Опыт работы учителей иностранного языка по формированию коммуникативной компетенции учащихся
на уроках иностранного языка
Грибова Татьяна Владимировна, сш № 36 г. Оренбурга
Кривошеева Любовь Сергеевна, сш № 4 г. Медногроска Оренбургской области
Кавун Лилия Григорьевна, сш № 19 г. Орска

Представила: Н.Б. Савинова, зав. УМК иностранных языков
Дата: 01.03 г.

ИПМ Грибовой Татьяны Владимировны, сш № 36 г. Оренбурга

Обучение иностранным языкам на современном этапе преследует практические, общеобразовательные, воспитательные и развивающие цели. При этом основное значение в обучении придается  реализации практических целей, в ходе выполнения которых осуществляются все остальные, в этом также сказывается специфика предмета “иностранный язык”.
Практическая цель состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности вступать в общение с представителями страны, язык которой изучается.

При построении технологии обучения учитывается личностно-деятельностный подход, суть которого состоит в учете ученика как субъекта обучения (его личных особенностей и т.п.) и направленность на деятельность, самостоятельность школьника, что в свою очередь ведет к  усилению активности учащихся. Наиболее важным  в настоящее время является развитие активного самостоятельного мышления учащихся, применение полученных знаний на практике,  отход от воспроизведения заранее заученного, на котором строилось все предыдущее обучение иностранным языкам. Особое место занимают новые технологии, обеспечивающие активность и самостоятельность обучаемых. Этому в значительной степени  соответствует этому методика сотрудничества. Обучение через сотрудничество - один из наиболее эффективных путей объединения учащихся разного уровня языковой подготовленности, что способствует обучению всех учащихся. При таком обучении учащиеся видят важность помощи друг другу, поскольку работа организована таким образом, что выполнение заданий достигается только в том случае. Если учащиеся работают вместе и сотрудничают. Более того, работа организуется таким образом, что выполнение задания зависит не от лидера группы,  а от каждого члена, так как каждый имеет определенную роль и вносит свой посильный вклад в достижении общей цели Ярким примером активизирующей технологии, основанной на самостоятельной деятельности учащихся является проектное  обучение.

Проектная обучение или метод проектов способствует формированию у учащихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных умений, а именно:

- умения работать с текстом (выделять главное, опускать второстепенное, найти необходимую информацию);

- анализировать информацию;

- делать обобщения, выводы ;

- сравнивать и создавать подобное;

- уметь работать с разнообразной справочной литературой;

- умение вести дискуссию слушать и слышать собеседника;

-  лаконично излагать свои мысли и др.

Учителя иностранного языка Оренбургской области  успешно осваивают новую методику, так, например, работая по УМК под редакцией Кузовлева В.П. и Лапы Н.М., учитель английского языка высшей категории  сш № 36 г. Оренбурга  Татьяна Владимировна  Грибова . использует на своих уроках  технологию обучения в сотрудничестве и метод проекта. Однако успех или неудача в использование проектного метода зависит во многом от подготовленности класса (здесь имеются в виду не столько сформированные  ЗУНы, сколько технологическая готовность, а именно  умения обучаемых  работать   в группах, поскольку, в методе проектов, обучаемые должны научиться строить свою деятельность совместно с другими, находить, добывать знания/информацию, необходимые для выполнения того или иного проекта). Для Т.В. Грибовой групповая форма работы является настоятельной необходимостью. Она считает, что такая форма работы  на уроке  развивает у учащихся способности к общению, создает условия для развития умения говорить, обмениваться мнениями и знаниями, способствует мотивации, укрепляет межличностные отношения и взаимопонимание.

Групповая форма организации работы используется учителем для отработки активной лексики, выполнения коммуникативных упражнений, обеспечивающих определенный языковой  уровень, а также на этапах разработки проекта.

На своих уроках Т.В. использует  в основном разнородно- однородные группы. Так,  например, при совершенствовании навыков иноязычного общения состав группы разнороден. Учитель старается, чтобы в каждой группе работал ученик с высоким уровнем  обученности, хорошо владеющий приемами работы с учебными текстами, умеющий  самостоятельно построить высказывания на их основе. Обычно такие учащиеся выполняют функцию лидера группы.

Если в выполняемом задании основной акцент делается на  совершенствование навыков чтения, то учитель составляет группы, в которых учащиеся читают с одинаковой скоростью (чтобы ученики не ждали  друг друга).

В работе по учебнику 8 класса Т.В. проводит  такие формы организации работы в группе, как:

Carousel brainstorm

Jigsaw,

которые помогают совершенствовать навыки иноязычного общения, закладывают основы для самостоятельного высказывания.

 

Carousel brainstorm

Этот вид коллективной работы используется на этапе развития речевого умения.

Разговорная тема  на основе, которой строится проблема  проекта,  разбивается на подтемы или серию вопросов.

Последовательность работы:

1.                  Тема и вопросы пишутся на отдельных больших листах бумаги  (на доске, поделенной на части).

2.                  Класс делится на группы ( по количеству тем, вопросов).

3.                  Каждая группа получает задание обсудить, записать ключевыми фразами все, что они думают, знают относительно данной темы, вопросов. Время ограничено.

4.                  Выполнив одно задание, каждая группа переходит к следующему заданию (продвигаясь по часовой стрелке). Свой ответ учащиеся другой группы фиксируют другим цветом или записывают под чертой, отделяя от предыдущего.

5.                  Таким образом,  все члены группы, отвечая на все вопросы и возвращаясь к  первоначальному заданию преследуя при этом цель: в ограниченное время  просмотреть все, что оказалось записанным на данном листе, подвести итог и высказать  свое мнение

6.                  После этого учитель проводит обсуждение каждой подтемы или вопроса. На этом этапе можно дополнить информацию,   ответить  на уточняющие вопросы

Таким образом, в данном виде деятельности прослеживаются следующие этапы проектного метода:

1.Выбор темы (осуществляется коллективно, в виде мозгового штурма).

2.Планирование (составление схемы, плана будущего совместного коллективного  информационного продукта)

3. Сбор информации (по имеющимся источникам).

4.Результаты (представление готового продукта)

Те же этапы проектного метода, прослеживаются и в другом задании

 

Jigsaw

Данный вид  групповой работы учитель использует при выполнении, например, упражнения 2  разделе 1 цикла 3 при чтении. Учитель делит класс на группы по 5 человек, каждая группа выполняет одно и тоже задание (в данном случае группа читает или слушает 5 текстов)

Каждый член группы имеет конкретное задание. Так, например,  в группе из 5 учащихся каждый  работает над одним из текстов (A, B, C, D, E) (1 этап). После этого учащиеся из разных групп с одинаковым заданием объединяются в «экспертные группы». В этих группа учащиеся совместно выполняют свои  задания, уточняют, обдумывают, обсуждают (2 этап). Затем «эксперты» возвращаются в свои первоначальные группы, где каждый из них учит других тому, что он узнал, прочитав текст (3 этап). Задача «эксперта»  заключается в том, чтобы  группа, на основании услышанного подготовила, / разработала   «совместный продукт» (см. Учебник, цикл 3, раздел 1, упраж.3, 4)

В учебнике имеется много заданий, в которых предлагается организовывать учащихся в группы для обсуждения вопросов, требующих привлечения разных точек зрения для выработки совместного решения. В этом случае необходимо, чтобы каждый член группы был готов высказать коллективное мнение. Такое условие вынуждает более подготовленных учащихся помогать менее подготовленным сформулировать свой ответ и всех членов группы заставляет чувствовать ответственность за конечный результат работы (Учебник, Цикл 1, раздел V, упр. 4, раздел  VI, упра 4 и др.)

Содержательной базой для развития речевых, коммуникативных и творческих навыков учащихся в проектной методике  служат тексты из учебника. В каждом цикле учебника  Happy English-2” имеются задания, требующие активной групповой работы над проектом. Работа проводится по следующей схеме:

Сначала учащиеся получают образец (текст 1), на основе которого строится описание чего-либо, констатация и т.д. Затем  отработанное описание переносится на создание собственного подобного текста, касающегося ч-то личного и в результате учебниками создается (текст 2). После этого учащиеся знакомятся с новым текстом (текст3)  сравнивают  свое личное с новым, в результате чего получается (текст 4). Таким образом, текст служит для учащихся содержательно- смысловой основой. Эти тексты различаются по стилям и сложности. Текст 1 –образец,  простой и лаконичный, а текст 3- обладает значительной степенью сложности. Учитель учит учащихся использовать тексты в качестве образца.  Значительную роль в этом играет памятка, в которой  даются рекомендации о том,  каким образом группа должна работать над конкретным материалом.

Образец памятки

I. Помните, что навыки иноязычного общения совершенствуются при условии  обязательного включения лексико- грамматического материала, усвоенного на предыдущих этапах  в новые тексты. Такие тексты являются образцами ваших будущих высказываний.

II. Не забывайте, что для достижения целей этого этапа необходимо работать всем вместе, оказывая помощь друг другу.

III. Когда вы получите рекомендации, организуйте:

1. их чтение всеми членами группы  для выявления:  учебного материала, который будет использован в работе, порядка выполнения учебных действий, ожидаемого результата, способов контроля;

2. индивидуальное чтение текста, обсуждение его содержания в группе с использованием справочника или  словаря для полного понимания его содержания;

3. выбор их текста предложений, передающих основное содержание текста;

4. если ваша группа работает с текстом для совершенствования навыков устной речи, то дальнейшую коллективную деятельность выполните в таком порядке:

а) составьте пересказ прочитанного  текста. Для этого вам следует:

- ознакомиться  с речевой задачей и схемой ожидаемого высказывания,

-    выбрать предложения из текста для заполнения схемы, внеся в них небольшие изменения, сокращения и объединив их  в небольшие высказывания;

-     повторить  высказывание несколько раз с целью его запоминания.

б) перескажите текст в своей группе (для его оценки) или в другой группе (как текст для аудирования)

с) при оценивании пересказа пользуйтесь следующими критериями:

 

+

-

А\  полнота передаваемого   содержания (достаточность)

 

 

Б\ логичность

 

 

В\\ завершенность

 

 

Г\ наличие  собственного мнения или точки зрения

 

 

Д\ разнообразие структур , содержащих новый лексико- грамматический материал

 

 

Е\ характер  ошибок

 

 

Постепенно дети усваивают этот алгоритм и правила , работа продвигается быстрее и успешнее.

Как видно из примера, памятка содержит определенный оценочной механизм, направленный на самооценку учащегося, что, несомненно, развивает творческий потенциал личности школьника.

 

Описанная выше технология может быть продемонстрирована на примере фрагмента урока с элементами проектной  методике  по учебнику английского языка для 7 класса(под ред.  В.П. Кузовлева).

Цель: понять основное содержание прочитанного текста для того, чтобы затем составить сообщение на его основе.

Учебный материал: упражнения 1 ст 39-43

1.                  Прочитайте текст за 5 минут и постарайтесь понять его основное содержание

2.                  Выполните индивидуально следующее тестовое задание:

1.   The text is about
a.                  brothers Write
b.                 
how the brothers Write were making a kite
c.                   how the brothers together with their mother were making a kite
2.  The brothers wanted to make a kite because
a.                  they would like to make a better kite then any from the store
b.                  they liked kites
c.                  they thought to make their mother happy
3.   They
a.                  discussed the way of making a kite
b.                  studied how to make a kite
c.                  read a book about making kite
4.
a.                  Their mother helped them a lot
b.                  The brothers worked carelessly and quickly
c.                  Together they worked much and hard
5.   When the wind died
a.                  all the kites fell from the sky
b.                  the Write brothers’ kite didn’t fall from the sky and flew high etc.

3.                  Сверьте результаты тестового задания (учитель представляет ключи к тестовому заданию) и обсудите в группах ответы , в которых допущены ошибки. В случае необходимости обратитесь к учителю

4.                  Выберите слова, которые помогут вам:
А. Наиболее точно охарактеризовать братьев:serious, lazy, neat, hardworking, clever, skilful, talented
Б. Охарактеризовать их действия: nearly, quickly, badly, properly, carefully, thoughtfully, slowly

5.                  Выберите из текста:
А. Глаголы для описания того, как братья делали змея
Б. Слова, обозначающие последовательность действий

6.                  Выполните упражнение 4 ст 43 сначала по цепочке, а затем каждый по очереди полностью

7.                  Покажите поделки, сделанные вами дома и расскажите, как вы над ними работали, пользуясь схемой упражнения 5 ст 43

 

В своей работе учитель стремиться  выбирать общую стратегию обучения, конкретные приемы, соответствующие его личным способностям, запросам и возможностям ее учащихся, условиям, в которых проходит обучение, учебникам, рекомендованным  в качестве основных и дополнительных.

 Уроки английского языка Грибовой Т.В.  создают у учащихся эмоционально положительное отношение к предмету и устойчивый интерес. Посещенные уроки показали, что дети работают с большим энтузиазмом и заинтересованностью, наблюдается значительная связь с реальной жизнью ( это продемонстрировали вопросы, которые задавали обучаемые друг другу по самым популярным темам., так, например, по теме  «Семья» учащиеся не только выясняют друг у друга сколько у кого братьев и сестер, но и интересуются (обсуждают) семейными  проблемами и затруднениями. Именно это приближает урок иностранного языка к жизни, делает его.

Обращает внимание атмосфера доверия, отсутствие страха при высказываниях, полная раскованность учащихся. И это не случайно: регулярно один раз в четверть, самостоятельно или вместе с психологом школы учитель проводит анкетирование или тестирование учащихся по выявлению их мотивации, интересов, тревожности и других аспектов, которые могут влиять на успешность обучения иностранному языку.  По результатам таких анкет учителем составляется методическая карта класса, с помощью которой учитель индивидуально  дифференцированно подходит к каждому ребенку, каждой группе учащихся.

Фрагмент одной из анкет, используемых для выявления  настроя на обучение и затруднений:

Дорогой друг!

Чтобы улучшить обучение иностранному языку в нашей школе,  мы проводим анкетирование. Просим тебя ответственно отнестись к заполнению анкеты. Постарайся объективно ответить на предлагаемые вопросы. Благодарим за сотрудничество. Если пожелаешь, можешь указать свое имя.                             

1.                  Почему ты учишь английский язык?

А\ предмет в расписании

Б\ интересный предмет

В\ стараюсь избежать неприятностей

г\ пригодится в жизни

2.                  Тебе трудней всего на уроке:

А\ прочитать текст

Б\ сделать грамматическое упражнение

В\ высказать свое мнение

г\ понять текст на слух

3.                  Тебе больше всего не нравиться на уроке:

А\ работать в парах

Б\ некомпетентность учителя

В\ проверять домашнюю работу

Г\ объяснение новой темы

Д\ другое

4.                  Тебе чаше не хочется на уроке:

А\ читать

Б\ выполнять тест по грамматике

В\ составлять диалог или высказывание

Г\ слушать текст в записи

Д\ писать письмо , рассказ

5.                  Как ты используешь английский вне урока

А\ если попросят помочь

Б\ всегда стараюсь вставить известное мне словечко

В\ не использую, потому что не хочу

Г\ стараюсь почаще, чтобы тренироваться

6.                  Ты чаще сего на уроке боишься:

А\ спросить что-то у учителя

Б\ нетактичных высказываний учителя и одноклассников

В\ проверки домашнего задания, которого ты не делал

Г \не понять новый материал

Д\ другое

7.                  С каким настроением ты идешь на урок:

А\. Как на любой другой урок

Б\ с интересом и желанием

В\ скорее бы урок закончился

Г\ получить знания

Д\ другое

Тебе бы очень хотелось, чтобы на уроке никогда

А\не читали

Б\ не учили грамматику

В\ не пересказывали текст

Г\ не слушали текст

Д\ не писали и т.д.

Данные проводимых диагностик  обрабатываются и заносятся в сводную таблицу результатов анкетирования :

Имя ученика

Отношение к изучению предмета

Затруднения

Проблемы

У1

Все равно

Грамматика, аудирование

Усвоение нового материала

У2

Нравится

Чтение, аудирование

Выполнение домашнего задания

Все имеющиеся затруднения и проблемы подробно анализируются учителем. При этом Т.В.  всегда пытается определить  причину каждого из них, например:
-                     затруднения при аудировании могут быть результатом плохого развития фонетического слуха и недостаточной практикой,
-                     при говорении учащиеся испытывают затруднения чаще всего из- за личностных психических качеств и слабо развитых общеучебных умений.

 После определения затруднений учителем разрабатываются упражнения, задания  для их  устранения ( системы упражнений от простого к сложному по устранения страха, важникающего у некоторых учащихся перед аудированием и т.д.) 

Система работы учителя  способствует  эффективность обучения об этом свидетельствуют результаты контрольных срезов,  проведенных в 2000-2001 г все учащиеся 11 класса смогли выполнить предложенные задания по проверке навыков диалогической речи , а именно на :
-воспроизведение диалога с партнером по теме и завершения его;
-выполнение роли одного из персонажей ситуации;
-участие в беседе одноклассников по обсуждению планов на будущее.

С заданиями справились все обучаемые получив оценки «5» и «4».

Проектный метод, используемый Т.В. Грибовой на уроке помогает развитию познавательных навыков, умениий самостоятельно конструивровать свои знания, анализировать полученную информацию, создавать на ее основе новую и делают учебный процесс творческим, сжатым и целенаправленным, а учеников раскованными и активными. Они не боятся высказываться на самые сокровенные темы (напр. О любви ). Уроки Т.В. Грибовой свидетельствуют о том, что ее учащиеся способны к активной познавательной деятельности на иностранном языке.


ИПМ Кривошеевой Любови Сергеевны, учителя английского языка сш № 4 г. Медногроска Оренбургской области

Л.С. считает, что чтение является одним из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как это источник формирования активного и пассивного словарного запаса обучаемых, отправная точка для разнообразных высказываний диалогического и монологического характера, источник получения новой информации, способствующей как интеллектуальному, так и эстетическому обогащению учащихся. В  системе рабты учителя по формированию ЗУН по каждому виду речевой деятельности значительное место занимает процесс  целеполагания, который находит воплощение  в виде  предварительно разрабатываемой Л.С. блок- схемы, по основным направлениям  работы с учащимися. При составлении блок- схемы учитываются цели и задачи поэтапного формирования ЗУН обучаемых по каждому виду деятельности.

Приведем пример блок- схемы разработанной учителем по обучению чтению:

Класс

Цели и задачи

Алгоритм работы, этапы и основные направления

5 класс

1.      уметь прочитать любое слово по транскрипции и овладеть основными правилами чтения букв и буквосочетаний

2.      научиться читать вслух и про себя несложные тексты со скоростью 30/40 сл в минуту, рецептивный словарь 850 лексических единиц

1.      Чтение  под фонограмму – отработка техники чтения, формирование правильных слуховых образов, речевых единиц.

2.      Чтение расширяющихся синтагм.

3.      Чтение с общим охватом содержания

4.      Чтение с целью детального понимания (работа со словарем)

5.      Чтение с целью извлечения конкретной информации

6.      Jigsaw reading

6 класс

1.      обучение трем видам чтения: а) с общим охватом, б) с детальным пониманием, в) поисковому чтению

2.      обучение учащихся использованию лингвострановедческого справочника при чтении аутентичных текстов

3.      работать над увеличением скорости чтения, расширением рецептивного словаря на 516 л.е.

4.      переход на преимущественное чтение текстов про себя

 

1.      Снятие языковых трудностей

2.      Постановка целей

3.      Соотнесение значения слов с темой

4.      Грамматический анализ непонятных предложений текста на английском языке.

5.      Деление текста на смысловые части.

6.      Выделение смысловых опор в тексте.

7.      Проверка понимания содержания текста различными способами.

8.      Определение коммуникативного направления в тексте

9.      Обсуждение (не пересказ) прочитанного.

7 класс

Обучение чтению как виду речевой деятельности, который признается ведущим на базовом уровне

1.      увеличение рецептивного словаря на 924 л.е.

2.      обучение догадки:

- значения неизвестных слов по словообразовательным элементам, контексту, связи с родным языком и т.д.

-  содержания текста, рассказа

3.  обучение распознаванию грамматических явлений на основе структурной антиципации

Чтение с общим охватом содержания

1.      Внимательно прочитать название текста и постараться понять и определить его главную мысль.

2.      Пробежать глазами по тексту, останавливаясь на знакомых словах и выражениях с целью понимания на этой основе общего смысла прочитанного.

3.      Читать быстро,  не останавливаясь на непонятных лексических  выражениях и грамматических структурах.

8-9 класс

Чтение как средство и цель обучения иноязычной культуре

1.      Продолжить работу над увеличением скорости чтения

2.      Увеличить рецептивный словарь на 600 лексических единиц

3.      Совершенствовать и развивать  умения, необходимые для понимания прочитанного на уровне значения и на уровне смысла

4.      Увеличить количество распознаваемых грамматических структур

5. Совершенствовать три основных вида чтения на основе аутентичных текстов, соответствующих возрастным интересам учащихся.

6..Научить читать различные типы текстов.

7.Совершенствовать навыки и умения чтения вслух и про себя.

8.Формировать потребность и развивать умения пользоваться справочной литературой.

 

 

Чтение с детальным пониманием содержания

1.      Прочитай заголовок текста

2.       Прочитай весь текст, постарайся понять его тему.

3.      Читай текст по абзацам, по предложениям.

4.      Обращайся к словарю, чтобы понять всю информацию.

5.      Не спеши воспользоваться помощью словаря, старайся догадываться о значении слов по звучанию, по графическому изображению, по контексту, по словообразованию.

6.      Обращай внимание на грамматические структуры, на предлоги.

7.      Осмысли полученную информацию.

8.      Расскажи о том, что ты узнал из прочитанного текста своим друзьям, выскажи свое мнение и спроси о мнении одноклассников.

10-11 класс

1.      Систематизация, обобщение и дальнейшее закрепление пройденного материала.

2.      Совершенствование трех основных видов чтения на основе аутентичных текстов разного типа.

 

Чтение с целью извлечения конкретной информации

1.      Определи тему необходимой для тебя информации.

2.      Выдели опоры, которые показывают где искать ответ.

3.      Опираясь на термины, отражающие искомую информацию, найди ее в тексте.

4.      Просмотри текст и найди тот фрагмент, который интересен тебе и объясни почему.

5.      Выпиши из текста те предложения, которые несут интересующую тебя информацию.

Такое целеполагание помогает учителю оптимально использовать время на уроке для совершенствования знаний, умений и навыков каждого ученика.

В значительной степени оптимальности  учебного процесса способствует учет индивидуальных особенностей и способностей детей, которые учитель определяет по результатам тестирования, анкетирования. При учете индивидуальных способностей и особенностей учащихся, учитель использует принципы технологии уровневой дифференциации, индивидуализации обучения Инги Унт и личностно развивающее обучения И.С. Якиманской.  На уроке иностранного языка учитель предусматривает такие организационные формы, при которых каждый ученик работает на уровне своих способностей преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него трудность.

Критериями дифференцированного обучения являются:

активность ученика,

добросовестное отношение к занятиям,

интерес к предмету,

внимание и, наконец,  уровень успеваемости (уровень подготовки с учетом потенциальных возможностей учащихся).

Первостепенное значение при организации такой работы имеет  определение групп учащихся со средним уровнем подготовки (основная группа), со слабой подготовкой и с высоким уровнем обученности.  Этому способствуют тесты.  После определения  учителем разноуровневых групп  разрабатывает и использует в обучении учащихся иностранному языку дифференцированные задания на основе знания их личностных качеств и интересов.

При работе с текстом

1 уровень –высокий

2 уровень - средний

3 уровень – низкий

Ответы на вопросы к тексту (подробные) 10-12

1.      Where does the girl live?

2.      Is her Mum only a good cook? Why do you think so?

3.      Whom does she cook food for?

4.      Is her Dad a woodman?

5.      Where does he work?

6.      Where does the girl often walk?

7.      What does she enjoy watching?

8.      What does she go to her granny with?

Etc

Ответы на вопросы к основному содержанию текста 5-6

 

Нахождение в тексте эквивалентов данным русским предложениям

1.      Папа лесник

2.      Она любит наблюдать за кукушками

3.      Девочка живет в доме в лесу

4.      Когда погода хорошая она гуляет вокруг пруда и собирает лягушек

5.      Она лучший повар в мире

6.      Она часто ходит к своей бабушке с корзинкой еды

7.      Она  готовит еду для лесника

 

Составление подробного плана текста

1.      The girl

2.      Her name

3.      Her dad

4.      Her Mum

5.      Her walking

6.      She enjoys

7.      Her granny

Составление краткого плана

 

Расположение в правильном порядке основных пунктов плана

1.      Her granny

2.      Her likes

3.      The girl

4.      Her family

Пересказ текста. Высказывание своего отношения к прочитанному

Пересказ текста с использованием подробного плана

Расположение предложений в той последовательности, в которой они находятся в тексте и их прочтение.

Прочтение начала предложения и его завершение

1.      The girl lives in a house in the……

2.      Her Mum is a good…..

3.      She cooks food for……

4.      Her Dad works……..

5.      She  enjoys…….

6.      When the weather is good she……..

7.      She often goes to…..

То же самое, но со словами

1. The girl lives in a house …(wood)…

2.   Her Mum is a good…(cook)..

3.      She cooks food  (woodmen)……

4.      Her Dad works…(wood)…..

5.      She  enjoys (watch cuckoos…….

6.      When the weather is good she (walk around the pond, collect frogs)……..

7.She often goes  (her granny).

Соотнесение двух частей предложения

 

1.The girl lives

2.Her Mum is

3.Dad is

4.She is the best

5.She enjoys

6.She often goes to

7.When the weather is good she walks around the pond to collect

in the wood

a woodman

a good cook

in the world

food frogs

cuckoos

Очень часто при распределении заданий учащимся предлагается самим подобрать тот вариант, который они могут выполнить. Учитель отмечает, что обучаемые всегда выбирают  более сложное задание и показывают хорошие результаты. Такая работа , по мнению учителя, помогает обучаемым приобрести уверенность в самих  себе, повышает интерес к обучению.


Учитель английского высшей категории языка сш № 19 г. Орска Кавун Лилия Григорьевна
при разработке дифференцированных заданий использует принцип личностного подхода в воспитании и обучении.  С этой целью учитель внимательно изучает особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников, диагностирует уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки направленность личности, отношения к жизни, труду, ценностные ориентации.

Учет всех  личных свойств непосредственно влияет на мотивацию, повышает интерес к учению, создает наиболее благоприятные возможности для развития аозновательных интересов, активности

  На уроках учитель постоянно привлекает каждого ученика к посильной для него и одновременно с этим все усложняющейся по трудности деятельности. Приведем пример дифференцированных заданий, которые учитель предлагает для  учащихся разных уровней:

Задания на составление предложений для слабой группы

1.      Who is in charge of the planet?

Richard

Jackie

Nick

thinks that

children

grown- ups

TV programs

doctors

specialists

magazines

can

must

should

help animals

be in charge of the planet

keep the planet healthy

save the earth

care about the earth

make the planet healthy

2. What do you like  or dislike?

I like it

I hate it

I don’t care

I fell sorry

 

when

if

boys

girls

I

are

am

shy

helpful

friendly

clever

bossy

lazy

untied

careful

funny

kind

Учащиеся сильной группы получают такое задание

This is what the children say about their friends.

Why do they like their friends?

Make up your mind and write it down?

He keeps his word

He shares his bike

He always says ‘Sorry’

She isn’t angry

She understands me

She tries to find what is wrong

I ask him about it

He promises something

I look upset

I do something wrong

he is wrong

I do a stupid thing

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации