Опыт работы учителя высшей категории иностранного языка (немецкого)
ГОУ СПО «Новотроицкий строительный техникум»
Саловой Ольги Федоровны
по теме
«Разработка учебно-методического пособия для преподавателей ССУЗ «Межпредметные связи уроков немецкого языка с дисциплинами по специальности»

1.Теоретическая база опыта

- Азимов А.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (преподавание иностранных языков). – СПб: Златоуст, 1999

- Аркадьева Э.В. Лексика в практическом курсе русского языка . Живая методика преподавания русского языка, как иностранного. – М.: Русский язык, 2005.

- Белая В.Г. Методические рекомендации и задания для студентов – практикантов. – Оренбург, 1982

- Бим И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования. // Иностранные языки в школе. - 2005, № 5

- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: 2000

- Дульянинов А.Г., Игумнов Ж.И. Рекламные тексты как средство познания культуры в процессе изучения французского языка.// Иностранные языки в школе. – 2005, № 4

- Матвеева Н.В. О методическом обеспечении дисциплины «иностранный язык» //СПО .- 2005, №12

- Матвеева Н.Л. Профессионально- направленная педагогическая технология – условие формирования практических навыков специалистов. // СПО.- 2005, №8

- Парахина А.В. Обучение переводу технических текстов. Москва: Высшая школа, 2000.

- Примерная программа учебной дисциплины «иностранный язык». Управление СПО, министерства образования России. - 2002

- Программа среднего (полного) образования по немецкому языку (профильный уровень) // Иностранные языки в школе.- 2005.- № 6

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. // Иностранные языки в школе. – 2004.-№4

2.Актуальность

Предполагает включение в содержательный компонент обучения иностранному языку изучение сложных учебных дисциплин по специальности , в полной мере отвечает основной цели обучения с учетом профиля ССУЗ – развитие у студентов иноязычной языковой компетенции и приобретение знаний, позволяющих использовать иностранный язык в профессиональной деятельности – строительного техникума. Данный опыт смогут использовать преподаватели иностранного языка ССУЗ любого профиля. Общеобразовательный аспект означает рассмотрение сегодня обучения иностранному языку с позиций его воспитательно – образовательно - развивающего воздействия.

3.Основополагающие принципы опыта

- системность;

- гласность;

- научность;

- учет индивидуальных способностей студента ССУЗа,

- перспективность.

4.Условия возникновения и становления опыта

Переход на новую программу обучения, новые Государственные стандарты подготовки специалистов ССУЗ, предъявление новых требований к современному уроку иностранного языка ставят перед преподавателем проблему поиска эффективных форм организации познавательной деятельности учащихся, которая лежит в основе процесса обучения. Перед преподавателем встала задача: использовать возможности предмета «немецкий язык» для формирования специалиста, компетентного и конкурентоспособного.

5.Сущность опыта работы

- успешно реализуется в течение 10 лет программа по дисциплине «немецкий язык» с использованием межпредметных связей в СПК;

- разработан стратегия деятельности педагога СПК, создающая условия для личностных достижений студентов, конкурентоспособных и компетентных;

- изменены подходы к организации УВД;

- Разработаны ориентиры личностной системы качеств студентов СПК.

6.Основные компоненты

- создана авторская программа преподавания немецкого языка в СПК;

- разработано полное учебно- методическое сопровождение к ней;

- проведена апробация УМК;

- проведено диагностические исследования результативности личностных достижений студентов.

7.Новизна

Новизна опыта заключается в том, что разработаны учебные, методические материалы по межпредметным связям с дисциплинами по специальности, определены и опробованы в учебно-воспитательном процессе формы организации познавательной деятельности учащихся, отвечающие современным требованиям к обучению иностранному языку. Это способствует решению задачи повышения качества образования, разработки национально- регионального компонента образования в Оренбургской области.

8.Система работы учителя английского языка и ее результативность

Практика работы в среднем специальном образовании, анализ публикаций показывают, что студенты ССУЗ имеют разный уровень подготовки, слабые знания в пределах изученного в школе базового курса иностранного языка. Школьные оценки студентов часто не подтверждаются. В Новотроицком строительном техникуме 41,7% обучающихся – выпускники Восточного Оренбуржья, некоторые из них изучали иностранный язык 1-2 года. У многих студентов отсутствует внутренняя мотивация к получению профессии строителя, нет веры в жизненную перспективу, т.к. мощный трест «Новотроицкметаллургстрой» распался на ряд мелких строительных фирм с очень небольшим объемом работ, строительства в городе почти нет.

В этих условиях задача учебного заведения – способствовать становлению современного технического специалиста, в том числе и средствами иностранного языка, который должен изучаться применительно к конкретным нуждам информационного обеспечения данной специализации, т.е. профессионально- ориентированно.

При составлении рабочей программы на основе профиля предметно- коммуникативных потребностей студентов техникума решаются следующие задачи:

Выбор предметов, с которыми интегрируются предметы. Для строителей это: строительные материалы, конструкции из железобетона, архитектура, технология строительства, строительные машины.

Знакомство с основами предметов (учитель иностранного языка должен иметь четкое представление о предмете изучения).

Подбор учебного текстового материала.

Распределение нагрузки и учебного материала по семестрам:

Формулирование учебных задач каждого цикла учебной дисциплины;

составление лексического минимума подлежащего обязательному усвоению,

Определение тематических групп лексических единиц,

Составление грамматического минимума.

Учителем определена система работы над текстом, которая состоит из следующих этапов:

Предтекстовое изучение специальной лексики;

Закрепление лексики в тренировочных упражнениях.

Работа со специальным текстом по теме:

а) прослушивание текста с магнитофонной записи;

б) аналитическое, изучающее чтение с проработкой лексических единиц и грамматических структур.

Контроль по теме.

Работе над текстом посвящается только часть урока, т.к. параллельно изучаются разговорные темы в соответствии с рабочей программой и материал страноведческого характера.

(Опыт работы преподавателя немецкого языка Новотроицкого строительного техникума Саловой Ольги Федоровны обобщен на основе материалов аттестационной работы на высшую квалификационной категорию. В работе предоставлена серия различных уроков, представляющих систему работы.)


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации