Рекомендации по использованию метода проектов на уроках иностранного языка в начальной школе

Составитель: Савинова Н.Б.
Дата: март 2005 г.

Метод проектов в последние годы получил широ­кое распространение и используется в раз­личных образовательных областях. Несо­мненным плюсом применения метода яв­ляется то, что он способствует формирова­нию надпредметных навыков и умений, позволяет находить оптимальные пути достижения поставленных целей.

К целям проектного метода относятся: развитие самостоятель­ного, систематического, логического, кри­тического и творческого мышления, про­гностических умений, коммуникабельнос­ти, навыков исследования и публичных выступлений.

Метод проектов позволяет осуществлять дифференцированный под­ход в обучении. Сущность его можно обо­значить словами Клодин Орио: «Все спо­собны»

Как форма учебного занятия проектное обучение ориентировано на самостоятельную деятельность учащих­ся — индивидуальную, парную, группо­вую — в течение определенного отрезка времени. Однако, основное отличие метода проек­тов от просто групповой работы или работы над темой заключается в организации обя­зательной презентации результатов.

В методике преподавания иностранного языка метод проектов может быть исполь­зован достаточно широко. Следует отме­тить, что в его основе лежат принципы коммуникативного подхода в обучении.

Использование проектной методики в значительной степени способствует созданию мотивации к изучению иностранного языка в начальной школе.

Не секрет, что одной из основных задач, стоящих перед обучением в начальной школе яв­ляется формирование мотивации достиже­ния успеха. Под мотивацией достижения успеха понимается мотивация, направлен­ная «...на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентирован­ной на достижение некоторого результата, к которому может быть применен крите­рий успешности. Мотивация достижения проявляется в стремлении субъекта прила­гать усилия и добиваться возможно луч­ших результатов в области, которую он считает важной». Мотивация достижения является относительно независимым ви­дом человеческой мотивации, от нее во многом зависит дальнейшая социальная адаптация личности, в частности переход из начальной школы на вторую ступень обучения.

Детский возраст «...является периодом развития, сенситивным для формирования и укрепления мотивации достижения ус­пехов». Происходит конкретизация пред­ставления о способностях, осознаваемых «...как понятие и причина собственных ус­пехов и неудач». Ребенок выбирает индивидуальную траекторию движения к успе­ху в наиболее привлекательной для него деятельности. Под влиянием различных психологических факторов мотив дости­жения успехов может трансформировать­ся в мотив избежания неудач. Одним из таких факторов является проектная деятельность.

В организации проектной деятельности очень важным моментом является струк­турирование. Оно включает такие этапы, как планирование, анализ, обобщение ин­формации и презентация.

I этап характеризуется актуализацией знаний по выбранной тематике, обменом мнениями путем «мозгового штурма», вы­явлением компетенции каждого участни­ка, образованием групп, определением подтем и формулировкой общей исследова­тельской задачи. Для младших школьни­ков этот этап должен быть краткосрочным. Целесообразно введение игрового опыта социализации.

II этап представляет собой самостоятель­ное исследование, на котором происходит определение источников информации, анализ и интерпретация данных. Учитель на этом этапе играет роль активного наблюдателя. На этом этапе рекомендуется организация групповой рефлексии.

На III этапе происходит выстраивание общей логической схемы презентации и «проецирование» информации на лич­ность учащегося.

На этапе презентации происходит фор­мирование и развитие навыков публичных выступлений и защиты своей позиции в ситуации успеха. Здесь также важен мо­мент рефлексии.

Проекты представляются в разных фор­мах, целесообразно ограничение времени на презентацию, а также необходима визу­ализация результатов.

Оценка результатов осуществляется с точки зрения уровня креативности и инди­видуального вклада. Исходя из логики со­здания ситуации успеха, нельзя оценивать только языковой материал и ошибки. Бе­зусловно, в работе над проектом возника­ют свои сложности, такие как шум, боль­шие временные затраты, использование родного языка и разный уровень языковой компетенции, но все они снимаются достигаемой результативностью деятельности и положительными изменениями во всех ас­пектах развития личности.

Представляем опыт работы с монопроектами и межпредметными проектами разной тематической направленности.учителя английского языка сш №71 г. Кемерово И.М. Тюниной на уроках в начальной школе. Все представленные проекты относятся к проектам с открытой, координацией (жесткой или гибкой). По характеру контактов все проекты были внутренними. Представлены проекты, выделяются по количеству уча­стников. Учитывая возрастные особеннос­ти детей 7-11 лет, предлагаем вашему вни­манию только краткосрочные проекты.

Начальная ступень (7 лет)

Первый проект, «A Merry Moon», ис­пользуется на этапе консолидации навы­ков и развития умений, предназначен для детей, начинающих читать. Применим как увлекательная форма закрепления полу­ченных знаний в области фонетики. Про­ект: создать игрушку, закладку для книг или другую практически необходимую вещь с использованием слов, содержащих один и тот же звук, из подручных материа­лов. Целью данного проекта является со­вершенствование навыков произношения и формирование навыков чтения, а также усиление мотивации изучения предмета. (Постановка звука [m] и умение узнавать и изображать его графический образ.)

Тип проекта: краткосрочный, практико-ориентированный, технологической на­правленности, с жесткой координацией.

Ход проекта:

• каждому ребенку предоставляется мо­дель с изображением «месяца» и «звезд»
(можно из цветной бумаги). Фигурки сле­дует вырезать. В «звезды» дети должны вписать слова из предлагаемого списка слов, начинающихся с буквы m, а слово «Moon» написать на «месяце»;

• при помощи дырокола проделать от­верстия в изображении «месяца» и про­деть в них нитку. Проделать отверстия в изображениях «звезд» и присоединить их к «месяцу» при помощи нити так, чтобы они свисали вниз;

• при помощи дырокола проделать от­верстие посередине в изображении «меся­ца», продеть нитку и подвесить.

Вторым примером практико-ориентированного краткосрочного проекта явля­ется разработка тематического иллюстрированного словаря под названием «Word Bank». Работа может выполняться как ин­дивидуально, так и в группе. Целесообраз­но внеклассное выполнение задания. Дан­ный проект можно отнести к творческому типу, так как ребенок самостоятельно раз­рабатывает дизайн проекта; а также к ин­формационному типу, так как наличест­вуют поиск информации по заданному критерию (определенная тема), сопостав­ление и обобщение собранной информа­ции. Тематическая направленность линг­вистическая. Цель: совершенствование ассоциативного мышления. Темы: «Жи­вотные», «Пища». Актуализация знаний по теме осуществляется при помощи кар­тинок с предметным значением. Дети со­общают известные им по заданной теме слова. Идеи фиксируются на доске. Воз­можно в виде Spidergram (лексической схемы).

Дети представляют и обсуждают выпол­ненные работы. Проекты могут быть вы­полнены в форме: книги-раскладушки с наклеенными рядом со словами иллюстра­циями; географической карты с нанесен­ными на нее изображениями животных в местах их обитания; экрана, разделенного на сектора.

Целью третьего проекта является консо­лидация лексики по подтеме «Части лица» и активизация ее в грамматической конст­рукции have got/has got. Монопроект «Ма­ска» выполнялся на базе текста учебника «Two Faces» по следующему алгоритму:

- актуализация темы при помощи картинок и текста;

- описание картинки;

-ответы на вопросы к тексту.

Цель проекта: разрабо­тать маску для карнавала и написать о ней с опорой на текст. Предложенные детьми идеи фиксируются. Проект задается в ка­честве домашнего задания.

На этапе презентации могут быть представлены следующие формы:

-маска (практико-ориентированный проект технологической направленности, готовой к практическому использованию);

- книга с небольшим рас­сказом (литературно-творческий проект);

- дизайн-папка с рассказом (литературно-творческий).

Четвертый практико-ориентированный монопроект с творческой, фантастической направленностью «Мой парк» разрабаты­вался с опорой на текст учебника. Уча­щимся предлагается изобразить свой парк и рассказать о нем.

Уровень выполненных проектов зависит от языковой компетен­ции учащихся.

Недостаточное владение языком, как по­казывает практика, компенсируется ис­пользованием большего количества иллю­страций. Например, проект в виде:

- схемы зоопарка с изображениями животных и подписью их названий,

- в форме литератур­но-творческого проекта,

-анкеты для посе­тителей парка.

- рекламного объявления.

На этапе презентации ребята защищают свой проект, ощущая полезность выполненной работы и живой интерес сверстников.

Примеры литературно-творческих монопроектов. Целью культуроведческого проекта «Загадка» - научить детей описанию сказочных героев с выделением существенных признаков и последующее создание продукта собственного литера­турного творчества в виде загадки: Присут­ствующим предлагается прослушать опи­сание и угадать, какой сказочный герой имелся в виду. На подготовительном этапе проводится анализ форм, в которых пред­ставлены загадки в русском и английском фольклоре, а также производится актуа­лизация знаний по теме путем беседы об известных сказочных героях. Затем в виде группового проекта создаются загадки, и, наконец, дома выполняются индивиду­альные проекты.

 

Вторая ступень обучения (8—9 лет)

Практико-ориентированный монопро­ект. Тема: «Расписание уроков». Целью данного проекта:

- консолидация лекси­ки по теме «Школьные предметы» и связан­ной с ней теме «Дни недели»,

-отработка ее в конструкции: It's at ... o'clock;

- введение в коммуникативную ситуацию «В школе», близкую и известную учащимся.

Актуали­зация темы осуществляется при помощи картинки — модели расписания. Проводится повторение структуры специального вопроса на материале, представленном в учебнике. Затем учащимся предлагается создать собственное расписание уроков и расспросить одноклассников об их расписа­нии. Следовательно, проект имеет не только конкретный практический выход, но и при­обретает черты ролевого характера , что делает презента­цию значительно интереснее для детей.

Литературно-творческий монопроек­т. Уровень креативности детей на этой ступени возрастает, и возрастает их инте­рес к творческим проектам.

Например, создание собственного стихо­творения «Picture-poem». Актуализация темы осуществляется при помощи картин­ки — модели стихотворения. Учащимся предлается проанализировать приемы создания графической реализации стихо­творного образа и выбрать одно из предло­женных названий. Затем рассмотреть два представленных в рабочей тетради картин­ки-стихотворения и попробовать создать собственное, используя предложенный ри­сунок бумажного змея и стихотворение: My white and yellow kite is climbing in the sky. По замыслу дизайна необходимо перерисовать картинку карандашом, затем фломастерами запи­сать стихотворение по контуру рисунка, затем стереть карандашный набросок, что­бы осталось изображение змея, выполнен­ного из разноцветных слов. Индивидуаль­ный проект выполнялся в качестве домаш­него задания.

Информационные проекты. Уровень языковой компетенции учащихся уже поз­воляет делать простейшие исследования и обобщения. В данном направлении разра­батывались следующие проекты.

• Создание семейного календаря празд­ников. Проект выполняется либо как ин­дивидуальный, либо как серия индивидуальных проектов в составе группового. Продукт данного проекта имеет практичес­кое применение, кроме того, предоставляет возможность для учащихся по­чувствовать собственную значимость в коллективе. В ходе проекта реализуется следующая коммуникативная задача: получить мак­симально полную информацию о семейных праздниках других членов группы и пре­доставить собственную.

• Погода в мире. Данный проект уже можно отнести к межпредметным с геогра­фической направленностью, так как пред­полагается сбор информации из конкрет­ной области знаний. Учащимся предлагается выбрать любую часть света (страну или группу стран), вре­мя года и рассказать о погоде в них. Перво­начально в классе проводится работа с текстом. Выполняются упражнения на ориентацию по географической карте, обсуждение клима­тических условий отдельных частей света. Затем учащимся предлагается выполнить групповой проект по выбранной теме, при­чем страна и время года определялись пу­тем жеребьевки. На дом задается индиви­дуальный проект с самостоятельным выбо­ром подтемы и формы презентации.

На данном этапе представляется возможным делегировать подобную ответственность детям при осуществлении учителем непря­мого консультирования. Формы презента­ции, выбранные детьми, включают творче­ский проект (сочинение с обзором материа­ла по теме), а также творческий проект с ролевым выходом (проведение телепереда­чи «Прогноз погоды»).

Как вы уже заметили на второй ступени обучения появляет­ся новый, более сложный тип проекта — информационный, что позволяет сделать вывод о повышении уровня языковой ком­петенции учащихся. Кроме того, изменя­ется стратегия презентации, увеличивает­ся степень свободы выбора.

 

Третья ступень обучения (9—10 лет)

На третьей ступени обучения процент практико-ориентированных проектов сокращается и используется как модуль более с ложных типов проектов. Дальнейшее плодотворное развитие получают литературно-творческие монопроекты. Они представлены следующими проектными заданиями.

· Проект «Television», разработанный в виде сочинений на тему. Он хорошо отражает результаты разноуровневого обучения: от изготовления модели телевизора с изображением и названием любимой программы до логически выстроенного сочинения среднего объема.

· Проект литературного перевода стихотворения «Великан», помещенного в книге по домашнему чтению. На уроке обсуждаются особенности стихосложения и стилистические приемы, используемые в данном виде литературного творчества.

· Продолжается работа над информационным типом проекта. На данном этапе дети проявляют больший интерес к поиску, анализу и обобщению информации, так как повышается уровень их языковой компетенции, развивается аналитическое, ассоциативное и системное мышление, комбинаторные умения; усиливаются межпредметные связи, расширяется общий кругозор.

· Проект историко-страноведческой направленности «Famous Buildings». Дети значительно расширили свои знания по страноведению. Например, на этапе планирования разбирались различные гипо­тезы создания Stonehenge. При самостоя­тельном выборе темы учащиеся проводят глубокое ее исследование и знакомят других членов группы с найденной инфор­мацией. Большинство проектов представляется в виде рефератов. Защита проходит в форме ответов на вопросы оппонентов.

Необходимо отметить, что на данном этапе все информационные проекты явля­ются межпредметными.

Появляется новый тип проекта — иссле­довательский. Он представлен результа­тами социологического опроса, проведен­ного детьми в рамках темы «The healthy way of life» и «Sports»

Заранее разрабатывается список вопросов, кото­рые впоследствии задаются каждому члену группы. Проект выполняется как групповой. Затем проводится обработка полученных данных и делаются выводы. Исследование проводилось по следующим направлениям:

1. Любимые виды спорта в моей группе.

2. Что такое здоровый образ жизни?

3. Как быть здоровым?

4. Ведут ли члены моей группы здоро­вый образ жизни?

На данной ступени можно отметить ус­ложнение технологии работы с информа­цией и повышение интереса к проведению практических исследований. Продукт ис­следования по-прежнему является личностно-ориентированным.

 

Четвертая ступень обучения (10—11 лет)

На данной ступени обучения практико-ориентированные проекты исчезают. Это объясняется возрастными особенностями и усложнением структуры интересов учащихся: усиливается их инте­рес к познанию и анализу. Литературно-творческий проект сохраняется, но про­цент выбора учащимися данного типа про­екта незначителен. Он используется, как правило, в качестве модуля деятельности в информационно-исследовательском про­екте. Учащиеся начинают уделять больше внимания стилю своих работ, логике пост­роения, аргументированности выводов и иллюстрации фактическим материалом. На этапе планирования особенно популяр­ным становится применение «мозговой атаки», учащиеся проявляют отчетливый интерес к коллективной дискуссии.

Информационно-исследовательские проекты. «Солнечная система» — меж­предметный информационно-исследова­тельский проект естественнонаучной на­правленности с привлечением дополни­тельных источников информации в виде учебника по природоведению для 5 класса, энциклопедии, литературы по теме. Консультативно-координирующие функции осуществлялись совместно с учителем природоведения. Идея проекта предлагается самими учащимися, они же обозна­чают подпроблемы исследования.

1. Вселенная.

2. Солнечная система.

3. Исследование отдельно взятых планет.

4. Исследование планетарных групп:
большие планеты; малые планеты.

Учащиеся делают интересные теорети­ческие выводы, подтвердив их богатой фактологической информацией.

Данный проект является также приме­ром привлечения межпредметных связей. Дети открывают для себя возможность об­щения на интересующую их в данный мо­мент тему, повышается мотивация, уро­вень знаний, развиваются прогностические способности, способность к анализу и тео­ретическим обобщениям, эвристичность мышления. Учащиеся получают возмож­ность переноса знаний из других областей в область общения на иностранном языке.

На данной ступени обучения в связи с возрастными особенностями, повышением интереса к общению в коллективе и стрем­лением к самоопределению в группе обо­значается новый тип проекта — ролевой. Учащиеся, принимая на себя отдельные социальные роли, моделируют процесс ре­альной коммуникации, например в форме интервью, репортажа, телепередачи.

Вывод:

Опираясь на практические результаты использования метода проектов в обуче­нии, можно отметить следующее.

- Метод проектов является дидактичес­ким средством для повышения мотивациии развития личности учащегося, универ­сальным средством для применения в учебном процессе; хорошей формой консо­лидации лексического материала и развития коммуникативных умений (при этом
за отправную точку дискуссии принимался текст).

- Посредством проекта осуществляется разноуровневое обучение. Чем ниже коммуникативная компе­тенция учащегося, тем больше вероят- гость выбора им фантастической темати­ки, и наоборот, чем она выше, тем вероят­нее выбор реальной фактологической, эм­пирической тематики.

- Начальная (1) ступень обучения ха­рактеризуется, в основном, выполнением краткосрочных практико-ориентированных монопроектов, что объясняется кон­кретностью мышления детей 7-8-летнего возраста. Также появляется интерес к вы­полнению простейших литературно-творческих проектов на обиходные темы.

- На второй ступени обучения процент выполнения практико-ориентированных монопроектов по-прежнему высок, но их структура усложняется. В связи с повыше­нием уровня креативности возрастает интерес к литературно-творческим монопро­ектам. Появляется новый, более сложныйтип проекта — информационный, что поз­воляет сделать вывод о повышении уровня языковой компетенции учащихся. Кроме того, изменяется стратегия презентации, увеличивается степень свободы выбора.

- На третьей ступени обучения процент практико-ориентированных проектов со­кращается и используется как модуль бо­лее сложных типов проектов. Дальнейшее плодотворное развитие получают литера­турно-творческие монопроекты. Продол­жается работа над информационным ти­пом проекта. Повышается уровень языко­вой компетенции, развивается аналитиче­ское, ассоциативное и системное мышле­ние, комбинаторные умения. Усиливаются межпредметные связи, расширяется об­щий кругозор. Информационный проект приобретает межпредметный характер.

Впервые появляется информационно-ис­следовательский тип проекта, так как ус­ложняется технология работы с информа­цией и повышается интерес к проведению практических исследований. Продукт ис­следования по-прежнему является личностно-ориентированным.

- На четвертой ступени обучения практико-ориентированные проекты становят­ся менее актуальными в силу возрастных особенностей и усложнения структуры ин­тересов учащихся: усиливается их интеpec к познанию и анализу. Литературно-творческий проект сохраняется, но про­цент выбора учащимися данного типа про­екта незначителен. Он используется, как правило, в качестве модуля деятельности в информационно-исследовательском про­екте. Информационнно-исследовательский проект становится межпредметным. Учащиеся начинают уделять больше вни­мания стилю своих работ, логике

- построе­ния, аргументированности выводов и ил­люстрации фактическим материалом. На этапе планирования особенно популяр­ным становится применение «мозговой атаки», проявляется отчетливый интерес к коллективной дискуссии. На презента­ции работы оцениваются всеми присутст­вующими путем голосования. Отмечается появление интереса к ролевому типу про­екта при полной самостоятельности уча­щихся.

Чем выше языковая компетенция уча­щихся, тем более гибким становится кон­троль со стороны учителя. В конечном ито­ге роль учителя трансформируется в роль полноправного участника проекта, то есть осуществляется переход к скрытой коор­динации.

Литература :

А.В. Петрушина, И.М. Тюрина Метод проектов в начальной школе. Уроки английского языка для детей 7-11 лет// Образование в современной школе №10 2004г

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации