Методические рекомендации
для учителей иностранного языка по работе с учащимися младших классов,
составленные на основе информационных и методических писем Министерства образования РФ 2002-2004гг

Составитель: Зав УМК иностранных языков ООИПКРО Н.Б. Савинова
Дата: 30.03.05

Информационные материалы по проблемам раннего обучения иностранным языкам

Федеральный компонент стандарта по иностранному языку в начальной школе

Изучение иностранного языка в начальной школе должно быть направлено на достижение следующих целей:

- обеспечить развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения;

- заложить основы для формирования умений общаться на иностранном языке с учетом ре­чевых возможностей и потребностей младших школьников: элементарных и коммуникатив­ных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

- создать условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школь­ников к новому языковому миру и для пре­одоления в дальнейшем психологических ба­рьеров в использовании иностранного языка как средства общения для развития мотива­ции к дальнейшему овладению иностранным языком;

- формировать элементарные лингвистические представления, развивать речевые, интеллек­туальные и познавательные способности младших школьников, а также общеучебные умения;

- приобщать детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: позна­комить младших школьников с миром зару­бежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами худо­жественной литературы, воспитывать друже­любное отношение к представителям других стран.

Усиливается опора на опыт изучения родного языка, развиваются умения сравнивать формы родного и иностранного языков, способность де­лать элементарные выводы и обобщения, а это в свою очередь влияет на более осознанное восприя­тие форм того и другого языка, на развитие культу­ры речи.

Расширяется кругозор детей за счет страновед­ческой информации, становится более полной кар­тина мира.

Требования предъявляемые к результатам выпускников начальной школы:

За три года изучения иностранного языка (во втором, третьем и четвертом классах) выпускники начальной школы должны достичь следующих требований к уровню их иноязычной подготовки.

В плане развития речевых умений и формиро­вания языковых знаний и навыков:

Уметь:

понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных тек­стов с опорой на зрительную наглядность;
участвовать в элементарном этикетном диалоге(знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника;
кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, о школе);
читать вслух текст, соблюдая правила произношения и основные интонационные модели;
читать про себя с пониманием основного содержания тексты, доступные по содержанию и языковому материалы;
писать краткое поздравление (с днем рождения, с Новым годом) с опорой на образец.

Знать:

алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;
основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;
название страны изучаемого языка, ее столицы;
имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений;
рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме).

Кроме того, к третьему году обучения иностран­ному языку совершенствуется опыт учебной дея­тельности учащихся и выпускник 4 класса овладе­вает следующими общеучебными умениями:

• различать основные типы предложений по интонации и цели высказывания;

• составлять элементарные монологические и диалогические высказывания по образцу, по ана­логии;

• работать с текстом для чтения (догадываться о его содержании по заголовку, иллюстрациям, осуществлять в тексте поиск заданной инфор­мации и т.п.);

• списывать текст на иностранном языке, выписывать из него и (или) вставлять в него сло­ва в соответствии с решаемой учебной задачей

Развиваются специальные учебные умения (применительно к предмету иностранный язык):

• наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений (например, долгих и кратких звуков, слов, близких по звучанию в родном и изучаемом иностранном языке, и др.);

• пользоваться двуязычным словарем как при чтении (для раскрытия значений новых слое),так и при создании самостоятельного устного или письменного текста.

Приемы и формы работы с учащимися на уроке:

Учитывая стремление младших школьников к групповому взаимодействию, следует активнее ис­пользовать на уроках и во внеурочной работе такие приемы, как игра (ролевая и по правилам), сорев­нование, конкурс, инсценировка

Типичные и индивидуальные ошибки учащихся:

Типичные ошибки, допущенные обучаю­щимися, чаще обусловлены отсутствием аналогич­ных грамматических явлений в русском языке:

- артиклей, строгого порядка слов, вспомогательных глаголов и глаголов-связок, а также особенностями изучаемых языков: несовпадением графического и звукового образа в английском и французском язы­ках, наличием звуков, не имеющихся в русском языке, и т.д.

Индивидуальные ошибки, допускае­мые на иностранном языке, как правило, коррелируются _с особенностями владения учащимся родным языком:

- неумением четко артикулировать звуки, нарушениями фонематического слуха, ограни­ченным лексическим запасом на родном языке, неумением строить предложения, а также затрудне­ниями в ведении диалога (начинать, поддерживать и завершать разговор) и монолога (соблюдать ло­гику высказывания).

Формы работы с ошибками учащихся:

Учителю, необходимо вычленять в учебном процессе типичные и индивиду­альные ошибки учащихся и работать над ними, ис­пользуя упражнения, заложенные в разных компонентах УМК:

Так, учащимся, испытывающим труд­ности фонетического характера, целесообразно рекомендовать больше работать с аудиокассетой.

Лексико-грамматические трудности помогут пре­одолевать тренировочные упражнения, предлагае­мые в рабочей тетради.

Проблемы, связанные с формированием речевых умений, потребуют от учителя организации более интенсивного общения на уроке.

Следует помнить что перегрузка учащихся избыточной лингвистической или социокультурной информацией нежелательна.

Перед учителям не стоит задача научить всех учащихся всему тому, что дается в учебнике.

Домашнее задание:

Объяснение домашнего задания требует специального времени на уроке. Несмотря на то, что практически все задания, предусмотрен­ные для самостоятельного выполнения, содержат образцы, учителю следует на уроке прочесть вмес­те с детьми формулировку задания, убедиться в том, что учащиеся смогут выполнить его, не обра­щаясь к помощи родителей. Суммарное время, выделяемое на выполнение всего домашнего за­дания по иностранному языку (устного и письмен­ного) не должно превышать 20 минут. Для тех уча­щихся, которые проявляют повышенный интерес к изучению иностранного языка, в учебниках и ра­бочих тетрадях предусмотрены дополнительные задания

Дополнительные задания это :

- задания занима­тельного характера (кроссворды, сканворды, чайн­ворды и т.д.)

- задания повышенной труднос­ти, требующие от учащихся интеллектуальных усилий и проявления языковой (лингвистической) догадки.

Мониторинг по иностранному языку как результат обучающей деятельности:

По окончании экспериментального обучения Министерство образования Российской Федерации планирует проведение мониторинга по всем четы­рем иностранным языкам в конце IV класса.

Мониторинг направлен на выявление достиже­ний младших школьников и определение уровня

сформированности коммуникативных умений вы­пускников начальной школы.

Мониторинг будет осуществляться в письменной фор­ме. В ходе мониторинга будут проверяться коммуникативные умения обучающихся в чтении и письме.

Для составления полной картины достижений учащихся по материа­лам соответствующего УМК Учителю рекомендуется самостоятельно проверить насколько в ходе обучения были сформированы коммуникативные умения в говорении и аудировании.

Контроль уровня обученности четвероклассников должен быть направлен только на выявление их достижений. Он дол­жен вызывать у учащихся желание продемонстри­ровать свои способы, поддерживать в них чувство успеха и мотивировать к дальнейшему изучению иностранного языка. Для этого необходимо, чтобы во время проведения проверки в классе была спо­койная и дружелюбная атмосфера, формат предлагаемых заданий для контроля, процедура их выполнения и система оценивания должны быть знакомы и понятны обучаемым.

Вид деятельности
Требования
Образцы заданий
Чтение и письмо

- полное понимание текстов, построенных на изученном языковом материале;

—умение писать поздравления с опорой на об­разец.

- задание с выбором «Верно - Неверно», например,

- картинка и набор утверждений на иностранном языке, по поводу соответствия которых изоб­ражению необходимо сделать указанный выбор;

- задание с множественным выбором, например: а) вопрос и три варианта возможного ответа, один из которых нужно выбрать, или б) начало предложения и три возможных варианта его завер­шения;

- модифицированный клоуз-тест, например, учащимся необходимо заполнить пропуски в тек­сте, используя предложенные для этого слова.

Чтение вслух
понимать основное содержание небольшого облегчен­ного текста, построенного на изученном материале с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку
чтение небольшого текста (объе­мом не более 60 слов), построенного на изученном лексико-грамматическом материале ответы на вопросы к тексту
Монологическая речь

Высказывания по изученной теме, используя задания :

- Прими участие в телеконкурсе «Моя семья и Я».Расскажи о своей семье.

- Ты приехал в международный детский ла­герь. Расскажи своим новым друзьям о себе.

- Пригласи в гости своего зарубежного друга зимой. Расскажи ему о зимней погоде, о том, чем вы будете заниматься.

- Убеди своих родителей купить тебе щенка(или другое домашнее животное). Тебе это удается,
если ты расскажешь о нем как можно больше.

Диалогическая речь

Решение хорошо знакомой коммуникативной за­дачи:

1. Разыграйте с одноклассником диалог между покупателем и продавцом, который мог бы состо­яться в магазине «Продукты». Покупатель хочет ку­рить….

2. Разыграйте с одноклассником диалог между покупателем и продавцом, который мог бы состояться в магазине «Книги». Покупателю нужно ку­пить школьно-письменные принадлежности для нового учебного года.

3. Разыграйте с одноклассником диалог приглашения в гости друг друга по телефону.

4. Ты пришел в гости на день рождения к другу. Поздравь его и вручи подарок.

Коммуникативные умения в аудировании
понимать на слух основное содержание небольшого облегченного текста, построенного на изученном материале с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку

Прослушивание текста (объемом не более 150 слов, дли­тельностью звучания 1,5 минуты и выполнение заданий:

-на альтернативный выбор, например, «Пос­мотри на рисунки. Отметь знаком X изображение героя, о котором рассказывалось в тексте»;

-на множественный выбор, например, «Вы­бери правильный ответ на вопрос», «Закончи предложение в соответствии с прослушанным текстом , выбрав правильный вариант из предложенных»

Это может быть текст описательного характера (например, описа­ние игрушки, героя известной сказки) или отрывок из сказки, рассказа. допускается наличие в нем нескольких (двух-трех) незнакомых слов, значение которых следует сообщить учащимся перед прослушиванием

Проверка умений учащихся в аудировании должна быть организована следующим образом:

-учитель напоминает четвероклассникам процеду­ру выполнения задания,

-учащиеся знакомятся со сформулированной на русском языке коммуникативной задачей (что им предстоит выполнить после прослушанного текста)

-учащиеся слушают текст в первый раз и выполняют задания, текст прослушивается во второй раз, и учащиеся заканчивают выполнение задания, при необходимости вносят различные исправления.

Критерии оценивания устных ответов :

Оценить устные ответы можно с помощью критериев:

- соответствие высказывания учащегося поставленной в задании коммуникативной задаче (при оценивании диалогической речи необходимо также обращать внимание на умение учащегося поддерживать беседу, употреблять фразы стимулирующие собеседника к общению)
количество и разнообразие используемых языковых средств;

- относительная грамматическая правиль­ность речи (грамматические ошибки не должны препятствовать пониманию содержания);

- относительно правильное произношение и соблюдение интонации;

- объем высказывания:

-для монологическойречи- 5-6 фраз;

-для диалогической речи- 2-4 реп­лики с каждой стороны.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации