the active vocabulary of the lesson
2. Paraphrase....
3. Translate.....
Большое значение  на этом этапе придается работе с моделями:
Учитель определяет модель например: The+ noun +of + noun
Ученики дают соответствующие примеры:
the roots of education
the knowledge of geography
Таким же образом осуществляется работа и над другими моделями, например:
 to be+ adjective+ preposition
to be respected by
to be successful in
Далее учащиеся составляют предложения по теме «Школа» с использованием предложенных  моделей.
Hа следующем этапе отработки учащиеся работают в парах и составляют микродиалоги на введенную лексику с использованием речевой модели:
-What do you think of.....?
-I think that she/he /verb+adjective+knowledge+ preposition/........
Или без нее.

Первые попытки дискуссирования проявляются при комментировании учащимися пословиц, поговорок, высказываний великий людей,/с позиции изучаемой тематики/ которые представляет учитель на следующем этапе:
« He that nothing asks nothing hears»
«All I know is that I know nothing»
"The roots of education are bitter, but the fruits are sweet" / Aristotel/

Далее идут задания, направленные на формирование навыков разговорной речи, необходимых для дискуссии:
а/ определение главного и обсуждения результатов /учащиеся обычно работают в парах и группах/:
Пример задания на формирование дискуссионного навыка:
Study the list of qualities a good school teacher should posess.
Rank them in order of importance.
Discuss the results

A GOOD SCHOOL TEACHER
-has a lot of new ideas
-encourages the children to learn happily
-keeps in contact with the parents of his/her pupils
-works hard to remain up-to- date in his/her subject
-sets high standards
-has a lot of patience and energy
-uses a lot of different materials audiomethods to make the lessons interesting
-is able to keep discipline and order
-is friendly and helpful to his/her colleagues
-is kind-
-explains clearly
-openly admits his/her mistakess
-shows the same interest in all his/her pupils

б/ выражение собственного мнения
Этому способствуют задния:

What will you do after the 9 the form?
Would you like-to stay at your school?
 -                         to leave your school and to enter another one?
                            to leave shcool and enter any other institution of secondary education?
Why would you like to do it?
What’s important for you?
                                              -Friends/ you want to study with your friends/
                                              -Social life/lots of parties, clubs, discos/
                                               -Location/ you want to live near/away from home/
                                                -The reputation/people say it's good, not very good school/
г/ объяснение
Задание:
Explain the difference between....
a/ to sit an exam and to set an exam
b/ to take an exam and to pass an exam
c/ compulsory and voluntary
d/ to educate and to bring up
e/ a pupil and a student
д/ опровержение
Задание,  на опровержение высказанного мнения:
-History is really boring, lots of reading and writing.
It's no use of study History. Math is really great

 И только после предварительной подготовки учащиеся приступают к обсуждению проблемы с использованием следующих ситуаций:
-Are you glad or sorry to be back at school? Why? What do you feel about school?

-What sort of school would you like to go?Is your school traditional or modern? What will the school of future be like? What uniform do you like to wear at school?

-Do the children like all subjects at school?
Why do you prefer some subjects to other?
What makes a school subject interesting/boring?/It is useful for my future profession. The textbook is nice. The teacher is good. The amount of work isn’t large/

На завершающем этапе работы по теме учащиеся пишут рефераты или творческие работы. Примерная тематика некоторых из них:
-История образования Англии.
-Проблемы российского образования( с использованием  газет и журналов на английском и русском языке)
-Образования в Америке.
-Моя школьная жизнь и др.
Приведенные примеры свидетельствуют, что дискуссия на уроках иностранного языка  подчинена главной цели- достижению всестороннего и глубокого раскрытия обсуждаемых вопросов.
В целом работа учителя направлена на развитие личности учащихся. Она дает большие перспективы на самореализацию и раскрытие творческого потенциала учащихся посредством иностранного языка.
Действенность системы работы учителя по организации дискуссии (начиная с отбора и введения лексического материала, его отработки  в разных режимах , формирования дискуссионных навыков и, наконец, переход к раскрытие обсуждаемых вопросов)  доказана делом. Ученики Игнатьевой Т.А. грамотно и аргументировано излагают свою точку зрения. Не теряются при ответах на любые самые неожиданные вопросы. Об этом свидетельствуют посещенные уроки иностранного языка, (фрагмент одного из уроков имеется в видиоитеке института), об этом свидетельствует и высокая результативность  на экзаменах  и в ходе тестирования, а также  творческие работы учащихся, в которых они  излагают  свое мировоззрение по изученной проблеме.


В содержание