Воспитание учащихся на уроке иностранного языка посредством ролевой игры или дискуссии.

Вопрос о  воспитательных возможностях иностранного языка как средства общения неоднократно ставился в отечественной  методической литературе.(И.Л.Бим, И.Н. Верещагина, Е.И. Вишневский, К.Б. Есипович, Г.В. Рогова и др.)

Наметившаяся в обществе( особенно в среде молодежи) тревожная тенденция  к недооценки важности соблюдения культурно- этических норм общения, дефицит культуры в целом и культуры общения в частности заставляет искать резервы воспитательного воздействия на молодежь. Одним из таких резервов может быть большая ориентация на культуру страны изучаемого языка .

Согласно Е . МВерещагину и В. Г. Костомарову, процесс аккультуризации складывается из  трех этапов: закрепляются уже имеющиеся позитивные сведения о стране  изучаемого языка;

-запас знаний о стране о стране существенно  увеличивается;

-устраняются предвзятые , неадекватные знания о стране и ее народе.  И  таким образом   изучаемый язык   становится источником воспитательных ценностей для обучаемых.

Вместе с языком    усваиваются культурно- этические нормы поведения, свойственные культурным носителям языка  , такие как умение: внимательно слушать собеседника;

-быть доброжелательным,

-быть сдержанным и  тактичным.

Изучая иностранный язык, учащиеся постигают правила и нормы речевого поведения.

Важнейшим источником воспитательных ценностей молодежи  является  знакомство учащихся с особенностями  современного   речевого поведения носителей языка а также изучение на занятиях  типичных оборотов речевого этикета ,что привносит в межличностное  общение  ощущение взаимного уважения, теплоты, доброжелательности.

Очень важным моментом при изучении оборотов речевого этикета является формирование умения  учащихся передавать особые интонации  теплоты и искренности.

Оптимальной формой включения  единиц речевого  этикета в речь является   организация  общения. Владение языком как средством общения предполагает не только  знания аспектов языка, но  и умения и навыки пользоваться ими на практике в конкретной ситуации- в процессе коммуникации. С этой целью учебный процесс должен строится  на основе естественного речевого общения преподавателя с учащимися и учащимися между собой. С этой целью учащиеся должны овладеть следующими умениями:

 -     вести беседу;

n     реагировать на вопросы и высказывания собеседника в связи с сообщением, темой, ситуации;

n     адекватно оценивать знания и действия  своих товарищей;

n     вступать в разговор  или начать его, поддержать, прервать, завершить или изменить тему.

 Однако наибольшее  общения на иностранном языке учащиеся  получают только тогда, когда они достаточно готовы к нему. И здесь очень важно снабдить учащихся необходимым лексическим материалом.

Представляем таблицу, содержащую лексический материал   по основным   аспектам речевого  общения.

Разговорная реплика

Ответ на реплику

Приветствие          Greeting

Good morning

Good afternoon

Morning

Hello

How are you getting along nowadays?

.....................  keeping ......these days?

.......................doing............................?

Responding to greeting

Very well thank you..       And you ?

Can’t complain.........

Not too well, I’m afraid......

   Представление себя    Introducing oneself

May I introduce myself?

My name is.....I’m from......

Responding to someone introducing themselves

How do you do?

Pleased to meet you.

I’ve heard a lot about you

..................such a lot.........

...................so much..........

Представление других    Introducing                  

                                                someone

May  I introduce you to.....? This is......

Do you know.........?   This is.........

Responding to  being introduced to someone

Glad to meet you

We’ve already met, actually

No, I don’t think I do actually

.............................so................

Вежливый запрос собеседника о его интересах и любимых занятиях.

Asking yes/no questions about interests and likes

Are you interested in......?

...............keen on..............?

Do you like......................?

..............enjoy...................?

Do you take much interest in.........?

Asking wh-questions about interests and likes

What are/is your favourite.........?

What kind of.....do you like best?

........................................like........?

........................................enjoy most?

.........................................enjoy........?

What kind of.....are you interested in?

..........................................keen on?

Answering yes/no  questions about interests and likes

Yes, as a matter of fact I do

..........actually.................I am

Yes, very much indeed.

Oh, I love......!

...........yes, very much!

Answering wh-questions

I am rather interest in..........

.........quite keen on

I rather like/enjoy.........

I like/love.....very much

Выражения  согласия

Expressing agreement with somebody’s likes

So do I, as a matter of fact

......am I, actually

I do too, as a matter of fact

I am..............actually

Expressing agreement with somebody’s dislikes

Neither do I, as a matter of fact

Nor am I, actually

I don’t either, as a matter of fact

I am not either actually

 

Расспросы о планах

Asking about plans

Have you got any plans?

have you made any plans yet?

have you got anything in mind?

What are you planning to do?

What are you doing..............?

Are you doing anything........?

Have you got anything planned for........?

Have you made any plans for.................?

Responding - being evasive

No, not really. What about you?

...........................How..................?

Well, nothing special

No....................in particular

What about you?

How...................?

I don’t know  yet. What about you?

................................How.................?

Responding- nothing definite

I don’t know yet. Why?

No, nothing special. Why?

.......................in particular......?

Well, I was thinking of..........

Responding-definite plans

Yes, I’m.......

Well, as a matter of fact I’ve arranged to....

.............actually................I’m

..............frankly speaking..............

Обращение за советом

Asking for advice

What do you think we should do?

.......................suggest  should be done?

What should we do in that case?

What should we  do in that case?

...................................then?

What are we going to do about all this?

.......................................................this business?

What am I to do in that case?

.............................then?

What would you do in my position?

Offering advice

If I were you, I’d.............

Personally, I’d advise you to.......

I think you should.......

Well, You could always.........

Запрос

Making requests

Can you.......,please?

Could......................?

Will.........................?

Would.....................?

Would you mind........,please?

Would you mind if................?

If you haven’t got any objections, I’d like to......

...........don’t mind.............................I’ll

I wonder if you would be so kind as to......

...................I could

...................I might

May/can could I.......?

I would be very grateful if........

....should.............grateful............

............................most obliged to....

 

Предложение помощи

Offering help

Shall I...................for you?

Would you like me to?

Do you  want me to.......

Could I...........................?

Can I...............................?

Let me.......for you.

I can............for you, if you like.

...could/will.............................

How about my..............for you?

Is there anything I can do, I’d be happy to help.

Accepting an offer of help

That would be very kind of you. Thank you.

.........is .............so....................... Thanks

Oh, thanks

........thank you

Thanks ever so much!

Rejecting an offer help

No, it’s all right, thanks

...............................thank you

...............................I can manage

...............................I’ll be all right

Please don’t bother. I can manage

....................................I’ll manage

.....................................I’ll be all right

.....................................I’m all right

Выражение невозможности  оказать помощь

Expressing inability to help

I’d really like to help but.........

I wish I could help you but.......

I’m afraid I can’t.........

Responding

Please don’t  worry, I can manage somehow

Never mind,................I’ll................................

Not to worry...................................................

That’s all right................................................

Выражение извинения

Apologizing/before/

I ‘m afraid I’ve got to..........

I hope I’m not disturbing you......

Sorry to bother you just now.......

...................................with something like this......

Excuse me.........

Apologizing /after/

I can’t tell you how sorry I am

Sorry to have kept you waiting

........................bothered you

I’m terribly sorry you should take it that way

.......ever so........... I just don’t know what to do

................so ..........about all this

Interviewing-questions

When talking to a perspective employee:

What kind of post would you be

...........type.....job...are you

........................employment.....?

.........................position...........interested in?

...................................................looking for?

What are your qualifications?

Have you got any relevant experience?

..............................................training?

Can you speak any foreign languages?

Do...........type?

.................drive?

Have you got a driving license?

When would you like to start?

............could...........start?

Responding to apologies

That’s quite all right

It’s............................

It’s my fault entirely

Being interviewed- answers

Well, what I’m looking for is...........

...........................interested in.............

I’ve got the right background for the job.

My French is pretty good

........................typing.........

I ‘m hoping to start as soon as possible

I could start next week

..............................month

Разговор по телефону

Caller speaks first

Could I speak with........, please?

Can...................to........................?

I wonder if I could speak with........, please.

............................................to.......................

Answerer responds

I ‘m afraid she is not in at the moment

....................he.......out.....just now.

Could I take a message?

Would you like to leave a message?

............................John to call you back?

Приглашение

Extending an invitation

I was wondering if you’d like to.......

...........................................care to.......

............................................be interested in

How would you like to............?

Would you care to....................?

Would you be interested in......?

How about................................. ?

What about..................................?

Accepting an invitation

That sounds very nice/interesting indeed

That’s very kind of you. Thank you

.....................nice.............Thanks

Yes, I’d love to

........that would be fun

....... ........................interesting

.........let’s

.........I’d be delighted

Yes, that sounds fantastic

..............................fun/great, lovely, wonderful

Refusing an invitation

Thank you but I don’t really think I can. You see.....

Thanks...........................................................................

I can’t, I ‘m afraid. Some other time, perhaps

I’m so sorry but I can’t

That’s very kind of you but I’m afraid........

Thank you but I’m afraid...........

Обращение за разъяснением

Asking for clarification

Could you explain what you mean by this, please?

What do you mean?

I’m sorry but I don’t’ quite understand you

I ‘m afraid......I don’t   really........................

I ‘m not quite sure I understand that

...................................follow you

....................................know what you mean

I’m afraid I can’t even begin to understand what are you trying to say

Giving clarification

Well, what I’m trying to say is that.........

....................I mean is...............................

Well, the point is....................................

Выяснение мнения

Asking for opinions

What do you think about.........?

..................................of.............?

What is your opinion about/ on, of ....?

How do you find........................?

How do you feel about..............?

What is your opinion about........?

......................................on.............?

......................................of..............?

What would you suggest?

...........do...........................?

What about.......................?

How about........................?

Will you agree that............?

Won’t...................................?

Would..................................?

Do.........................................?

Don’t....................................?

Expressing opinions

Personally I think that..............

Frankly......................................

What I think is that...............

It’s quite clear to me that.........

I feel ........................................

It’s obvious that.......................

In my opinion.......................................

As far as I am concerned.................

The way I look at it ..........

As I see it.................................

I’d just like to point out that........

.........................say..........

Выдвижение идеи

Introducing a point

I’m sure that.....

........convinced...........

.........certain...............

It seems quite clear that..........

................obvious.....................

.................evident.....................

Would you agree  that..............

......................admit that............

.......................say...................

The first problem seems to be..........

........basic point.................is

.........main ...............................

..........most important..................

Expressing agreement

I couldn’t agree more

I agree entirely

I fully agree with what you have just said

...............................your comment

That’s exactly what I was thinking

Introducing alternative suggestions

Don’t you think I’d better..........?

Can’t I.........instead?

I must say I’d rather.........

Wouldn’t it be better if......?

Don’t you think it would be better if.....?

...........................................................to?

Introducing an opposite point

I take your point but............

Possibly, but.............

True,.........................

Yes,.........................

on the other hand............

if you look at it from the different point of view.....

looking at this from another point of view...........

Выражение предположения

Expressing suggestions

Don’t you think I could..........?

.............................should.........?

............................it would be a good idea to......?

................................................sensible................?

Have you ever thought of........................?

.........................thought about...................?

Expressing alternative suggestions

Don’t you think I’d better.............?

Can’t I...........instead?

Wouldn’t it be better if.......?

Expressing tentative agreement

That certainly sounds like a good idea

That’s certainly a possibility

Expressing disagreement in a discussion

Wouldn’t it be rather risky to.....

You haven’t convinced me that...

Isn’t that out of question?

Do you expect me to believe that?

What an absurd idea?

Выражение сомнения

Expressing doubts

I take your point but............

...see....................................

I see what you mean but........

I agree with you on the whole but.....

Oh, but  don’t you  think that......?

That’s all very well but..........

That’s true I suppose but.....

That’s an interesting point of view but.....

...................................comment/remark......

Dealing with doubts and objections

You needn’t worry about.......

Look at it in another way.......

this may seem impossible to you but.........

Выражения активизирующие участников дискуссии

Making everybody active

What do you think, Mr. Pullen?

Don’t you agree,...............

Let’s hear what.......thinks/says/ has to say

Interrupting

By the way......

I’m sorry, but

I’m afraid I’ve got to interrupt you here

I’m sorry but I have to interrupt you here

Обращение на себя внимание в ходе дискуссии

Expressing exasperation at not being listened to

Why doesn’t anybody listen to me/

Why can’t you listen to me?

Bringing a discussion back to the point

Please come to the point......

Could you stick to the point, please?

That’s off the point.

   
   

Материал, содержащийся в этой таблице поможет учителю английского языка в организации ролевой игры и дискуссии. Работа с языковым материалом может проводится учителем  по разному:

1.     Учитель при разработке ролевой игры или дискуссии заранее продумывает какой именно языковой материал понадобится учащимся во время ролевой игры или дискуссии и заранее тренирует ( готовит) учащихся на использование этих выражений

2.     Учитель выписывает выражения( на доске или на отдельных листах) которые раздает на   каждую группу учащихся для того, чтобы учащиеся их активно использовали во время ролевой игры или дискуссии.

 В процессе ролевой игры ситуация общения  обычно разыгрывается по определенным социальным правилам принятым в обществе и таким образом у учащегося формируются навыки планирования культурного речевого взаимодействия ,  в ходе которого учащиеся приучаются к соблюдению правил социально- речевого этикета .

Для того, чтобы взаимодействие учащихся во время ролевой игры было  достаточно активным и эффективным учителю следует особое внимание обратить на подготовку продумать и подготовить дополнительный раздаточный материал , разработать описание игры, методические рекомендации для ее участников. составить справочную литературу и таблицы, необходимые для обработки информации. полученной в ходе коммуникации.

Перед вами образцы некоторых таблиц:

Таблица которую нужно заполнить учащимся  в ходе взаимодействия во время ролевой игры Фаворит

Фамилия опрашиваемого ученика

Любимый цвет

Любимое животное

Любимая песня

 

Учащиеся заполняя таблицы опрашивают своих одноклассников, соблюдая правила социально-речевого этикета.

Раздаточный материал можно представить и в виде анкет.

Примеры нескольких анкет, которые заполняют в ходе речевого взаимодействия:

Name..........................................................

Age..............................................................

Date of birth..............................................

Address.........................................................

Telephone number...................................

Hobbies......................................................

Данная анкета предназначается для работы в парах

А вот пример анкеты, для заполнение которой  учащимся потребуется  опросить почти всех, присутствующих на уроке по очереди:

Find someone who:

1.     Likes pop music but not rock music..............

2.     Likes Michael Jackson but not George Michael...........

3.     Likes football but not basketball.....................................

4.     Doesn’t like the telephone..............................................

5.     Doesn’t like computers...................................................

6.     Doesn’t like Coca Cola...................................................

А с помощью такой анкеты можно провести интервью с популярной звездой:

Name.....................................................Age..................................

Favorite music....................................Height..............................

Favorite colour....................................Weight............................

Medical information............................

Анкета, помогающая  воспроизвести  коммуникацию между доктором и пациентом

Have you ever had any:

1.     Physical handicap.................................

2.     Physical illness....................................

3.     Accidents which needed medical treatment...........

4.     Long absence from school..............................

Give details of the following where relevant:

1.     Special diet

2.     Medicines taken over the past years

3.     Amount of alcohol consumed each week

4.     Quantities of cigarettes smoked per day

Подобного рода таблицы и анкеты  предусматривают коммуникацию  во время ролевой игры  между одноклассниками, репортером и звездой, доктором и пациентом и облегчают ее

Немаловажное значение при подготовке к ролевой игре имеет ролевая карточка, которая часто включает в себя задания:

Situation: The customs. two characters:

                    -an immigration official;

                     -a Peruvian doctor trying to enter the country.

Props: A date stamp. A desk. A passport. A walking stick.

Problems:  The doctor’s passport is out of date and his money has been stolen on the plane

        He has to persuade the customs officials to let him in.

Character A

You are an immigration official. You are working overtime because one of your colleagues is sick. Your wife is ill and you want to get home. You like everything to be simple and straightforward. You are irritated by the doctor and his problem. you have the habit of running your hand through your hair.

  Character B

You are a Peruvian doctor. you have come to England to attend you son’s graduation at University. You have had a long journey. You are fed up and cold. Your passport is out of date and you have had your money stolen on your plane. You want to see a policeman. You have had a bad back so you need a walking stick.

Ролевая карточка поможет  учащимся спрогнозировать разговор между таможенником и доктором из Перу., причем на разных уровнях обученности ее можно использовать по разному:

-составление сценария на основании имеющихся материалов и  его последующая драматизация;

-составление анкеты -опросника;

-учащиеся могут разыграть первую часть сценария(опрос таможенника для и выяснения ситуации) и письменно закончить сценку с последующим обсуждением полученных вариантов и поиском наилучшего выхода из серьезной ситуации, в которой находится доктор.........

Ролевая игра как форма обучения имеет ряд существенных признаков:

1.     Наличие проблемы или серии задач, требующих решения.

2.     Моделирование педагогически управляемой деятельности учащихся. направленной на разрешение проблемы или серии задач.

3.     Наличие игроков, наделенных ролевыми функциями.

4.     Активное взаимодействие игроков по вертикали и горизонтали.

5.     Многоальтернативность решения поставленных проблем и задач.

6.     Организация игрового взаимодействия игроков в условиях состязательности, возможностей успеха.

7.     Сочетание элементов индивидуальной и групповой оценки результатов игры.

Все это свидетельствует о том, что подобный вид деятельности способствует развитию творчества и инициативы, помогает найти наиболее  приемлемые варианты выхода из трудной  ситуации  и таким образом готовит учащихся к жизни.

Другой формой активизации учащихся на уроке и   практической реализации  речевых возможностей учащихся  является дискуссия.

Дискуссия- способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе.

Дискуссия  дает возможность учащимся:

n     получить новую информацию ;

n      повысить свою  компетентность;

n     проверить собственные идеи и оценить их достоверность;

n     развить коммуникативные качества и  умения пользоваться своим интеллектом;

n     проверить свои чувства и их интерпретацию окружающими:

n     выработать привычку нести ответственность за свои слова;

n     научить избегать ошибок,, допущенных другими .

Система работы учителя по подготовке к дискуссии описана в опыте работы учителя английского языка сш № 43 Игнатьевой Т.А.

В настоящей работе представляем  материал на осоновании которого можно будет организовать дискуссию 

Дискуссия по проблеме «Честный ли ты?»

Учащиеся разделяются на группы по 4-5 человек и получают список поступков, совершенных различными по рангу и положению в обществе людьми.  Учащиеся должны оценить насколько перечисленные поступки соответствуют  представлениям об абсолютно честном человеке -1 и наименее честном-10.

List of situations

scale

1.     A student studying for  a very important examination tears out a few pages from a library book. He needs them very badly and the book is rarely used by others.

2.     Another student studying for a very important examination marks pages of a library book with a pen.

3.     A journalist needs a specialised atlas for his work. such atlases are not available in shops, so he borrows one from a library , says he has lost it and pays for it.

4.     A young woman avoids paying her bus fare.  She thinks the bus service is bad.

5.     A young man buys a cheap ticket to the cinema and sits in a more expensive seat, since one is available.

6.     A research worker wants to get a scholarship to France. All the candidates must take an examination in French. He is afraid he will not pass it, so a friend who speaks very good French takes the examination for him.

7.     A worker at a shampoo factory regularly smuggles out shampoo for himself and his family.

8.     New lamps have been bought for a hotel. A man who works in the hotel changes his own old lamp for a new one which he takes home.

9.     An unknown artist imitates the style of a famous painter in this way sells his picture to private collectors

10.   An academic published falsified results of an experiment.

 

Учащиеся сравнивают свои результаты, оспаривают их , а также определяют  кто из приведенных  в таблице людей заслуживает наказания.

Представленные формы обучения позволяют гибко сочетать разнообразные приемы и методы обучения, а главное 

-активизировать и интенсифицировать процесс обучения;

-воссоздать межличностные отношения процедуры принятия коллективных решений;

 и способствуют творческому самоопределению и самосовершенствованию, самоуправлению и самореализации учащихся в процессе активной языковой деятельности.

Литература:

1.     Леонтьев А.А. Преподавание иностранных языков в школе: Мнение о путях перестройки//Иностранные языки в школею-1988.-№4

2.     Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура//  Русский язык.-М.,1990.

3.     Ариян М. А. Использование воспитательного потенциала речевого этикета на иностранном языке.// Иностранные языки в школе -1991ю-№2

4.     Golebiowska A. Getting students to talk . University Press, Cambridge



В содержание