Результаты эксперимента по раннему обучению иностранному языку
в Оренбургской области

представила: Савинова Н.Б.
Дата: март 2005 год

Ранее обучение иностранным языкам являющееся частью широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования ведется в Оренбургской области с 01.09.2001г.

1. Номативными документами, инициирующими проведение эксперимента по раннему обучению иностранного языка являются:

-Концепция модернизации общего и среднего образования на период до 2010 г;

-Приказ «О внесении изменений и дополнений в приказ Минобразования России от 21.05 2001 № 2093 « Об утверждении Положения о порядке проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования»;

-Приказ «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, количества общеобразовательных учреждений и обучающихся, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования 2002/2003 учебном году»

-Приложение к письму Министерства образования Российской Российской Федерации от 17.12. 2001 №957\13-13 «О введении иностранного языка во 2 классах начальной школе в условиях эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в 2002\2003 учебном году;

-Письмо департамента общего и дополнительного образования №13-51-91\13 от 13.05. 2003 «Об организации обучения иностранным языкам в 3 классе общеобразовательных учреждений России в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования»

-Письмо Департамента общего и дополнительного образования № 14-51-139/13 от 21.05.2004 «Об организации обучения иностранным языкам в 4-калссе общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте».

 

2 Цель эксперимента по раннему обучению

- Апробация нового базисного учебного плана, предусматривающего обязательное изучение иностранного языка со 2 по 4 класс в начальной школе при 2 часах в неделю;

- Обновление содержания обучения иностранным языкам;

- Обеспечение плавного и последовательного перехода учащихся при изучении иностранного языка от этапа начальной школы к этапу основной школы.

Задачи эксперимента:

- апробировать и проанализировать результаты использования УМК для раннего обучения иностранным языкам

- определить возможности использования современных технологий при обучении иностранных языков в начальной школе;

- разработать и проанализировать эффективность безотметочных методик обучения;

- перевести результаты анализа в систему управленческих действий и повышения квалификации педагогических кадров.

 

3.Организация проведения мероприятий в Оренбургской области

Поскольку наибольшей востребованностью в настоящее время пользуется английский язык, как наиболее распространенный язык международного общения, то именно английский язык был выбран для эксперимента.

Эксперимент по раннему обучению иностранного языка осуществляется в 7 школах Оренбургской области. Для эксперимента были отобраны школы разного уровня:

- общеобразовательные школы №4, № 52 г. Орска, №30, №5 г. Оренбурга;

- сельские школы (Ибрагимовская СОШ Кувандыкского р-на, Дедуровская СОШ Оренбургского р-на;

- гимназии гимназия №4 г. Оренбурга;

- лицеи (Европейский лицей Оренбургского р-на

К эксперименту привлечены опытные учителя иностранного языка, имеющие 1 и высшую категорию.

Экспериментальные школы апробируют следующие авторские программы, рекомендованные Министерством образования и науки для обучения английскому языку в начальной школе:

- программу М.З.Биболетовой к курсу “Enjoy English” (Ибрагимовская СОШ, Дедуровская СОШ, СОШ №52 г. Орска);

- программу И,Н.Верещагиной, Т.А.Притыкиной (СОШ №30, Европейский лицей, Гимназия №4 г. Оренбурга, СОШ №4 г. Орска);

- программу З.Н.Никитенко ( СОШ №5 г. Оренбурга).

Выбор УМК зависел от условий обучения, от необходимости обеспечения преемственности, последовательности, логичности и завершенности обучения от начальной школы до основной.

 

Ресурсы

Для проведения эксперимента экспериментальные школы были обеспечены следующими учебно- методическими материалами (учебными пособиями и аудиоматериалами):

УМК под редакцией Биболетовой М.З. ,включающий :

-учебники Enjoy English для 2-4 классов ;

- рабочую тетрадь к учебникам Enjoy English;

-аудиокассеты к учебникам

УМК под редакциейНикитенко З.Н.,включающий :

-устный вводный курс к учебнику английского языка для 2 классов;

-учебники английского языка для 2-4 классов;

-рабочую тетрадь к учебникам;

-аудиокассеты к учебникам.

Материально- техническое база эксперимента напрямую зависит от материально- технической базы опорных школ, которые оснащены по разному, что в свою очередь способствует неоднородности условий проведения эксперимента по раннему обучению. Хорошую материально- техническую базу имеют:

- «Европейский лицей» Оренбургского р-на;

- гимназия №4 г. Оренбурга

В то время как в сош №30 г. Оренбурга – отсутствует аудио и видео аппаратура.

 

Кадровые ресурсы

Для подготовки к проведению эксперимента на базе ООИПКРО в 2001-2004гг были проведены следующие формы повышения квалификации:

- семинарских занятий имеющих целью совершенствование научно- методического сопровождения эксперимента;

- семинары аналитического и коррекционного характера с целью конкретизации задач эксперимента (анализ и выбор соответствующих УМК; определение проблем в ходе апробации УМК на экспериментальной площадке; осмысление предложенных путей их решения и др);

- серия семинаров- практикумов по обмену опытом работы учителей – экспериментаторов ( учителя дают открытые уроки, представляют модели раннего обучения разных авторских коллективов, сравнивая их, определяя основные проблемы);

- индивидуальные (выездные : г. Орск, Оренбургский р-н) и групповые консультации.

- организованы опорные школы (сош №5, гимназия №2) по проблемам раннего обучения, на базе которых регулярно проводятся мастер классы у учителей английского языка высшей категории, работающих по разным УМК:

- Чеботаревой А.П. (гимн №2) – УМК под ред. М.З. Биболетовой;

- Королевской И.И. (СОШ №5) –УМК под ред. З.Н. Негнивицкой;

- Собко С.В. (СОШ №5) – УМК под ред. И.Н. Верещагиной

В помощь учителям учебно-методическим кабинетом иностранных языков ООИПКРО созданы следующие информационные ресурсы:

-Информационный сборник ООИПКРО «Проблемы раннего обучения»;

-информационные материалы по проблемам раннего обучения иностранным языкам на сайте ООИПКРО;

-видеозаписи уроков английского языка в начальной школе экспериментаторов с методическими комментариями (Собко С.В.,Королевская И.И.)

 

4. Механизмы выявления инновационного опыта

Разработаны формы отчетности, с помощью которых мы регулярно получаем информацию о б условиях и результатах проведения эксперимента.

5.Реальные результаты

Эксперимент помог заложит основы для формирования у младших школьников умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей обучаемых. Результаты проводимого эксперимента показали, что в целом организация обучения иностранным языкам в начальной школе отвечает требованиям, изложенным в информационных письмах Департамента общего образования от 17.12.2001 № 957/13-13, от 13.05.2003 № 13-51-91/13, от 21.05.2004 № 14-51-139/13. Во всех экспериментальных классах у учащихся сформированы базовые умения чтения, аудирования, письма. Однако в тех школах, где раннее обучение ведется не первый год (сш №30), Европейский лицей, гимназия №4 , а также в тех учебных заведениях, где предполагается отбор учащихся при поступлении результаты значительно выше. (Так например, открытый урок в СОШ №30 у Горовенко А.В. в 4 классе, показал, что учащиеся довольно свободно читают текст, выполняют сложные грамматические задания, умеют задавать все виды вопросов.)Все вышеперечисленные школы работают по УМК под ред. И.П. Верещагиной.

- Эксперимент позволил апробировать УМК по иностранному языку. Получены промежуточные результаты апробирования, которые показали что:

- УМК под ред. И.Н. Верещагиной можно рекомендовать для раннего обучения английского языка в гимназии, лицеи, а также в те общеобразовательные учебные заведения, где предполагается уровневый отбор учащихся для обучения иностранному языку и увеличение количества часов, отводимых на обучение английскому языку за счет школьного компонента;

-УМК под редакцией М.З. Биболетовой и УМК под ред. З.Н.Никитенко рекомендуется для использования в массовые общеобразовательных школах при условии их доработки;

- Эксперимент помог определить основные трудности в работе с УМК для раннего обучения английскому языку, связанные с изучением учебного материала по УМК под редакцией З.Н. Никитенко, и М.З. Биболетовой которые заключаются в следующем:

- программы вышеназванных авторов составлены без учета психофизиологических особенностей учащихся начальных классов в условиях массового образования, которые предполагают, что иностранный язык изучается абсолютно всеми учащимся без предварительного отбора и сортировки. Успешному усвоению программного материала мешает:

- отсутствии у большинства обучаемых готовности к восприятию основных тем даже на родном языке, отсутствии языкового (на родном языке) и жизненного опыта для успешного изучения учебного материала;

- слишком большой объем материала, предназначенного для усвоения учащимися, слишком интенсивная его интеграция, которая делает невозможным сокращение и упрощение материала для учащихся более низкого языкового уровня.

- недифференцированность учебного материала по уровням обученности детей;

- отсутствие дидактического материала.

- Эксперимент позволили определить основные трудности возникающие при работе с учащимися младшего школьного возраста, которые проявляются :

- в подборе правильной методики обучения на раннем этапе;

- в организации группового взаимодействия;

- в использовании личностно- ориентированного подхода.

Получен позитивный педагогический опыт раннего обучения иностранным языкам подлежащий диссимиляции:

- «Организация работы с учащимися начальной школы по УМК под ред. З.Н. Никитенко»- Королевская И.И.;

-«Опыт работы по УМК под ред. М.З. Биболетовой в условиях сельской школы» - Скрынникова Н.В.;

-«Обучение письменной речи на английском языке по УМК под ред. И.Н. Верещагиной в начальной школе" - Селезнева Л.А. и др.

 

6. Проблемы

- К числу нерешенных в ходе эксперимента проблем следует отнести проблему «безоценочного» обучения иностранному языку по причине ее неразработанности на федеральном уровне.

В ходе эксперимента была сделана попытка использования анкеты самооценивания, заимствованной из зарубежной методики, однако учителя ее не поддержали, поскольку она требовала индивидуальной разработки.

- Не всегда материальная база образовательного учреждения позволяет качественно осуществлять обучение в начальной школе (не хватает УМК, аудиокассет, рабочих тетрадей, ТСО и доставка их осуществляется с большим опозданием).

Отсутствие необходимой материально- технической базы в ряде опорных школ отрицательно сказывается на организации коммуникативного и личностно –ориентированного обучения

- Для достижения самого первого уровня коммуникации – уровня начинающего, недостаточно 2х часов в неделю. Отведенного времени не хватает на закрепление изученного.

- При освоении грамматического материала не соблюдается принцип связи с родным языком, поскольку отдельные грамматические явления изучаются на иностранном языке с опережением по сравнению с родным языком.

 

7. Предложения по решению проблем

на федеральном уровне:

- Одобрить идею раннего обучения иностранному языку и поддержать ее.

- Усовершенствовать программы и УМК по раннему обучению английского языка под. ред. М.З.Биболетовой и под ред. З.Н. Никитенко в соответствии с возрастными особенностями обучаемых общеобразовательных школ. Разработать дифференцированные курсы, учитывающие индивидуальные особенности учащихся.

- Разработать аппарат оценивания достижений учащихся .

- Разработать теоретически и методически с выработкой четких рекомендаций проблему «безоценочного» обучения

- Обеспечить финансирование эксперимента.

- Организовать обмен опыта по обучению иностранным языкам в начальной школе на федеральном уровне

на региональном уровне

- Принять меры по сохранению и развитию сети опорных школ эксперимента .

С этой целью:

-обеспечить материально- техническую базу опорных экспериментальных магнитофонами, аудио- техникой, а также множительной техникой;

-обеспечить необходимые условия для проведения эксперимента

- Организовать встречу учителей экспериментаторов с авторами УМК раннего обучения для обсуждения предложений по совершенствованию УМК

- Привлекать региональные средства массовой информации для систематического освещения деятельности экспериментальных школ по раннему обучению иностранным языкам.

- Способствовать обязательной предварительной подготовке педагогов к преподаванию иностранных языков в начальной школе.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации