Подготовила: Савинова Н.Б., зав.УМК иностранных языков ООИПКРО     Дата: май 2001 год

Опыт работы
учителя Тюльганской школы Тюльганского р-на
Грязновой В.С.
по проблеме
Формирование мотивации учащихся сельской школы на основе позитивного интереса

Хорошее, качественное обучение иностранному языку возникает только тогда, когда оно способствует максимальному вовлечению обучаемого в процесс учебы. Этому в значительной степени содействует мотивация. Однако практика показывает, что у большинства учащихся сельских школ наблюдается отсутствие мотивации к изучению иностранного языка. 

 Именно по этой причине учитель английского языка высшей категории Тюльганской средней школы Валентина Сергеевна Грязнова в своей работе классов на первое место выдвигает задачу повышения мотивации к изучению иностранного языка.

В решении вышеназванной задачи В.С. обращает внимание, прежде всего, на такие компоненты как:

-формирование познавательного интереса учащихся;

-создание благоприятной атмосферы урока;

-разнообразных форм обучения.

Валентина Сергеевна считает, что на каждом уроке, следует применять такие формы работы, которыми можно «приохотить» ученика к учению, развитию его интересов, как писал К.Д. Ушинский. Одной из таких форм, привлекающих внимание обучаемых, показывающих практическую значимость изучаемого предмета является учебное общение. Валентина Сегеевна считает, что обучать говорению, не обучая общению, нельзя. Говорение- всегда процесс активный, т.к. в нем проявляется отношение говорящего к окружающей среде, говорение всегда целенаправленно, говорящий всегда желает достичь своими высказываниями какой- либо цели, убедить или разубедить собеседника, высказать сочувствие.

В обучении говорению учитель использует различные типы заданий:

1.   Респонсивные вопросно-ответные

Эти типы заданий учитель особенно часто применяет в начале урока, в качестве речевой зарядки. Учащимся задаются разные типы вопросов. Вопросы задаются в разных режимах:

Учитель-класс;

Учитель- ученик;

Ученик-ученик;

Ученик-класс;

Ученик группа 

в зависимости от конкретной обстановки, цели урока, цели этапа урока.

Образец

Тема: «Are you happy at school?»

Unit 1 (7 кл. учебник под редакцией В.П. Кузовлева)

Задание:

Answer the questions. Give additional commentary to your answers wherever necessary.

1.   Do the schools in Great Britain have rules for the students? What are they?

2.   What subjects do they study?

3.   Is the school life in Great Britain interesting?

4.   Do they get tests?

5.   When does their school day begin?

6.   Do they get home work? Etc.

2. Реплексивные задания по схеме:

а\ утверждение-вопрос;

б\ утверждение- утверждение

в\ утверждение- отрицание

Образец:

-British students wear school uniform

-yes, its really so

-sometimes they wear a special uniform

-There are dollars in Great Britain

-That isn’t correct. That’s wrong.

-There are pounds in Great Britain

4.   Ситуативные задания

Используются на заключительно этапе изучения разговорной темы. 

Образец:

Unit 2 («Let the music begin», 9 клВ.П. Кузовлев)

Вы корреспондент. Возьмите интервью у эстрадной певицы. Вам необходимо получить информацию о ее творчестве. С этой целью выясните:

n  когда она пришла на эстраду;

n  основные этапы ее творчества;

n  над чем она сейчас работает;

n  ее планы на будущее.

При формировании навыков говорения на основе прочитанного текста учитель применяет репродуктивные задания, одним из которых является пересказ. Обычно работая над пересказом учитель ориентирует учащихся на:

-передачу краткого содержания;

-переложение текста от лица участника событий, описываемых в нем;

n  передача отдельного интересного эпизода;

n  изложение биографии героя и т.

На ранних этапах обучения пересказу учитель дает кратко резюмированный образец пересказа, обращая внимание на узловые моменты текста, что позволяет учащимся настроиться на пересказ мысленно, «прокрутить содержание текста», оживить в памяти его детали. Обычно объем пересказа учащихся всегда меньше исходного текста, ряд деталей и подробностей текста пропускаются, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения обычно заменяются простыми, но учащиеся не заучивают механически, а передают текст как бы своими словами. На первых порах учитель разрешает учащимся пользоваться заметками, планами.  

Особое внимание в своей работе учитель уделяет проблеме формированию позитивного интереса к изучению иностранного языка, для учащихся сельской школы решение этой проблемы является очень актуальным, именно поэтому учитель с особой тщательностью продумывает план урока, учитывая специфику класса, каждого ученика, старается внести в план урока какую-то «изюминку», разнообразить его необычными занимательными заданиями. 

Опыт работы учителя Грязновой В.С. можно рассмотреть на примере одного из уроков по теме: «От чего зависит наше здоровье?» (УМК под редакцией В.П.Кузовлева , 6 класс) 

 Прежде всего, в своей работе В.С. использует принцип жизненной ориентации, учитывая личные интересы учащихся, их жизненный опыт.

А именно:

1.  учитель использует анкетирование, регулярно выявляя интересы учащихся, накопленный жизненный опыт;

Образец анкеты, использованной на уроке по теме «От чего зависит наше здоровье?»:

  How are you?
 
1You always clean your hands before eating
A. Yes
B. No
2. You clean your teeth twice a day
 
 
3. You do morning exercises every day
 
 
4. You consult the doctor when you have cold
 
 
5. You watch TV only for 2 hours a day
 
 
6. You go for a walk every day after school
 
 
7. You go to bed at 10 0’clock every day
 
 
 

 
a-10

b- 5
 
60-70
You are a good boy (girl). You know the proverb «Health is our wealth»
 
55-35
You must have medical check twice a year. Take vitamins!
 
30-10
You do not think about your health. Be tidy! You should consult the doctor.
 
 

 
 

2.  при подготовке к урокам учитель дает учащимся такие задания, в которых требуется высказать в определенной ситуации свое мнение, поделится своим опытом, помочь найти выход из трудной ситуации (типа «подскажи», «посоветуй», «предложи»). Задания такого типа пропагандируют здоровый образ жизни, прививают здоровые привычки. Главное в том, что ребята сами делают вывод - от чего зависит их здоровье.

What must you do to prevent the flue?

(Give advice: make sentences using «must, mustn’t, should»)

3.  На заключительных уроках учитель разрабатывает дифференцированные домашние задания. При этом перед учащимися ставится конкретная задача:

-подготовиться к проведению социалогического опроса:

-  подготовить советы к ситуациям;

-  составить тест,( подобный тому, что был использован на уроке и опросить учащихся с целью выявления их состояния здоровья.

Все эти задания предполагают использования жизненного опыта учащихся, они натуральны и естественны.

Например:

A/ Find out information about your classmates and make a chart.

При выполнении этого задания учащиеся составляют диаграмму, для сбора данных они обращаются к медицинской сестре. Обычно работу такого типа учитель поручает более «слабым» в языковом отношении учащимся.

Who has got more a cold, the flue, a toothache?

Boys or Girls?

Учащиеся обрабатывают полученные данные и выстраивают диаграмму.

B/ Другая группа учащихся готовит советы для тех, у кого проблемы со здоровьем.

1.  What must you do to prevent the flue?

2.  What can you advise if the boy’s neck hurts?

3.  Help a boy who cuts a hand?

4.  A girl has got a stomachache. What must she do?

C/ Некоммуникабельные учащиеся готовят «Советы без лекарств», выпускают санбюллетень.

Образцы советов:

«You must eat healthy food, dairy products, take vitamines, eat fruits, drink herbal tea. ….»

« 1. Go in for sport. 2.Go for a walk. 3. Consult the doctor…..»

D/ Сильная группа учащихся дают оценку состояния здоровья в классе. Для этой цели они составляют тест и проводят опрос, а затем подводят итоги опроса о состоянии здоровья класса.

C/ Отдельным учащимся предлагаются задания на ранжирование, расположение информации по мере возрастания ее значения. Сначала учащиеся работают индивидуально, затем в парах, группах и, наконец, все вместе.

Задание:

Прочитайте вопросы и ответы к ним. Какой вариант ответа вы считаете правильным?

1.  What should you do if you feel awl?

A/ go for a walk

B/ watch TV

C/ take medicine

2.  You have got a bad toothache. What should you do?

A/ go to the dentist

B/ use a hot water bottle

C/ you can do without doctors

3.  What can help if you have an accident?

A/ you consult the doctor

B/ you call for medical help

C/ you stay in bed

4.  Your friend has got a fever.

A/ you advise him to take some tablets

B/ you dial «03»

C/ you give him herbal tea

Каждая группа выделяет общие варианты ответа и записывает их по степени важности. Эти ответы фиксируются в форме монологического высказывания, а и представляются на общее обсуждение.

В.С. считает, что этим позитивным интересом для учащихся 12-13 лет является познавательный интерес. Под влиянием познавательного интереса можно

-  добиться вполне успешной деятельности даже у детей со слабой успеваемостью;

-  изменить отношение сельских школьников к учебе.

Познавательный интерес, по мнению автора, позволяет ученикам заниматься увлеченно не только на уроке, но и в процессе подготовке домашних заданий.